Память
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Город, который построил Фарид

К 17 августа - дню рождения заслуженного архитектора России и бывшего директора <Карелпроекта> Фарида Рехмукова - из Петрозаводска в Уфу, где последние 40 лет он жил и работал, всегда уходила обильная поздравительная корреспонденция. Писали его коллеги и друзья-архитекторы, инженеры-проектировщики, ученики. И в нынешем, юбилейном для адресата, году все было бы как прежде. Но минувшим декабрем из Уфы пришла весть о том, что Фарида Рехмукова не стало. Он не дожил до своего 80-летия немногим менее года.
    Автору этих заметок не довелось работать с архитектором Рехмуковым и под руководством директора Рехмукова. Но, придя в <Карелпроект> молодым специалистом в конце 1970-х, я постоянно слышала от сотрудников про некоего Фарида. Фарид говорил так, Фарид делал так, Фарид то, Фарид это: Потом выяснилось, что таинственный Фарид, который будто только что вышел за дверь или отъехал ненадолго в отпуск, уже 15 лет как покинул Петрозаводск. Каким удивительным человеком надо быть, чтобы остаться так надолго в умах и душах своих коллег!
    Я с интересом ждала ноября 1984 года, когда институт праздновал свой полувековой юбилей. На торжества должны были приехать многие <карелпроектовцы>, и среди них, конечно, Фарид Рехмуков. Встречи, объятия, слезы радости и волны доброты и тепла, которых хватило на всех-всех - и ветеранов, и зеленую молодежь, - помнятся до сих пор. Они дали почувствовать то, какой большой семьей когда-то жил коллектив. Потом, уже спустя годы, многое узналось об архитекторе и человеке Фариде Измайловиче Рехмукове.
    Начало
    В 1948 году, после окончания знаменитого Московского архитектурного института, Фарид Рехмуков вместе с однокурсницами Мариной Старченко и Лялей Мунасыповой приехал в Петрозаводск.
    В послевоенные годы Академия архитектуры СССР организовала множество экспедиций по обследованию памятников архитектуры, находившихся в прифронтовой полосе, и в эти экспедиции активно привлекались студенты архитектурных вузов. Восхищение незамутненной чистотой северной архитектуры притягивало к нашему краю дипломированных специалистов. И совсем не случайно родившийся в Астрахани Фарид Рехмуков, очарованный карельским зодчеством, одержал свою первую творческую победу, выиграв конкурс на проект национального павильона Карело-Финской ССР на ВСХВ в Москве.
    Павильон
    Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (с 1959 года Выставка достижений народного хозяйства) готовилась к открытию после войны: планировалось выстроить много новых павильонов, в том числе Прибалтийских республик и нашей Карело-Финской, с 1940 года носившей статус союзной.
    В начале 1950-х Правительство КФССР объявило всесоюзный конкурс на проект карельского павильона, с тем чтобы к 1954 году построить в Москве здание, воплощавшее образ республики, узнаваемый и отличный от множества других национальных сооружений на главной выставке СССР.
    Первое место жюри отдало молодому архитектору из Петрозаводска Фариду Рехмукову. Это была реальная возможность увидеть воплощенным один из первых своих проектов, что всегда очень важно для архитектора.
    Здание было построено, как и намечалось, в 1954 году в лучшем виде. Простой и лаконичный по форме павильон привлекал, и до сих пор привлекает, своим главным фасадом - шестиколонным портиком и резным деревянным фронтоном. Красный карельский гранит, которым облицованы колонны, и дерево в наружной отделке сразу давали представление о природе и естественных богатствах республики.
    Многочисленные барельефы и скульптуры фронтона, вырезанные известным российским скульптором Львом Кардашевым, рассказывали об основных занятиях населения карельского края: лесная промышленность, рыболовство, сельское хозяйство. Резные деревянные Герб КФССР и портал входа завершали композицию главного фасада павильона.
    Четыре экспозиционных зала - <Водный>, <Земледелие>, <Животноводство>, <Рыбная промышленность и звероводство> - позволяли получить полную информацию о Карелии. Поэтическим символом края являлась фигура <Рунопевца>, встречающая посетителей при входе. Трехметровая скульптура была вырезана из дерева Сергеем Коненковым.
    За проект павильона Карело-Финской ССР Фарид Рехмуков был награжден большой серебряной медалью ВСХВ СССР. А сам павильон сейчас является памятником истории и культуры государственного значения.
    После утраты республикой статуса союзной <карельский> дом в Москве несколько раз менял свое назначение, но с 1999 года он, как и прежде, представляет Карелию, являясь выставочно-коммерческим центром РК.
    Архитектор
