Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Нужны трое святых, чтобы спасти страну

Валаамский македонец отец Мефодий: "Первую атомную бомбу в России создали на территории монастыря".

Павел Яблонский
Удивительное время пришло в северные края России. Ныне истоки государства Российского обнаруживают уже не от времен Киевской Руси, а раньше, от появления Рюриковичей на северо-западе нынешней России. И теперь первой столицей Руси считают Старую Ладогу, чей 1250-летний юбилей мы отметили в прошлом году.

А в нынешнем году в этих краях при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II свершились еще два очень значительных события для духовной жизни России. Главное - возвращение Тихвинской иконы Божьей Матери. Кроме него и другое - по случаю 15-летней годовщины возрождения Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Дня памяти его основателей Валаамских чудотворцев преподобных Сергия и Германа в обитель из-за границы навсегда торжественно доставлен крест с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеймона.

Верующие люди говорят: такие события вселяют большую надежду на то, что многое в России теперь может сильно измениться.

В Валаамской обители радушно встречает гостей удивительно добрый, светлый и жизнерадостный человек - иеромонах Мефодий, ризничий, помощник игумена по приему гостей, отвечающий также за все международные связи монастыря. 11 лет назад прибыл он жить и служить Богу на Валааме из далекой православной Македонии, которая вместе с Сербией фактически является западным форпостом православного мира. Почему отец Мефодий променял прекрасные южные края на суровый север, как этот европеец понимает православие сегодня? Об этом с необычным валаамским насельником беседует наш корреспондент.

- Отец Мефодий, почему вы решили уехать из Македонии на Валаам?

- В монашеском размышлении своем думал я: куда поехать служить Богу? Была возможность направиться в Афон, это от нас близко, в Иерусалим. Или в Россию. Я пожил на монастырском подворье в Афоне, но так как ситуация между Македонией и Грецией была напряженная, не мог там оставаться; И созрело желание поехать в великую страну, где православных живет больше всего, а само православие переживает возрождение и духовный подъем. В 1992 году я впервые приехал на Валаам, а с 1993 года по приглашению игумена отца Панкратия стал трудиться в монастыре.

Вскоре мне пришло откровение от Бога, что это все не случайно. В Македонии недалеко от моего дома есть монастырь, где некоторое время жили около 70 монахов из Валаамского монастыря и даже осталась могилка одного старца-монаха. И вот в 1997 году ко мне на Валаам приехали родители и привезли фотографию могилки этого старца. Оказалось, что его звали Панкратий, как и нашего игумена. И еще меня поразило, что он преставился 6 февраля 1949 года, а я переехал жить на Валаам 6 февраля 1993 года.

А оказались же валаамские монахи в Македонии оттого, что в 30-е годы попали под влияние финской православной церкви и произошло разделение в богослужении на старый и новый стили. Особо ревностная братия не могла принять нового стиля. И эмигрировала в Сербию, Македонию и дальше на запад. Аж до Марокко находят те места, где богослужение по старому стилю сохранялось.

- Одинаково ли православное сознание у югославского, македонского народа и российского?

- Это один дух по кровной славянской линии. Но известно, что будущее мира связано именно с Россией. Любой духовный человек, который хоть немного разбирается в божественном откровении, знает, что Россия - это последняя, третья христианская, империя после Римской и Византийской.

Византии уже нет, Россия - великая держава, прошла тяжелейший период богоборчества, но, слава Богу, сегодня через покаяние возрождается. Можно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, что Россия всегда будет сильная и будет страшна врагам. Не случайно первую атомную бомбу в России создали ведь на территории монастыря. Кто знает, что бы стало с миром, если б этим страшным оружием монопольно владела Америка и Россия не создала бы стратегический баланс в мире? И естественно, каждый из нас, который является чадом православной церкви, обращает взор свой к России, Все, что происходит в России, для маленькой Македонии - критерий, это то, к чему надо стремиться. У нас всегда с особым чувством смотрели на Россию, ждали от нее помощи, духовной поддержки. Мы с восхищением наблюдаем, как у вас открываются храмы, монастыри, возрождается духовная жизнь. Все это очень важно для мира. Хотелось бы, конечно, чтоб и другие народы, другие религии (которые обычно называют ошибочными) Бог тоже просветил в том, что будущее человечества связано с Россией.

