mincult.karelia.ru
К 100-летию Русского театра драмы
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Из истории театрального Петрозаводска

По счастливой случайности, работая в фондах Театрального музея Санкт-Петербурга, я нашла эту фотографию. Поистине подарок судьбы! Драгоценный снимок. Он возвращает нас к тем дням, когда приехавший в Петрозаводск актер и режиссер Александринского театра Николай Васильевич Петров открыл театральную студию в нашем городе.
    Петрозаводск. 1918 год. На ступеньках театра группа артистов, приехавших из Петрограда. Петров в центре. Рядом с ним справа Корчагина-Александровская, Юрий Николаевич Юрьин. А в первом ряду - петрозаводские гимназистки: справа первая - Соня Неелова, четвертая - Катя Максимова, шестая - Оня (Анисья) Рыбкина, моя мама. Как я обрадовалась встрече с ней!
    Вы, наверно, обращали внимание, что с возрастом родители становятся нам все ближе:
    Господи! Еще вчера я могла у нее обо всем расспросить! А сегодня передо мной только альбомы, книги, письма - спасибо и на том!
    Вглядитесь, может быть, и вы отыщете своих близких? В старинном мамином альбоме я нашла немало лиц, которые есть на этом снимке. К сожалению, я не всех знаю по именам.
    Вот, например, кто эта девушка? На общем снимке она вторая справа. Почти все фотографии с автографами, но подписи зачастую неразборчивы. На обороте этой фотографии написаны слова Веры Федоровны Комиссаржевской: <Только с чистой душой можно творить ярко:>.
    Их была стайка неразлучных девчонок, словно веревочкой связанных мечтой служить театру. Кумиром их была Комиссаржевская. Ежегодно 10 февраля они праздновали день ее рождения. И то, что Николай Ходотов, уроженец села Деревянное, работавший вместе с Комиссаржевской на сцене Александринского театра, привозил Веру Федоровну в Петрозаводск и она любовалась Онежским озером и водопадом Кивач, наполняло подружек восторгом. Жаль только, что это было за год до их рождения, в 1902 году:
    Девочки (Соня Неелова, Маруся Модестова, Валя Баранова, Оня Рыбкина) были одногодками, учились в одном классе петрозаводской гимназии. Катя Максимова - годом младше:
    Уже были прочитаны Шиллер и Шекспир, Гамсун и Метерлинк, Островский и Чехов, Ахматова и Блок.
    Сидят у окошка с папой.
    Над берегом вьются галки.
    - Дождик, дождик! Скорей закапай!
    У меня есть зонтик на палке!
    - Там весна. А ты - зимняя пленница,
    Бедная девочка в розовом капоре:
    Видишь, море за окнами пенится?
    Полетим с тобой, девочка, за море.
    Они читали эти стихи с детской непосредственностью. Эти строчки:
    - Дождик, дождик! Скорей закапай!
    У меня есть зонтик на палке!
    - очень всем нравились. Они дышали предвестием близких и радостных перемен.
    По весне, лишь только лед сойдет на Онего, в Петрозаводск с первыми пароходами приезжали из Петербурга артисты. В разное время здесь перебывали Вивьен, Лешков, Смолич, Бертельс: Девочки приходили их встречать на пристань с букетиками подснежников или ландышей. Они были одержимы театром, влюблены в Корчагину-Александровскую и Леонида Вивьена.
    Артисты приезжали только на летний сезон.
    Но вот в 1918 году Николай Васильевич Петров привез в Петрозаводск труппу, в которой были и артисты Александринcкого театра, и студийцы. И они остались и на зиму.
    В гастрольной афише они называли себя Народным театром. 5 июня пьесой Горького <На дне> Народный театр драмы открылся.
    В связи с этим событием по Мариинке, главной улице Петрозаводска, были устроены гулянья, собралось едва ли не пол-города. Духовой оркестр под управлением Солнышкова исполнял Чайковского, Грига, Брамса. Об этом сообщала местная газета. Она будет из номера в номер писать о театре по-домашнему тепло.
    Вот, например: <В спектакле <Гроза> странницу Феклушу играла Корчагина-Александровская. И публика осталась ею так довольна, так довольна - по самое горлышко>.
    В Петрограде в это время начался голод, многие актеры поспешно уезжали за границу.
    В Петрозаводске все располагало к творчеству: и спокойная сравнительно с Петроградом обстановка, и постоянные аншлаги в театре (Петров поначалу удвоил, а потом и утроил жалованье артистам), и взаимная любовь, которая с первого же спектакля установилась между артистами и зрительным залом.
    Стоит вспомнить об одном случае, возможно, единственном в истории театра.
