ТВОРЧЕСТВО
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Это последняя статья номера Это последняя статья номера

Зрителю опять споют "Гусарскую балладу"

На этот раз - в Русском театре драмы

Премьера героической комедии по пьесе Александра Гладкова "Давным-давно" ожидается в нашем театре 18 - 19 марта. Автор ее - известный советский драматург и литературовед (не путать с писателем Федором Гладковым) - оставил после себя много пьес и киносценариев, но эта из всех самая знаменитая. Созданная им в суровые годы Великой Отечественной войны баллада о героях-победителях 1812 года сразу же полюбилась публике, войдя в репертуары и столичных театров, и фронтовых бригад.
    Но настоящую, всенародную популярность ей принес вышедший на экраны страны в 1962 году, к 150-летию Отечественной войны 1812 года, фильм Эльдара Рязанова с Ларисой Голубкиной, Юрием Яковлевым и Игорем Ильинским в главных ролях, с прекрасной музыкой Тихона Хренникова. Картина стала в буквальном смысле культовой, хотя в те времена еще не употребляли такого термина, ее разобрали на афоризмы, как "Горе от ума", а поручик Ржевский, подобно Чапаеву и Штирлицу, стал героем многочисленных анекдотов. Фильм же страна продолжает с интересом смотреть по нескольку раз в год по ТВ, и показывают его, как правило, по большим праздникам.
    В прошлом году наш Русский театр драмы замахнулся-таки на этот всенародный бессмертный блокбастер гусарской саблей. Репетиции пьесы начались уже в декабре. Поставил спектакль известный "варяжский гость" - художественный руководитель Вологодского театра для детей и молодежи заслуженный деятель искусств Борис Гранатов. Лет пять назад он уже ставил эту пьесу в Вологде, теперь свой успех он намерен повторить и на петрозаводской сцене. Незадолго до премьеры Борис Александрович встретился с журналистами и ответил на все наши вопросы.
    Первым из них был, естественно, такой: "Почему театр взял к постановке вещь и так знакомую публике до мельчайших подробностей? Не опасаетесь ли, что фильм неизбежно будет довлеть над впечатлениями зрителя?" Режиссер за ответом в карман не полез: "А что же, если сняли фильм "Гамлет", так теперь и пьесу в театрах ставить нельзя? В искусстве нет эталонов и нет примеров для подражания..."

"Давным-давно" любима им действительно давным-давно, с детства, и ее сценическую версию Борис Александрович ценит куда выше кинематографической - со всеми ее конными скачками, балами во дворцах, русскими пейзажами и батальными сценами. Тем не менее, видимо, для сохранения популярного у публики киношного брэнда, пьеса все-таки идет как "Гусарская баллада".
    Но в любом случае планку спектакль ставит высокую. Ведь в предлагаемом жанре присутствуют водевиль с романсами и патетика, юмор и лиризм, сабельная рубка и бальные танцы, динамичная комедия положений с переодеваниями и, главное, - сам дух героической, романтической и поэтической гусарской эпохи Дениса Давыдова, который актерам необходимо уловить, воплотить и донести.
    Как полагает "режиссер гусар летучих", молодой в основном актерский коллектив нашей драмы с этими задачами справится (между прочим, в Вологде к постановке этого спектакля его труппа стала готова только через 10 лет работы). В расписании репетиций драмы появились строевая подготовка, фехтование, бальные танцы. Известный вологодский мастер восточных боевых искусств Олег Гурьянов поставил с актерами эффектный сабельный бой настоящими, изготовленными по спецзаказу клинками в килограмм весом, а балетмейстер Вера Федотовская - фигуры вальса, мазурки и полонеза.
    Говоря об исполнителях главных ролей, Борис Гранатов особо отметил молодую дебютантку, выпускницу Казанского театрального училища Елену Сапегину, талантливо рисующую образ мужественной и очень женственной "кавалерист-девицы" Шурочки Азаровой. Доволен режиссер и поручиком Ржевским Владимира Елымчева. Кстати, оказалось, что этот молодой, но уже хорошо показавший себя в последних премьерах актер превосходно фехтует.
    Маститому Борису Мелехину, народному артисту России, и гримироваться-то для роли Кутузова не слишком придется: актер фактически будет играть себя самого, свой возраст! Что немаловажно: как вспоминал постановщик, у него в Вологде Ржевский весьма неважно фехтовал, а Кутузов для роли был слишком молод. В пьесе будут сюжетные линии, которых нет в фильме, - например, генерала Дюсье и актрисы мадемуазель Жермон ("ее враги отбили в ту же ночь").
    Автор эскизов костюмов этой весьма "костюмной" пьесы - ростовская художница Ольга Резниченко. По замыслу подлинность униформы здесь отходит на второй план - спектакль не выставка в музее и не военно-исторический фестиваль (да и затраты такие, видимо, не по карману). Поэтому сценические костюмы будут скорее театрально-условными, яркими пятнами, подающими образы героев. Изготовил их к премьере пошивочный цех театра. Оригинальный макет декораций выполнил известный сценограф Степан Зограбян.
    А что же музыка? Ведь в театре драмы фактически ставится водевиль. Как рассказал нам режиссер, в спектакле прозвучат известные гусарские романсы на музыку известных композиторов Андрея Петрова и Александра Журбина. Что же касается самого живого классика Тихона Хренникова, то сотрудничество с ним как-то не сложилось, о чем режиссер, в общем, и не жалеет.
    Что получится, думаю, мы со зрителем увидим на премьере, будем надеяться, оправдающей наши общие надежды. Тогда и будем судить. Или не будем... Как там в пьесе: "Мой друг! Грешно судить успех!"

Сергей ЛАПШОВ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Это последняя статья номера Это последняя статья номера
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003