ДЕВЯТЬ С ПЛЮСОМ
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Это последняя статья номера Это последняя статья номера

ОТ <МАРИЦЫ> ДО КОЭЛЬО

В марте на сцене <Творческой мастерской> молодые сортавальцы из народного театра-студии <Дети понедельника> показали новый спектакль <Город, которого нет:> - вольную импровизацию создателя и режиссера коллектива Артура Ладысева на темы произведений Пауло Коэльо.
    Развитию связей между двумя коллективами помогло Сортавальское землячество в Петрозаводске, когда <Творческая мастерская> приезжала в Сортавалу в год 60-летия Победы. Тогда началось шефство <мастеров> над самодеятельными актерами.
    СОРТАВАЛЬСКАЯ
    ОПЕРЕТТА
    По итогам советско-финляндской войны к Советскому Союзу оказались присоединены территории Карельского перешейка и Северное Приладожье, которые логично стали частью Карело-Финской ССР. Надо было всячески осваивать новые земли, и летом 1940 года Комитет по делам искусств при СНК СССР постановил создать русские театры в Выборге и Сортавале. Этим решением в Сортавалу в полном составе переводился 3-й Московский областной драмтеатр (по версии петрозаводчанина Евгения Мелентьева, <на базе московского театра <Цветметзолото>), а костяк выборгской труппы должны были составить ленинградские актеры. Открывшийся в августе сортавальский театр успел осуществить <во время гастролей за пределами республики постановку восьми спектаклей. В первые дни Великой Отечественной войны этот театр был расформирован>.
    По завершении войны в республике поначалу действовали театр русской драмы и Финский драмтеатр, а вскоре состоялось открытие нового театра в Сортавале (журнал <На рубеже>, 1951, № 1). Это был <передвижной драматический: в Сортавале, обслуживавший районы республики>. Правда, согласно справке начальника отдела культуры и быта Госплана при СНК КФССР
    Н. Полякова от 12.04.45 <Восстановлены театры в г. Петрозаводске и в г. Сортавале>. Противоречие? Нет.
    <Сейчас мало кто помнит, но в послевоенные годы в том же Доме офицеров базировался театр музыкальной комедии. Народ шел посмотреть игру заслуженного артиста РСФСР В. Милютина-Савича, народного артиста Н. Рубана, получившего потом Сталинскую премию за исполнение главной роли в музыкальной комедии <Трембита>. Правда, Николай Рубан был к тому времени уже в Москве, когда в сортавальском театре ставились оперетты <Сильва> и <Баядерка>, <Холопка> и <Корневильские колокола>, <Марица> и <Вольный ветер>: Афиши с названиями этих оперетт не сходили с рекламных щитов нашего города. А ведь был еще профессиональный передвижной театр русской драмы, где с успехом шел спектакль <Свадьба с приданым> (из статьи корреспондента сортавальской городской газеты <Ладога>
    А. Верстакова <В нашем городе есть таланты!>). Объяснение столь кучного переселения театров в маленький городок на северном берегу Ладоги объяснялся просто: Петрозаводск был разрушен:
    Несколько лет назад моя землячка Екатерина Хяркинен, причастная к делам культуры, рассказывала мне еще об одном <районном> творческом коллективе тех лет: <2-й Русский драматический театр базировался в помещении нынешнего городского ДК, а вот в Доме офицеров - ансамбль песни и пляски Северного военного округа, который работал в Сортавале, не помню точно, до 1952-го или 1953 года, а потом переехал в Ленинград>.
    <Начальником ансамбля песни и пляски: был Виктор Алексеевич Печурин:> (А. Верстаков). Кстати, одно время в составе этого коллектива работал даже <король джаза СССР> Александр Плоткин, ударник ансамбля ЦД КЖД (Кировской железной дороги), которым руководил знаменитый композитор Исаак Дунаевский.
    Такое вот яркое начало культурной жизни нового советского городка!
    НАРОДНЫЙ БЫЛ?
    И ЕСТЬ!
