УЧИТЕЛЬ КАРЕЛИИ
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Школа молодых исследователей

В конце февраля состоялась Вторая Республиканская школа-конференция молодых ученых, организованная Институтом водных проблем Севера Карельского научного центра РАН и Карельским государственным педагогическим университетом. Она была посвящена знаменательным датам: 60-летию Карельского научного центра РАН, 15-летию со дня создания Института водных проблем Севера и 75-летию старейшего вуза республики - Карельского государственного педагогического университета.
    Темой научных исследований стала вода. Она является важнейшим химическим соединением на нашей планете: в воде зародилась и развилась жизнь, вода - один из основных компонентов природных геокомплексов, а также экономический и рекреационный ресурс. Само же название конференции было сформулировано более определенно: <Водная среда Карелии: исследование, использование, охрана>.
    Работа по подготовке этой конференции была начата еще весной прошлого года. По инициативе ИВПС КарНЦ РАН была организована большая группа руководителей исследовательских проектов - специалистов института и преподавателей кафедр химии и географии педагогического университета. Каждому руководителю была поставлена задача: подобрать наиболее заинтересованных, подготовленных студентов вуза для проведения комплекса исследований по различным научным направлениям. Для этой работы был выбран <учебный полигон>, так называемый пилотный водоем - озеро Пряжинское со своим водосбором.
    В рамках разработанной программы исследований сотрудниками ИВПС и КГПУ совместно со студентами были проведены полевые работы: собран большой материал по гидрологии, гидрохимии, донным отложениям, подземному стоку, особенностям прибрежных геокомплексов водосборного бассейна Пряжинского озера. Это озеро как модельное было выбрано не случайно. Во-первых, оно и его водо-
    сборный бассейн небольшие по площади, что удобно для достаточно оперативного получения результатов. Во-вторых, на берегу озера находится населенный пункт, который оказывает свое отрицательное влияние на качество воды, а значит, есть предмет исследований. В-третьих, на восточном берегу озера в 2005 году была пробурена скважина для снабжения поселка Пряжа чистой водой. И в-четвертых, в поселке есть школа, в которой работают неравнодушные учителя и учатся интересующиеся природой своего озера школьники. Эти требования соответствовали проекту LakePromo, осуществляемому по программе Европейского Союза <Интеррег>.
    Основная цель проекта - способствовать многоуровневому и интегрированному сотрудничеству по управлению ресурсами водных объектов. Особое внимание уделяется планированию мероприятий по сокращению процессов эвтрофирования (снижению поступления азота, фосфора и других биогенных элементов) водных объектов. В проекте принимают участие высшие учебные заведения, администрации городов, общественные организации, центры окружающей среды и др., всего 13 партнеров из 8 европейских стран: Великобритании, Финляндии, Дании, Испании, Эстонии, Германии, Венгрии, России. Партнером с российской стороны является Институт водных проблем Севера КарНЦ РАН.
    Таким образом, уже в июне 2005 года первая группа исследователей - студентов второго курса естественно-географического факультета - выехала на полевую практику в район водосборного бассейна Пряжинского озера. В течение недели они изучали рельеф, почвы и другие компоненты природных комплексов. Студенты и преподаватели жили в палатках, готовили пищу на костре, ходили по маршрутам, вели наблюдения и измерения и тут же обрабатывали результаты. Много интересных объектов было описано, измерено и проанализировано.
    Особый интерес для понимания особенностей водосборного бассейна представляет его рельеф. От того, какой он, когда и как образовался, могут зависеть качественный и количественный составы грунтовых и поверхностных вод. Рельеф водосборного бассейна Пряжинского озера очень интересен. Это связано с разнообразием форм и типов отложений, а также антропогенным влиянием.
    Пряжинское озеро лежит в котловине, образованной деятельностью плейстоценовых ледников, обрамленной ледниковыми и водно-ледниковыми возвышенностями и грядами. Разнообразие рельефа связано с тем, что здесь проходил край ледника в один из периодов своей деградации, то есть разрушения и таяния. Эта стадия получила название <невская>. Здесь около 12 тысяч лет назад тающий ледник откладывал песок, гравий, валуны, глину в виде холмов, гряд и других форм. Поэтому именно здесь много форм рельефа - объектов для исследований: это так называемые предфронтальные, фронтальные и зафронтальные образования.
    Объектами непосредственных исследований на полевой практике в районе Пряжинского озера стали озы (длинные и узкие гряды, похожие на железнодорожные насыпи, образовавшиеся на месте ледниковых рек), водно-ледниковые и моренные холмы, зандры (выровненные песчаные отложения) и др. Кроме того, изучались озерные террасы, болота, временные и постоянные водотоки (ручьи), песчано-гравийные карьеры. Особый интерес вызвало исследование долины ручья Дегенс, который впадает в озеро Пряжинское с восточной стороны. Все русло его сложено крупными валунами. Это связано с тем, что весной весь мелкозем вымывается во время половодья, а летом водоток в ручье слабый. Кроме того, в 400 метрах от устья находится бобровая плотина, которая является хорошим примером биогенного влияния на рельеф. Ниже плотины вода течет слабым потоком, а выше происходят заболачивание лесов и гибель древостоя.
