КАРЕЛИЯ N 39(1317) за 14 апреля 2005 года

Как живёшь, глубинка?


Заонежье: от истории к современности

Фото:

Толвуя - один из самых древних заонежских погостов. Он расположен на Карнаволоке, делящем Толвуйскую губу на две части. Первое упоминание о Толвуе относится к 1375 году, а заселение этой территории новгородцами началось еще в XII веке. Рядом с погостом деревня Имичевская (Загубская), считающаяся родиной преподобного Зосимы - одного из основателей Соловецкого монастыря. Где-то в этих местах находилась в изгнании старица Марфа Иоанновна, мать царя Михаила Федоровича.

Название "Толвуя", вероятно, карельского происхождения. В старину жители прихода назывались не толвуянами, а тальлянами, от карельского слова "талви", что значит "зима", "север". Вероятно, с появлением новгородцев сюда стал проникать свет веры Христовой, и здесь образовался приход. Дальнейшему распространению христианства среди карелов и финнов много способствовал Палеостровский монастырь, основанный преподобным Корнилием с благословения митрополита Новгородского в середине XIV столетия. Это был первый в Заонежье монастырь на острове Палий недалеко от Толвуи.

Фото:

Дом Захарьева. Неизвестный фотограф. 1936 год



Толвуя была центром прихода, который в 1796 году насчитывал 2590 человек, и вторым после Шуньги торговым селом. Местные жители отличались зажиточностью. Многие из них были связаны с Петербургом, нередко туда отдавали детей для обучения в лавках, мастерских. Большинство домов в погосте - двухэтажные пятистенки.

В 1863 году в погосте была открыта сельская приходская школа, одна из первых в уезде. В самой высокой точке полуострова - "в наволоке" - в 1718 году стояли три деревянные церкви: "...святые Живоначальныя Троицы шатровая, об одной главе; другая... во имя святого страстотерпца Георгия, шатровая, о пяти главах; третья во имя святого Николая чудотворца, осмистенная об одиннадцати главах..." Даже судя по этим весьма кратким сведениям, Толвуя имела величественный храмовый ансамбль, не уступающий кижскому. К сожалению, мы никогда не узнаем, как он выглядел: церкви сгорели в 1722 году. В 1751 году на том же месте были построены две новые церкви - Троицкая с приделом преп. Зосимы и Савватия и Георгиевская. Первая снова сгорела в 1794 году и через несколько лет была отстроена заново, но теперь уже с трапезной: "по примеру прочих церквей".

Об облике Троицкой церкви можно судить по сохранившемуся в архиве проекту. Простояла она менее 100 лет, и после очередного пожара было решено построить одну каменную церковь - Георгиевскую, на возведение которой дали деньги богатые толвуйские крестьяне Захарьевы. В 1878 году церковь была освящена. Она была перекрыта сомкнутым сводом, увенчанным пятью деревянными главами. Храм и кладбище были окружены валунной оградой, разрушенной перед Великой Отечественной войной. Тогда же снесены главы с крестами.

Первые оседлые деревни возникали на местах выходов шунгитовых пород, ускоряющих созревание злаков. Первыми начали осваивать земли Заонежья выходцы из новгородской земли. Новгородцы, овладевая навыками подсечного земледелия, рассеивались между местным населением, не притесняя последних.

Зерновые, в том числе рожь, вызревали за один летний сезон, давая неплохие урожаи. Прекрасно росли лен и конопля - сырье для производства нитей любого размера, заменивших крапиву.

Появились зажиточные крестьяне, владевшие землей, производившие дополнительный продукт, который они могли обменять или продать на торгах. Богатыми землевладельцами были и духовные феодалы. Так, только Вяжицкий монастырь владел 146 деревнями в Толвуйском погосте.

Вместе с другими областями новгородской земли в 1478 году Карелия вошла в состав Русского централизованного государства. Событие это имело для Карелии большое значение. Принадлежавшие боярам земли были конфискованы, отобраны земли и у некоторых духовных феодалов, в том числе и у Вяжицкого монастыря.

