Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Страницы истории Балтийского флота России

20 октября - день русских моряков (в этот день в боярская дума постановила: "Морскому флоту быть…"). Причем нынешний праздник особый: 2004 г. - год 300-летия Балтийского флота. Не грех вспомнить, что и Петрозаводск внес весомый вклад в создание морского флота Балтики. Он участвовал в его строительстве, много лет вооружал, а потом и строил военные корабли. До 1918 г. многие петрозаводчане несли срочную морскую службу в Финляндии, на русских военно-морских базах (Финляндия входила тогда в состав Российской империи) Мало того, 60 лет назад в финских портах снова стали базироваться наши корабли и подводные лодки. Легендарный подводник Александр Маринеско в январе 1945 г. совершил торпедную атаку века, выйдя на своей "Щуке" из порта г. Турку. А два самых знаменитых дореволюционных парохода Петрозаводска последовательно представляли на Балтике военно-морские силы России, Финляндии, Эстонии и СССР. О некоторых этапах истории Балтийского ВМФ России, связанных с историей Карелии, - наш рассказ.

Озерно-морские "Апостолы"

История двух петрозаводских пароходов

Эти два парохода, имевшие честь неоднократно попасть в альбом "Петрозаводск на старой открытке", казалось, давно сгинули в водовороте гражданской и прочих войн. Но на самом деле те, кто бывал в Кронштадте в 1950-х годах, воочию или на киноэкране наверняка видели бывшего "Апостола Петра". Правда, совершенно не догадываясь о прежнем имени озерно-морского долгожителя…

Не сестры, а братья

На мягком диванчике первого класса, с услугами буфета, в тепле и комфорте можно было съездить из Петрозаводска в Петербург только с июля 1861 года. До этого путешественники добирались либо в тряском экипаже, либо на случайных парусниках. Открыл регулярное сообщение между столицами Олонии и России пароход "Петрозаводск". Через 15 лет пароходов на Онего было уже более десятка, а к началу ХХ в. - едва ли не сотня. Пароходы и буксиры возили почту, пассажиров и грузы: хлебные припасы, спирт и колониальные товары с юга, а в столицу - нехитрые дары северной природы.

Купцы-пайщики "Онежского пароходного общества" к огорчению местных извозчиков приобретали все новые и новые суда, успешно конкурируя с гужевым "дальнобойным" транспортом. Поэтому самые капиталистые из них в начале нового века съездили в Англию, чтобы заказать на судоверфи "Гринок энд Гренджемоут Док Ярд Ко" два новых парохода. За 150 тысяч рублей петрозаводчанам в 1906 г. продали пару однотипных озерно-речных колесных товаро-пассажирских систер-шип (корабли-сестры). Хотя их уместнее было бы назвать братьями, поскольку пайщики назвали свои суда "Апостол Петр" и "Апостол Павел". Новенькие пароходы доверили самым опытным капитанам: Федору Матвеевичу Рюхину ("Апостол Петр") и Николаю Павловичу Варзугину ("Апостол Павел").

Пароход идет, волны кольцами…

Вообще прибытие парохода из Питера на петрозаводской пристани всегда было своеобразным маленьким праздником, местным шоу. У сходней всегда волновалась толпа принаряженных горожан. Не встречающих, а просто любителей поглазеть на сверкающие медяшками и солидно дымящее чудо ХХ в., а также поскорей узнать столичные новости. Все сановные гости прибывали по воде, все важнейшие события заканчивались также на городской пристани. Будь то проводы новобранцев на войну, либо губернской делегации на празднование 200-летия столицы. В такие дни на пристани играл духовой оркестр, сооружалась триумфальная арка. И даже зимой горожане старались не покидать излюбленного места гуляний: на льду устраивались гонки на санях, было расчищено место для городского катка…

Весь этот карнавал продолжался до 1914 г., до начала войны. Перед навигацией 1915 г. оба парохода были реквизированы Морским ведомством. В мае горожане в последний раз проводили своих любимцев в Петроград, где пароходы были спешно переоборудованы в минные тральщики. Вскоре они занялись боевым делом: вылавливать вражеские мины в Финском и Рижском заливах сначала в составе русского, а с ноября 1917 г. - советского Балтфлота.

В начале 1918 г. Суоми была переименована в Финляндскую советскую рабочую республику. РСФСР тотчас же сделала братьям по классу щедрый подарок: разрешила национализировать около 200 своих боевых судов, в том числе и оба минных тральщика. №18 и №19 ("Петра" и "Павла"). Только жизнь рабочей республики оказалось до обидного короткой. Уже в апреле 1918 г. оба корабля в Гельсингфорсе (Хельсинки) были захвачены войсками буржуазного правительства Суоми. Они сочли многие доставшиеся им в наследство суда устаревшим и передали их советской стороне. Для "Петра" и "Павла" они сделали исключение, но продали тральщики соседней Эстонии.