    Студенты описывали типы берегов, как они образовались и чем сложены. Особо был выделен тип берега в зоне населенного пункта: это так называемый берег вторичного бытового стока. Была ими исследована и торфяная толща болота, примыкающего к озеру, ее мощность составила 1,9 метра. Зная, что торфонакопление происходит со скоростью примерно один сантиметр за 10 лет, студенты установили возраст болота - около двух тысяч лет.
    В своих маршрутах исследователи посетили маленькое лесное озеро Белоелампи с прозрачной зеленовато-голубой водой, песчано-гравийные карьеры, в которых хорошо видна слоистость отложений, описали различные природные комплексы. Студенты определяли тип растительности и почв, устанавливали особенности произрастания хвойных пород деревьев, а также проводили дендрохронологические исследования. Для этого специальным буравом высверливали небольшие керны из стволов деревьев и определяли по полученным годичным кольцам возраст деревьев и условия их произрастания.
    Результатом учебной полевой практики студентов стал отчет. В нем были даны: анализ рельефа, его основные характеристики, происхождение, характерные черты. В графической части представлены поперечные и продольные профили озовых гряд, а также геоморфологическая карта водосборного бассейна Пряжинского озера, схемы слоистости разрезов, фотографии и рисунки форм рельефа.
    Отдельно в течение летне-осенних месяцев 2005 года были проведены работы по исследованию химических состава, баланса воды озера и подземного стока в него. Определялась устойчивость водоема к закислению, исследовались донные отложения, их механический и химический составы. Также устанавливалась структура многолетнего водного баланса озера. Собранный материал анализировался студентами в лабораториях Института водных проблем Севера и педагогического университета.
    После того как собранная информация прошла обработку и были сделаны первые выводы, на базе Пряжинской общеобразовательной школы состоялся семинар. В нем участвовали учителя и учащиеся старших классов школы. С докладами о результатах исследований самого озера и его водосборного бассейна выступили сотрудники ИВПС, студенты и преподаватели КГПУ. Организация этого семинара стала возможной благодаря не только тому, что исследовалось озеро поселка Пряжа, но и высокой активности самих учителей естественнонаучного цикла дисциплин. Коллективом школы был оказан теплый прием участникам семинара. Директор школы
    О. Степанов, по образованию географ, принял участие в работе семинара, и именно он задал много вопросов докладчикам по проблемам озера. Благодаря активной позиции учителей школы появилась возможность для продолжения сотрудничества - проведения совместной учебной исследовательской работы в формате экологических лагерей. Тем более что и руководитель управления образованием Пряжинского района Т. Сеппянен поддержала эту инициативу.
    В рамках программы сотрудничества с Пряжинской школой летом 2005 года прошел еще один интересный выездной семинар для учителей и старшеклассников на борту научно-исследовательского судна <Эколог>, организованный сотрудниками Института водных проблем Севера. Во время плавания в район Кижского архипелага педагоги и школьники прослушали ряд лекций по проблемам пресной воды, ознакомились с природой островов и акватории заливов Онежского озера.
    Кульминацией всей этой большой работы и стало проведение Второй Республиканской школы-конференции молодых ученых в стенах Института водных проблем Севера. На ней было представлено более 20 докладов. Тематика сообщений касалась проблем изучения природных вод Карелии: озерных, подземных и морских. Особо были выделены доклады по водам озера Пряжинское и территории его водо-
    сбора. Представленная информация вызвала большой интерес как у студентов, так и у сотрудников института. По каждому сообщению задавалось множество вопросов, иногда переходящих в острые дискуссии.
    Результаты работы конференции представлены в сборнике материалов, который содержит тексты статей, диаграммы, графики, таблицы и карты. Эти данные помогут учителям школ, интересующимся исследовательской деятельностью. А для самих студентов эти публикации будут важны при подготовке и защите своих дипломных работ.
    Точка в работе не была поставлена, так как конференция дала возможность не только подвести итоги, но и определить новые вопросы. Благодаря этому этапу сотрудничества Института водных проблем Севера и Карельского государственного педагогического университета лучше проявились перспективы в студенческой исследовательской деятельности, в том числе по проблемам Пряжинского озера, намечен план работы на полевой сезон 2006 года.
    По итогам конференции перед студентами были поставлены новые задачи, да и сами они почувствовали ответственность за свою работу, и поэтому многие из них решили углубить свои знания и проверить некоторые новые гипотезы. Как известно, если ученый способен поставить перед собой цели и определить задачи для их достижения, то его можно назвать настоящим исследователем.

Сергей ГРИППА, кандидат географических наук, доцент кафедры географии, проректор по учебной работе



    Карельского государственного педагогического университета; Татьяна РЕГЕРАНД,
    кандидат биологических наук, ученый секретарь Института водных проблем Севера КарНЦ РАН

Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003