Как живешь, глубинка?
Точка на карте
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

На полярной широте

Вновь требуется слюда
    Тэдино - северная точка Карелии. Поселение горняков в северной части Лоухского района расположено у федеральной автотрассы <Кола>. Лет 20 назад тэдинские шахтеры выдавали на-гора горную породу, слюду и чистый кварц для промышленных предприятий России, ближнего и дальнего зарубежья. С перестройкой и со сменой собственников шахты закрылись и все энергоемкое хозяйство пришло в запустение. От мощного горного предприятия <ГОК <Карелслюда> остались потомкам забетонированные стволы шахт, огромные хвосты горной породы.
    Я недавно побывал в этом поселке горняков на севере Карелии.
    Сегодня там живут старики и несколько семей горняков, шахтеров практически нет. Остались еще на слуху фамилии знаменитых проходчиков-орденоносцев Абрашитовых, Никифоровых, Гололобовых, Губанищевых, Лангуевых. Это былая слава и гордость - день вчерашний.
    Сегодня есть ростки нового. Возрождается производство: московская фирма занимается переработкой хвостов, получаемая продукция - слюда мелкой фракции - уже нашла своих потребителей. Слюда стала востребованной. Но чтобы выйти на предусмотренные объемы добычи слюды, необходимо получать ее круглогодично, то есть открывать шахту.
    По мнению специалистов, это удовольствие очень энергоемкое и требует больших финансовых затрат. Хвостов же с хорошим содержанием слюды хватит предприятию численностью в 150 человек на 70 лет. Таковы расчеты московских специалистов, которые изучили горные выработки шахт в Малиновой Варакке, Плотине, на Карельском и других рудниках и старых шахтах по всей территории лоухского прибрежного Приполярья. Слюдяная ниша в рыночных условиях стала весьма востребованной. Об этом рассказал директор ООО <НПО <Кварц> Владимир Неймышев, бывший главный инженер рудника Плотина.
    Удалось-таки повстречаться с петрозаводскими дорожными строителями, которые капитально ремонтируют десятикилометровый участок федеральной трассы на севере Карелии. Жизнь возрождается в самом северном поселке республики - Полярный Круг.
    Дорожные строители
    Побывав на участке строительства федеральной дороги <Кола>, убедился, что петрозаводские дорожники выполнили две трети от своих обязательств и на сегодняшний день готовят щебеночное покрытие дорожного полотна в южном направлении, то есть из Заполярья в Приполярье. Осталось произвести взрывные работы на определенных участках по скальным выходам, а на будущий год уже асфальтировать десятикилометровый участок.
    Продолжается завоз щебня из Оленегорского ГОКа железной дорогой, уже накоплены значительные запасы этого строительного материала. Руководит мастерским участком Вячеслав Прохоров. Он уже принимал участие в строительстве предыдущего десятикилометрового дорожного полотна в Приполярье.
    - Сроки сдачи отодвигаются из-за недостаточного финансирования. По всей вероятности, асфальтированием участка придется заниматься на будущий год. На сегодняшний день работает субподрядная организация из Кандалакши. Ранее они работали на прокладке водовода в поселке Лоухи. Живем мы, как и прежде, в двух-этажном кирпичном здании бывшей школы. По сути дела, это наша база на севере Карелии.
    На участке трудится вахтовым методом коллектив почти в 80 человек в две смены по 11 часов. На линии три виброкатка, от 6 до 10 <КАМАЗов>, 5 экскаваторов, три бульдозера <Т-170>, три автогрейдера, заправщик ГСМ, поливочная машина и прочая малая техника.
    В карьере на 1062-м километре трассы работает шведская дробильно-сортировочная установка. Я посмотрел ее в работе. Обслуживают ее в смену два человека. К услугам дорожников просеянный песок и щебень необходимой фракции. Очень удобная установка для дорожных строительных организаций работает от модуля дизельной электростанции. Этот модуль электростанции может обеспечивать электроэнергией поселок с количеством жителей в три-четыре тысячи человек.
    В диспетчерскую мастерского участка стекается вся оперативная информация о производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Диспетчер Наталья Дроздова посетовала: <Нам в Карелии работы не дают. Наши мастерские участки работают в Нижнем Новгороде, Архангельской области и других районах России. Хотя нужно капитально строить на севере Карелии автотрассу Суоперя - Лоухи и идти дальше на юг по федеральной дороге <Кола>. У нас имеется богатый профессиональный опыт строительства дорог на севере Карелии. Есть хорошая база в Тэдино. Требуется долгосрочная программа с четким финансированием. Ее на деле нет в республике. Вот и приходится искать заказы в других губерниях и областях:>
    В скором времени в Тэдино приедет еще одна субподрядная организация по взрывным работам <Севзапвзрывпром>, ей придется взорвать скального грунта в пределах четырех тысяч тонно-кубометров.
    В настоящее время по трассе <Кола> движется большой поток автотранспорта, почти на 70 процентов - с юга. Люди возвращаются с черноморского отдыха. Идет завоз продуктов, овощей, фруктов, материалов, оборудования, спецтехники в заполярный город Мурманск. На этом неасфальтированном пыльном участке постоянно дежурит поливочная автомашина.
    Для удобства пассажиров
    Для водителей автотранспорта и пассажиров кафе <Тэдино> - очень удобное место перекусить, отдохнуть. Вот пекарня с горячей выпечкой, магазинчик <Семга> со свежей рыбной продукцией. Для обслуживающего и технического персонала создали хорошие бытовые условия - душ, прачечную. Исполняющим коммерческим директором трудится депутат Малинововараккского сельского поселения Алексей Карпов.
    - Сколько рабочих мест предоставило предприятие жителям Тэдино?
    - На данный момент около 30 человек трудится в инфраструктуре нашего придорожного кафе. Это пекари, кондитеры, продавцы, официанты. Началось строительство салатного цеха, трудятся подсобные рабочие по благоустройству. В планах - построить автозаправочную станцию.
    По телефону я связался со специалистом Малинововараккской сельской администрации Надеждой Андрющенко. Она благодарна руководителям предприятий и организаций, которые здесь работают. С их помощью подвозятся вода, дрова ветеранам, расчищаются зимой дороги. Они многое делают для обеспечения жизнедеятельности в поселке.

Валерий БЕХТЕРЕВ



    Лоухский район

Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003