КАРЕЛИЯ N 31 (1457) за 25 марта 2006 года

КУЛЬТУРА


Таланты - это гении, которые вынуждены работать

Этот афоризм - в контексте концерта <Кушать подано>, который актеры театра <Творческая мастерская> подготовили к Международному дню театра, 27 марта. Представление пройдет два дня подряд накануне даты на сцене Карельской государственной филармонии. Сборы в значительной мере пойдут в помощь ветеранам сцены через СТД.

- Почему <Кушать подано>? - смеется режиссер концерта Олег Липовецкий. - Да это же самая распространенная реплика начинающего артиста.

Первое отделение концерта называется <Ананасы в шампанском>. Несмотря на претенциозность <заголовка>, разговор пойдет серьезный: о художнике, его видении мира, о том, что его тревожит сегодня. Прозвучат стихи М. Цветаевой,

Б. Пастернака, романсы А. Вертинского, песни на стихи В. Хлебникова. Второе отделение - <Щи с лапшой> - капустник, ведь щи варятся из капусты, а лапшу зрители будут снимать с ушей (если получится!).

Капустник состоит из импровизаций, отрывков из спектаклей, стихов и песен самих участников, а также их друзей из других городов России, с которыми актеры <ТМ> постоянно встречаются на театральных фестивалях.

В праздничном спектакле заняты все поколения актеров театра - от молодежи до опытнейших мастеров, таких как Людмила Зотова и Владимир Мойковский. Кстати, все участники представления являются и его создателями.

- Такие постановки очень нужны нам, актерам, - сказал в заключение Олег Липовецкий. - Художник испытывает потребность сказать то, что не всегда может выразить со сцены своего театра в рамках репертуара.

Эти встречи нужны и нам, зрителям, чтобы еще раз побыть вместе с нашими любимыми актерами в их день, попереживать и порадоваться в унисон.

Андрей ЖУКОВ

24 марта исполнилось 110 лет со дня рождения Петра Николаевича Чаплыгина. Это имя было некогда очень популярно в нашей республике. Замечательный актер, мастер сценического искусства, талантливый и разносторонне одаренный человек - так характеризуют архивные документы ведущего артиста республиканского театра русской драмы 30 - 40-х годов прошлого века.

П. Чаплыгин родился 24 марта 1896 года в Москве в семье железнодорожника. <В 1905 году отец охотно предоставлял свою квартиру под конспирацию, так как мой дядя активно участвовал в революционном движении: Моя активность в движении 1905 года заключалась в том, - не без юмора писал Чаплыгин в своей автобиографии, - что во время обыска в нашей квартире отец под матрац моей постели спрятал прокламации, револьверы и приказал мне притвориться спящим, я это исполнил:> В 1914 году, окончив Московское реальное училище, Петр поступил в художественную школу, преподавателями которой были артисты Московского художественного театра, и среди них крупнейший педагог и режиссер Е. Вахтангов. <Около года мне посчастливилось заниматься в его собственной студии в Мансуровском переулке, - вспоминал позднее Чаплыгин, - из учеников этой студии впоследствии и организовался театр им. Вахтангова. Я считаю, что основой для моей дальнейшей артистической работы послужили те теоретические и практические сведения, которые я получил на занятиях в студии, и те творческие принципы, с которыми Вахтангов подходил к театральному искусству и всеми средствами старался привить своим ученикам>.

После учебы в студии Вахтангова П. Чаплыгин работал в московских и провинциальных театрах - в Оренбурге, Сызрани, Самаре, Смоленске, Нижнем Новгороде, Рязани, Пензе. С самого начала своей творческой деятельности П. Чаплыгин доказал, что он актер по призванию. В первой же рецензии на пьесу М. Горького <На дне> в оренбургском театре, где работал молодой Чаплыгин, отмечена его работа над небольшой ролью Алешки. В том же 1916 году в одной из оренбургских газет была напечатана рецензия на спектакль <Трактирщица>, которая, критикуя игру многих актеров, занятых в спектакле, признает, что <великолепно сыграл слугу кавалера г. Чаплыгин>.

Он пробовался в разных жанрах, и эта разнохарактерность работы отшлифовала мастерство актера. В годы Гражданской войны Чаплыгин работал в театре политотдела 5-й армии, который, двигаясь вслед за частями Красной Армии, активно обслуживал фронтового зрителя.

Актерский талант П. Чаплыгина в полной мере раскрылся в Петрозаводске, куда он приехал в 1931 году на постоянное место жительства. В каждой своей работе актер находил те отличительные особенности, которые были присущи только данному конкретному образу. Многие роли Чаплыгина, сыгранные в Петрозаводске, стали своеобразными этапами его творческого пути.

Одной из наиболее значительных работ Чаплыгина является роль Шванди в пьесе К. Тренева <Любовь Яровая>. Эта роль завоевала самые искренние симпатии зрителя. Матрос-братишка с его бесшабашной молодостью и темпераментом, беспредельной верой в революцию, появляясь на сцене в лихо заломленной набекрень матросской фуражке, неизменно вызывал аплодисменты и покорял зрительный зал своим обаянием.

Талант актера ярко проявился в художественных образах классического репертуара - Петруччио в комедии В. Шекспира <Укрощение строптивой>, Чацкий в комедии А. Грибоедова <Горе от ума>, ряд героев в пьесах А. Островского и множество других ролей. В 1938 году Чаплыгину первому в республике было присвоено почетное звание заслуженного артиста КАССР.

В годы Великой Отечественной войны республиканский театр русской драмы во главе с художественным руководителем

Г. Мнацакановым был эвакуирован во временную столицу республики - г. Беломорск. Как и в период Гражданской войны, Чаплыгин принимал непосредственное участие в шефской работе театра в армии. В одной из лучших работ театра военных лет - пьесе Л. Леонова <Нашествие> - Чаплыгин играл роль председателя райисполкома Колесникова, вынужденного остаться на оккупированной территории для подпольной работы. За эту и многие другие работы актеру было присвоено звание народного артиста Карело-Финской ССР.

После окончания войны актеры театра русской драмы, вернувшись в Петрозаводск, с головой окунулись в восстановление города, театра, возрождение искусства республики. Творческим вкладом Чаплыгина стали созданные им новые художественные образы - Лаврецкий (<Дворянское гнездо> И. Тургенева), Юсов (<Доходное место> А. Островского), Карташов (<Кому подчиняется время> братьев Тур и Л. Шейнина) и многие другие. Более ста ролей сыграл Петр Николаевич Чаплыгин за 17 лет работы в Петрозаводске. Творчество этого выдающегося представителя старшего поколения артистов республиканского драматического театра стало неотъемлемой частью нашей истории и культуры республики.

Татьяна ПЕТРОВА,старший научный сотрудникКарельского государственногоархива новейшей истории

Содержание