Вот так из страны в страну, из белых в красные и наоборот переходили не только люди, но и корабли. В гражданскую войну у обеих сторон была очень популярна частушка: "Пароход идет, волны кольцами. Будем рыбу кормить добровольцами" (т.е., солдатами добровольческой белой армии). Белые, правда, заканчивали частушку "комсомольцами"…

Они превратились в "Ристну" и "Суроп"

В Эстонии бывший "Петр" стал называться "Ристна", а "Павел" - "Суроп" (по местным географическим названиям. Ристна, например, - мыс и старая крепость у эстонского побережья).

Через год новые владельцы разоружили пароходы и опять превратили их в товаро-пассажирские суда прибрежного плавания. В 1927 г., почувствовав опасность со стороны воинственного восточного соседа, снова поставили оба судна под ружье, дали им капремонт и ввели в состав ВМС Эстонской республики. Только вряд ли они смогли оказать сопротивление, когда в 1940 г. Эстония стала советской. Оба парохода в качестве минных заградителей вошли в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Им пришлось принять участие в Великой Отечественной, ставить мины на морских подступах к Ленинграду, служить плавучей казармой для плавсостава. Бывшему "Апостолу Павлу" в этой войне не повезло - он погиб в самом ее начале. А вот бывший "Апостол Петр" после войны продолжал службу в Балтфлоте до 1956 г. Целый год военные и штатские решали его судьбу и постановили передать отслужившее судно Ленинградскому обкому комсомола. Комсомольцам не очень-то хотелось владеть стареньким пароходом, поэтому они отдали его в аренду киностудии "Ленфильм". Поэтому если вы вспомните какие-нибудь военно-морские фильмы студии, выпущенные в 1957-58 гг., знайте, что перед вами уважаемый и любимый петрозаводчанами пароход. В конце 1958 г. его разрезали, как говорят моряки, "на иголки".

Николай Кутьков

Как "Вяйнямейнен" стал "Выборгом"

Нетрудно угадать, как именовались два самых крупных военных корабля Финляндии. Такие же знаменитые в Суоми, как наш "Потемкин" и "Варяг"… Конечно же "Илмаринен" и "Вяйнямейнен".

Став независимым государством в 1918 годов, Финляндия унаследовала от России некую толику военных судов, как правило, устаревшего типа. После консультирования с ведущими западными военно-морскими державами в 1929 г. в городе Турку был заложен первый из двух запланированных современных кораблей - береговых броненосцев. Пушки и броню для "Вяйнямейнена" (такое имя он получит при спуске на воду в 1930 г.) подрядились сделать шведы, дизеля - немцы, зенитки - американцы, вспомогательные механизмы - швейцарцы, стальные винты - эстонцы. Через 3 года был готов и второй броненосец "Илмаринен".

Их 4 орудия главной артиллерии могли стрелять на 31 км снарядами весом 225 килограммов. Скорострельность - до 3 выстрелов в минуту. Максимальная скорость хода - 15 узлов (около 25 км/час), дальность плавания - 5.000 миль (около 9.000 километров). Экипаж насчитывал 330 офицеров и матросов.

Заговорить об этих судах заставили события "Зимней войны". Броненосцы патрулировали на Балтике между г. Турку и Аландскими островами, не допуская высадки десанта.

За ними активно охотилась советская морская авиация. Бомбардировка долго не удавалась из-за отсутствия боевого опыта. А потом были 3 недели туманов и облаков. Наши летчики оправдывались "слишком малыми размерами кораблей, отсутствием необходимого пространства среди островов, что не позволило применить основное оружие - торпеды". А сковавший шхеры лед скоро вообще исключил применение торпед.

Анализ итогов "Зимней войны" показал, что финны имели в своем распоряжении добротные боевые корабли.

Во время Великой Отечественной войны броненосцы Финляндии демонстрировали уже не только высокие оборонительные возможности. Они прицельно обстреляли советский гарнизон полуострова Ханко, аэродром, железнодорожные артиллерийские батареи. И опять сильная зенитная артиллерия кораблей не позволила нашим летчикам наказать броненосцы.

13 сентября 1941 года стал черным днем для броненосца "Илмаринен". Он подорвался на советской мине.

В 1947 года международным решением Финляндия была лишена права иметь на вооружении броненосцы береговой обороны. Ее обязали продать корабль. С этого времени "Вяйнямейнен" под именем "Выборг" (г. Выборг до конца 1944 г. входил в состав КФССР) стал нести службу в военно-морском флоте СССР с базированием в Кронштадте. Он был в строю до 1959 года. В 1966 году его разрезали на металл.

В.Савельев,
директор музея судостроительного завода "Авангард"


"ТВР-панорама", 20 октября 2004

Техническая поддержка портала
Создано 18 октября 2004. Отредактировано 18 октября 2004.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.