    Молодой архитектор Фарид Рехмуков, энергичный и трудолюбивый, без остатка погруженный в свою профессию, не был белой вороной среди своих коллег. В конце 1940-х - начале 1950-х все архитекторы проектной конторы работали самозабвенно. И тому был мощный стимул - лежащий в руинах Петрозаводск. Профессионал-созидатель, каковым всегда был и Фарид, просто не мог мириться с таким положением вещей и все силы и способности отдавал возрождению города.
    В 1952 году появился приказ начальника Управления по делам архитектуры <о назначении Ф.И. Рехмукова начальником архитектурного отдела Республиканской проектной конторы>. Отдел в 1952 году состоял из 16 человек, большинство из которых имели высшее архитектурное образование, и являл собой очень серьезный коллектив творческих личностей: Константин Гутин, Эмилия Тентюкова, Ляля Мунасыпова, Лазарь Тарлер, Галина Воронова, Виль Шелухин: Это люди, благодаря труду которых на послевоенном пепелище вырос тот Петрозаводск, каким мы его знаем теперь.
    Архитектор Фарид Рехмуков за первые 5 лет своей работы, как писали в характеристиках, <выполнил целый ряд ответственных в архитектурном отношении проектов>. К этому ряду относятся и здание пединститута на Пушкинской, долгая и драматичная история проектирования которого заслуживает отдельного рассказа, и аэровокзал в Песках, которому не суждено было осуществиться, и здание Центрального Комитета Компартии КФССР, построенное им на улице Малой Подгорной (ныне ул. Титова) совместно с Константином Гутиным. И, конечно же, павильон в Москве.
    Будучи впоследствии директором проектной организации, Фарид Измайлович не оставлял свою профессию. Чертежный кульман в его директорском кабинете был не предметом обстановки, а служил рабочим инструментом архитектору Рехмукову.
    Учитель
    Леонид Мореходов, инженер-строитель: <Я оканчивал архитектурно-строительный техникум и когда завершил дипломный проект, в рецензенты получил вдруг вчерашнего студента из МАрхИ Фарида Рехмукова. Он только что приехал в Петрозаводск и <набросился> на мою работу. Но справедливо!>
    Эдуард Андреев, главный архитектор Петрозаводска в 1970 - 1990 годах: <В том, что стал архитектором, заслуга Фарида. Он преподавал в техникуме, где я учился, и просто влюбил всех в себя и в свою профессию. После окончания техникума была одна мечта - учиться на архитектора, и только в Московском архитектурном, как Фарид>.
    Фарид Рехмуков преподавал в строительном техникуме практически все время, пока трудился в Петрозаводске. Это была параллельная работа, что называется, без отрыва от производства.
    Он преподавал всерьез и очень ответственно, зная, что студенты техникума - это потенциальные кадры для его проектной организации, и они, выучившись затем в архитектурных и строительных вузах Москвы и Ленинграда, возвращались в <Карелпроект> к директору Рехмукову.
    Директор
    Весной 1955 года Фарид Рехмуков назначается начальником проектной конторы, увеличившей к тому времени число своих сотрудников до полутора сотен, ставшей ведущей проектной организацией Карелии. А начальнику ведущей организации еще не исполнилось 29 лет. Однако уже тогда стали заметны его администраторские способности и организаторский талант, непререкаемый авторитет, основанный на глубоком уважении. Директор, строгий, требовательный, порой жесткий, вел свой постоянно растущий коллектив, оставаясь надежным товарищем и хорошим другом своим подчиненным.
    В 1962 году, при очередной реорганизации управления промышленностью и народным хозяйством в стране - создании совнархозов, - <Карелпроект> был объединен с проектной организацией <Совнархозпроект>. Рехмукову была предложена должность главного архитектора проектно-изыскательского института <Карелпроект>. Вероятно, несмотря на опыт руководителя его сочли тогда слишком молодым. А Фарид Измайлович после передачи дел новому директору без долгих разговоров попросил освободить его <от работы с переводом в
    г. Уфу Башкирской АССР>. <Карелпроектовцам> было обидно за отставку своего директора, ведь их бывшая проектная контора по численности работников почти вдвое превосходила <Совнархозпроект>. Говорят, некоторые плакали, прощаясь со своим директором.
    :В один из летних вечеров 1962 года, когда Ф. Рехмуков уезжал на работу в Уфу, по проспекту Ленина в сторону вокзала прямо по проезжей части двигалась необычная колонна - это коллектив <Карелпроекта>, с которым когда-то Фарид начинал свой путь в архитектуру, провожал своего строгого любимого директора. Беспрецедентные проводы.
    Большую часть своей творческой жизни Ф. Рехмуков отдал Башкирии, где 20 с лишним лет проработал главным архитектором Уфы и в согласии со своими принципами даже после ухода на пенсию вносил большой вклад в развитие архитектуры и градостроительства Республики Башкортостан.
    А Карелия и Петрозаводск, возможно, что-то потеряли без архитектора Фарида Рехмукова.

Елена ИЦИКСОН, архитектор



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003