Усиливались торговые связи между уездами, губерниями Российского государства. В первой половине XV века православное сознание в крае было до того развито, что один из толвуйских прихожан уже почувствовал сильное влечение к подвижнической жизни. То был преподобный Зосима, впоследствии известный всей России, один из первых основателей Соловецкого монастыря. Родился Зосима в небогатой крестьянской семье в деревне Загубье Толвуйского погоста. Как сказано в "Житии преподобного Зосимы", изданном в 1830 году, "...родители преподобного Зосимы были Гавриил и Варвара, крестьяне Загубской деревни, христиане верою, в благочестии прибывали, от них же рожден и воспитан отрок в книжном чтении и на доброправие наставлен, и был тих, смирен и кроток".

Перед уходом в монастырь Зосима жил работником в зажиточном селе семьи Захарьевых, род которых занимал длительное время видное место в толвуйском крае. Пострижение в монашество преподобный Зосима принял в Палеостровской обители около 1438 года. Там же, вероятно, он встретился с преподобным Германом, жившим на Соловецком острове. От Германа Зосима подробно узнал о преподобном Савватии и Соловецком острове. Около этого времени умерли родители Зосимы. Предав их тела христианскому погребению и раздав имущество бедным, Зосима вместе с Германом отправился на Соловецкий остров. Там они построили несколько келий, а затем и церковь во имя Преображения Господня, для освещения которой был послан митрополитом Новгородским иеромонах Павел, он и был первым игуменом вновь созданной обители.

Таким образом, Толвуйский приход дал одного из главных основателей знаменитой теперь Соловецкой обители строгого подвижника, бывшего третьим игуменом этой обители и прославившегося многими чудотворениями.

Развитие отхожих промыслов и рост товарно-денежных отношений способствовали дальнейшему расслоению крестьянства губернии. Используя частые неурожаи, купцы и богатые крестьяне закабаляли основную массу крестьянства. Они выступали в роли скупщиков, ростовщиков и подрядчиков. Выдавая крестьянам в дом хлеб и семенное зерно, деревенские богачи захватывали пахотные участки, скупали за гроши продукты рыболовства и охоты и нередко превращали своих должников в домашних работников. Некоторые из этих богачей переходили в городское купечество и в отдельных случаях становились заводовладельцами.

Оживали тихие берега Онего. Они привлекали людей изобилием рыбы, зверя, леса, реками, бегущими в озеро. Сюда стали тянуться крестьяне по торговым делам да наведываться за наживой первые дельцы-предприниматели.

Около 1860 года государственный крестьянин, торгующий, по свидетельству, три рода, уроженец деревни Загубье (под Толвуей) Петр Дмитриевич Захарьев, облюбовав место под крутой, похожей на большого ежа Дивьей горой на берегу речки Кумсы, построил лесопильный завод. Вблизи его поставил двухэтажный жилой дом, который стоял еще и после Великой Отечественной войны. А завод сгорел в войну гражданскую.

С Захарьевыми связано несколько легенд происхождения города Медвежьегорска. Вот одна из них. По рассказам, заводчик с женой воспитывали медвежонка. Год растили, другой, третий. Любила хозяйка зверя. Да и медведь к ней тоже привязался. Однажды захотелось ему развлечься. Полез он на качели, стал на доску, качается. И вдруг доска из-под ног ушла, канаты скрутились, обхватили медведю горло. Медведь, задыхаясь, заревел... Бросились к нему, а он уже кончается. Долго не могла утешиться хозяйка. Один из инженеров, строивших железную дорогу, послал в Петербург телеграмму с предложением назвать новую станцию Медвежье Горе в память о печальном событии. Дошла телеграмма, да с маленькой ошибкой: слова не раздельно, а вместе написали, и стала станция называться Медвежьегорье, а затем для удобства Медвежьей Горой.

По данным 1873 года, в Толвуйской волости имелось 5 "обществ", содержавших элементы самоуправления (Толвуйское, Вырозерское, Кузарандское, Типиницкое, Фоймогубское), насчитывалась 151 деревня с числом дворов 1263, в них проживало населения: мужского - 4028 чел., женского - 4908 чел. Имелось 9 церквей, 28 часовен.

Толвуйский приход был разбросан по небольшим деревням, из коих дальние отстояли на 7, 10 и 25 верст от погоста. В 1897 году в Толвуйском приходе числилась 1831 душа мужского пола и 2009 женского.