    Когда ансамбль песни и пляски Северного округа убыл в столицы, В. Печурин остался в Сортавале и через некоторое время создал самодеятельный театр, в итоге ставший народным. <Печуринская> театральная страница в истории нашего города еще должна быть в подробностях исследована и написана. Уже после ухода В. Печурина театром руководил один из его актеров - Владимир Ильенок, поддерживали его жизнь в разное время Лейла Берая, Александр Луговской, Елена Позднякова, но вскоре жизнь коллектива фактически прекратилась. И вот в город возвращается бывший сортавалец Артур Ладысев, который, будучи военнослужащим, долго жил-служил-работал на Чукотке и Дальнем Востоке, в Хабаровске окончил театральное отделение института культуры, восемь лет руководил молодежным театром и теперь склонен был обратиться к местной культурной ниве.
    Вскоре пришел первый серьезный успех нового коллектива: <Наконец-то театр <Ваккосалми> (поиски <фирменного> названия. - В.С.): добрался до главной сцены города - сцены Дома культуры: 25 июня в МП <Досуг> состоялась премьера эстрадного спектакля <Сто лиц Сортавалы>. Чем примечательна эта постановка? А тем, что все: действие построено в виде экскурсии по нашему городу: А тема - реальность нашей сегодняшней жизни. Коллектив театра подсмотрел их (реальности), что называется, в <натуре>, <сдобрил> сатирой и юмором: Зрители узнавали в персонажах <до боли> (иногда в прямом смысле) знакомые лица:> (<Ладога>, 02.07.97)
    Позже коллектив обрел название <Дети понедельника>.
    - Мы взялись и расклеили по городу объявления, что организуется театральная студия: Пришли человек тридцать. Некоторым пришлось отказать в силу отсутствия у них артистических данных. Сегодня труппа насчитывает двадцать пять человек: Сортавальский народный театр был местом, куда всегда можно было пойти и увидеть на сцене что-то настоящее, действительно талантливое, - вспоминал А. Ладысев. - У сортавальцев должен быть свой театр! Правда, мы сегодня пытаемся разыгрывать на сцене Дома культуры сценки, скетчи, интермедии: Самое главное - продолжить традиции Сортавальского народного: Название нашего премьерного спектакля, который мы посвящаем светлой памяти Виктора Алексеевича Печурина, <Кому в Сортавале жить хорошо?>.
    К началу 2001 года уже столько хорошего случилось! Во-первых, студиец Андрей Матюков поступил в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Во-вторых, студия выручила на билетах около 9 тысяч рублей, которые пошли, понятно, на пошив костюмов, изготовление декораций и т.п. В-третьих, городская власть выделила театру пять ставок: режиссера, педагога по актерскому мастерству, светозвукооператора, художника-постановщика и костюмера! И хотя финансовых проблем это до конца не решало, но все же! Где еще в районах подобное сделали?
    У театра пока отсутствовали собственные помещения: где репетировать сколько надо, где хранить костюмы-декорации? Однако он жил.
    - Каждый спектакль - это новый барьер в жизни актера, который надо уметь перешагнуть: К счастью, у нас в студии есть отличный педагог по актерскому мастерству Ольга Лобская, - говорит Артур Валерьевич. - <Лекарь поневоле> по пьесе Мольера, когда <интуитивный подход к выбору репертуара стал уступать место осознанному>, был поставлен к Международному дню театра.
    - Мы мечтаем, чтобы наш театр стал репертуарным, чтобы в городе стояла тумба с репертуаром на месяц и зритель сам определял, на какой спектакль идти. Будем искать сильную остросоциальную пьесу современных драматургов. И, наконец, хотим поставить спектакль политического направления. Прежде всего мы - жители Земли, и нам небезразлично, что происходит в нашей стране, в мире.
    2002 - 2004 годы. Пьеса <А кто там в ванной?> А. Курлянского и поездка с ней в соседнюю Лахденпохью, спектакль <Диоген> по Б. Рацеру и В. Константинову, поездки на погранзаставу, <Служанка из Плувенеза> по К. Манье, конец театрального сезона и награждение премией Правительства РК <за творческую работу в области молодежной политики>, новоселье, когда студия, наконец, получила свой собственный репетиционный угол на ул. Ленина, который был вскоре освящен (отныне студия имела две большие комнаты и два вспомогательных помещения). Это позволило объявить дополнительный набор и создать с сентября детскую студию <Спутник> (ребята 7 - 12 лет).