Много постарался Сатана, чтоб унизить Россию, настроить людей на Западе против нее. Но, слава Богу, ныне российское правительство объясняет миру, что Россия - прежде всего не страна страшных коммунистических догматов, а страна, родившая огромное количество святых, посвятивших себя духовному подвигу.

- Но в России кое-кто говорит, Что православное мировоззрение, православная этика являются тормозом для развития страны.

- Отвечу на примере еще из VI века. Тогда вдруг повсюду водворился такой мир, что не было ни войн, ни эпидемий, ни катастроф. И вот один философ спросил у одного святого отца: "Почему это так? Потому что у нас такой выдающийся царь, что строит храмы, богадельни, помогает народу, заботится о человечестве?" Святой отец ответил: "Нет. Это не благодаря царю, а благодаря тому, что на земле сейчас живут три человека, чьи молитвы Бог особенно принимает. Они особо угодны Богу. И благодаря их молитвам Бог подарил мир и благоденствие на земле". И он даже назвал имена двух из трех святых отцов, а третьим был он сам, но о себе промолчал.

Вот и мы в православной церкви не должны говорить об экономике, рынке, а должны поднять духовную жизнь человека, чтоб хоть два-три человека достигли такой святости, когда могли бы помочь всему миру избавиться от несчастий. Валаамские монахи в меру своих сил непрестанно молятся за спасение всего человечества от бед.

Святитель Филарет говорил: "Врагов своих надо любить, врагов государства - уничтожать, а врагов Бога - гнушаться".

Конечно, церковь осторожно относится к любой мировой идее, рассматривает ее с точки зрения возможного пришествия Антихриста. Мы наблюдаем события, изучаем Евангелие. Ведь, например, еще в 1912 году были пророчества о том, что станет с Россией через, пять лет,1 с приходом большевиков, их идеологии и практики.

И Гитлер, ведь сначала предлагал народам ложные идеи, развращал сознание, а потом отправлял к ним своих солдат. И теперь мы боимся, чтобы в России нынешняя свобода, вторжение всяких внешних влияний не поразили нравственной чистоты и души народа. Рынок, экономику никто не собирается ограничивать, они имеют свои законы. Но нравственность - это очень важный критерий во всех поступках и делах, в бизнесе.

- Часто говорят о том, что именно протестантское, лютеранское мировоззрение, этика помогли развиться странам с социально-экономической точки зрения (подразумеваются прежде всего страны Северной Европы, Германия). Их этика учит, что, живя в этом мире, своими благими делами, тем, как работаешь, ты в каждый момент напрямую общаешься с Богом и служишь ему. А в православии главное - пока ты живешь в этом мире, не греши, и на том свете тебе все зачтется.

- Это неверная интерпретация православия, его влияния на поведение человека, на его успех. Потому что в православии человек, даже чтобы считать его просто религиозным, в своей личности должен совмещать четыре аспекта: литургический, догматический, канонический и нравственный.

Конечно, лютеране нравственный аспект, социальную жизнь довели до очень высокого уровня. Можно радоваться, как развито, например, в Германии уважение к личности, как много действует прекрасных социальных программ. Но если у них отсутствуют остальные три аспекта и человек не знает догматов церкви и может их нарушать, не знает святых апостольских канонов - это нерелигиозный человек.

В протестантских странах, как я уже говорил, мы уважаем их достижения в социальной жизни. Но уже то, как у них совершается таинство, как они молятся, как это упрощено и извращено, - не по святым отцам все это делается. Ведь ив России к 1913 году был большой расцвет экономической, духовной и нравственной жизни. Экономика тогда строилась на принципах чести, доверия, совести. И если бы это не прервали, сейчас в России не смотрели бы так на Запад, как ныне. Серьезнейшим последствием 1917 года оказался разрыв с церковью, когда народ насильственно отлучили от церкви и физически уничтожили носителей духа. Это очень важно нам всем сегодня понимать.

Газета "Единая Россия",
октябрь 2004

Техническая поддержка портала
Создано 20 октября 2004. Отредактировано 20 октября 2004.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.