Как уже было сказано, в старину в Толвуе было два храма: один во имя Святой Живоначальной Троицы с приделом преподобных Зосимы и Савватия, другой во имя святого великомученика Георгия с приделом в честь Знамения Божией Матери. Притч церковный состоял из 5 членов: двух священников, диакона и двух паломщиков. 2 июня 1845 года оба этих храма сгорели от удара молнии. Вместо сгоревших в 1848 году был выстроен деревянный однопрестольный храм во имя Святой Живоначальной Троицы, а в 1876 году - каменный, тоже однопрестольный, во имя святого великомученика Георгия (в 1985 году деревянный храм сгорел).

Толвуяне были религиозны, хотя религиозность больше ограничивалась внешней набожностью: они соблюдали посты, другие церковные установления и благочестивые обычаи христианина, считали должным помолиться на часовню, на церковь, на крест. Однако храм Божий большинство толвуян посещали редко, преимущественно в большие праздники - на Пасху и Рождество Христово. В эти дни храм был полон народа.

Существует предание, что во время посещения Толвуйского прихода преподобный Игнатий, выйдя из храма и увидев много лошадей, поставленных на погосте в серебряных сбруях, сказал окружившим его крестьянам: "Ах, толвуяне, толвуяне! Сбруи-то на ваших лошадях серебряные, а святые иконы в храмах деревянные, без риз серебряных". Слова архипастыря имели свою силу. Говорят, с тех пор толвуяне стали украшать церковные иконы серебряными ризами и киотами.

Заонежане отличались трудолюбием и привязанностью к земле, однако некоторые уезжали в Петербург для торговли или ремесла. Эти люди, способные от природы, быстро достигли успехов: одни заводили собственную торговлю, другие служили, некоторые имели свои столярные мастерские или были мастерами в казенных заводах. "Бурлаки", как их называли в Заонежье, посылали домой деньги, гостинцы, подарки, строили добротные дома, покупали лошадей. Многие из них, женившись в деревне, оставляли жен с родителями, а сами снова уезжали в Петербург. По данным 1905 года, из Толвуйской волости в Петербурге работали: столяры -404 чел., паркетчики - 120, портные - 64, башмачники - 69, токари - 13, шапочники - 20, слесари - 13, стекольщики - 136.

"Вельми искусные" плотники были родом из Заонежья (Толвуи, Кижей, Шуньги), известного своими мастерами, потомками новгородцев. Высокого мастерства в столярном деле добились династии Гайдиных из Толвуи и Падмозера. Основатель ее мастер-краснодеревщик И. Гайдин работал в Заонежье с конца прошлого столетия и до 1915 года. Его изделия были изящны и вывозились за границу. В 1902 году он получил серебряную медаль за шкаф из бука, инкрустированный карельской березой. Если кто из старожилов-заонежан ездил на пароходе "Анохин", то не мог не восхищаться тем, что двери, стены кают первого класса были украшены инкрустациями ромбического орнамента из черного дерева и мореного дуба, исполненными с тонким мастерством и вкусом художника. Это творения толвуйского мастера А. Гайдина. А сын и внук А. Гайдина в 1930 году отделывали кабинет всесоюзного старосты М. Калинина.

Сегодня Толвуя переживает не лучшие времена. Церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца разорена, ее кровля нуждается в срочном ремонте. Нет священника, хотя народ по-прежнему тянется к церкви. Недавно прихожане местной общины и заонежане, проживающие в Петрозаводске, приняли решение организовать попечительский совет в пользу заонежского края, который будет собирать средства на ремонт кровли церкви Георгия Победоносца и строительство дома для священника. Ответственность за ремонт и строительство взял на себя директор совхоза "Толвуйский" Иван Иванович Ткачук. Силами педагогов и родителей петрозаводской школы N 4 реализуется проект "Культура и быт заонежской деревни". Его цель - более глубокое изучение истории и культуры края.

Вместе со взрослыми ребята участвуют в благотворительных акциях в пользу Заонежья. Ими организована выставка-продажа детских рисунков. Решением детского совета вырученные деньги направляются на восстановление храмов заонежского полуострова. Ребята активно участвуют в конкурсах. Пример тому - конкурс рождественской открытки, организованный Петрозаводской и Карельской епархией. Победила в нем Дарина Анциферова - дочь Татьяны Анциферовой, учителя начальных классов школы N 4. Открытка девочки продавалась во всех храмах города, средства от реализации направлены на восстановление церкви Георгия Победоносца в селе Толвуя.


Валентина СУТОКОВА

При подготовке материала использована статья коренного заонежанина историка Александра Ивановича Мошина, напечатанная в газете "Диалог" за 1997 год.

Содержание