    Коллектив обновился почти наполовину (студийцы поступили учиться в другие города). Внезапно умер <детский> художник Сергей Силин, памяти которого студия посвятила первый спектакль своего четвертого театрального сезона. Шефство театра-студии над погранзаставой № 5: спектакль <О, бедный Пьеро> Г. Горина, <Двадцать минут с ангелом> А. Вампилова. Поездка на Валаам с постановкой и встреча с хореографическим коллективом <Звон>. А. Ладысев принят в Союз театральных деятелей России, что кроме понятного чувства общей гордости и профессионального признания принесло <Детям понедельника> <50-процентную скидку на приобретение театрального реквизита в специализированных магазинах>! Очередные спектакли, которых числилось за студией уже полтора десятка: Наконец, в марте 2004 года <за высокое исполнительское мастерство: сортавальскому театру-студии <Дети понедельника> присвоено звание народного>!
    В ДВАДЦАТКЕ ЛУЧШИХ
    В конце позапрошлого года в Санкт-Петербурге проходил отборочный тур 6-го Международного фестиваля юношеских театров, на который было представлено более 60 видеокассет со спектаклями-конкурсантами из стран, как сейчас говорят, ближнего и дальнего зарубежья. Жюри должно было отобрать из присланного треть. <Детский> спектакль <Так не бывает!> прошел сито отбора среди коллективов из Москвы и северной столицы, Суздаля, Минска, Харькова: 14 марта 2005-го сортавальцы показали его живьем на сцене <Творческой мастерской> в Петрозаводске. Говорят, в зале был аншлаг. Через месяц поехали на тот самый, международный. Выступали на Малой сцене Государственного театра юного зрителя имени А. А. Брянцева (Максим Обухов, Надежда Чалых, Любовь Шведова, Илья Антропов, Жанна Семенова). Председатель жюри - народный артист России Николай Иванов, исполнитель роли Ивана в киноэпопее <Вечный зов>. Лауреатское звание, специальными призами награждены были все <дети> (у других коллективов по двое-трое), разбор профессиональных критиков. Пятилетний юбилей - местные итоги (смотри выше) и столичные (плюс к названным: бывший студиец, студент факультета актер драмы и кино А. Матюков уже сыграл одну из ролей в телесериале <Мангуст>, который прошел по НТВ). Летом коллектив театра-студии был принят в члены Международной ассоциации любительских театров АИТА, в котором состоят более 150 коллективов из России и опять же ближнего и дальнего...
    Новый сезон. Спектакль по пьесе Эфраима Киршона <Семейка Монтекки, или Играем Шекспира>, подготовка пьесы испанца Фернандо Арабаля <Пикник>. Очередная премьера - играли дети до тринадцати лет - <Мишкина любовь>, своя версия <Женитьбы Бальзаминова> А.Н. Островского. И вот новая поездка в Петрозаводск на сцену <Творческой мастерской>.
    :Действие пьесы П. Коэльо происходит в маленьком западном городке (хотя актеры крестились по-православному), куда прибыл с жестокой задумкой сам сатана, взявшийся искусить людей на предмет, могут ли горожане за золото убить человека, чтобы таким способом обеспечить безбедную жизнь остальных? Кипели страсти, звучали монологи и реплики (не мне оценивать профессионализм актеров, тем более что за спиной зрителей сидел, наблюдая за действием, главный режиссер <Творческой мастерской> Иван Петров). А тот <театральный> плеск озера, на котором стоял мифический город П. Коэльо, мгновенно напомнил мне шум легко накатывающих на каменистый берег волн нашего родного ладожского залива Ляппяярви, делящего Сортавалу надвое.
    От зрителей гости-сортавальцы получили долгие аплодисменты, от землячества - организованный в ресторане обед, а в зале - особый цветок в горшке и гостинцы в дорогу.
    Они уехали обратно в Сортавалу, город, который есть в жизни и на сцене!

Владимир СУДАКОВ, член Сортавальского землячества



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Это последняя статья номера Это последняя статья номера
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003