    Давали комедию <Бабушка> (по пьесе Кайяве) с Корчагиной-Александровской в главной роли. Доиграть второй акт артисты не смогли. Гомерический хохот сотрясал и сцену, и зрительный зал. Вот что написал рецензент местной газеты: <:В последнем действии Н. Петров при сотрудничестве Е. Корчагиной-Александровской и А. Смирнова нашел ритм пьесы и воплотил в жизнь искрящийся, серебристый, беспечный французский юмор. Его игра оказалась столь богатой солнечным весельем, что публика пережила, точно молниеносную, острую эпидемию смеха.
    Хохот до слез передавался из зала на сцену. Настала минута общего неудержимого припадка смеха, разразившегося громом аплодисментов.
    Так артисты и не закончили этот спектакль. Но всем, кто был на сцене или в зрительном зале, он на всю жизнь запомнился, и напоминание о <Бабушке> всегда возвращало людям хорошее настроение.
    В доме Максима Филипповича Леви, известного в Петрозаводске врача и страстного театрала, Николай Петров в соавторстве с хозяином дома устраивал веселые капустники. Здесь допоздна спорили о судьбах театра, строили планы на будущее. Возникла идея творческого союза актеров и зрителей, названного <Тарантой>.
    О рождении <Таранты> артисты известили Москву телеграммой наркому просвещения Луначарскому, который впоследствии говорил Петрову: <Среди бесконечного количества дел, организационных вопросов, выступлений и переписки я был, откровенно говоря, озадачен вашей телеграммой. Но раз родилась <Таранта>, я должен был ее поздравить. И послал телеграмму в Петрозаводск.
    А что же это все-таки за <Таранта>?> Действительно, что это такое?
    <Таранта> - творческий союз. Театр в театре. <Таранта>, провозгласив борьбу с провинциальной скукой и обывательщиной, устраивала вечера после спектаклей, в которых зритель становился участником происходящего. Ему задавались вопросы: <Что вы ждете от сегодняшнего вечера?>, <Что бы вы пожертвовали человечеству?>, <Что бы вы взяли от человечества взамен?>, <Ваш девиз?>.
    Ответы обсуждались, и авторы самых удачных из них принимались в члены <Таранты>.
    Так ими стали композитор Юрий Шапорин, командующий Онежской флотилией Э. Панцержанский и все студийцы, которых окрестили <хоботками>.
    При театре Н. Петровым была создана студия. После конкурсного отбора туда были приняты 30 человек.
    Студия Николая Петрова сыграла большую роль в становлении театра в Петрозаводске, в воспитании его зрителей.
    Из 8 предметов, которые преподавались студийцам, четыре (теорию и технику драмы, технику движения, практику драмы, общий режиссерский класс) вел сам Петров.
    Кроме него, педагогами были Евгений Сергиев (актер и режиссер театра) и Юрий Юрьин (драматург, актер и режиссер). Юрий Николаевич Юрьин возглавит и театр, и студию после отъезда Петрова из Петрозаводска в Кострому в 1919 году.
    Юрьина любила петрозаводская публика: Когда он заболел, газета <Известия Олонецкого губсовета> в каждом номере сообщала о самочувствии артиста.
    Именно Юрий Николаевич Юрьин благословит трех выпускниц студии - Екатерину Максимову, Софью Неелову и Анисью Рыбкину - на учебу в институт сценических искусств. Каждой он подарит свою фотографию с автографом: <Ты по-настоящему талантливый человек, но если это дает права, то еще больше накладывает обязанностей. Жду от тебя многого, не обмани меня>.
    В 1922 году Неелова и Рыбкина будут приняты в институт сценического искусств (ИСИ) в мастерскую Леонида Сергеевича Вивьена. Максимова приедет на год позже и тоже станет студенткой ИСИ.
    Годы учебы в институте были счастливым временем!
    Посланцы Карелии, студенты разных вузов, жили коммуной в Карельском землячестве на Кирочной (ул. Салтыкова-Щедрина).
    Им присылали посылки из Петрозаводска (<В помощь голодающему красному студенчеству>): сущик, моченую бруснику, сухари.
    На пиршество собирались друзья из разных вузов. Душой вечеринок, разумеется, были <артисты>, заслуженные-застуженные, народные-голодные.
    Кирочная, 40 - памятный адрес!
    Анисья Рыбкина провела свой первый театральный сезон на родине. Ее пригласил режиссер Борис Бертельс, набиравший в Петербурге труппу для петрозаводского театра.
    В <Севильском кабачке> она сыграла танцовщицу, в <Слуге двух господ> - Смеральдину в паре с Бертельсом, исполнявшим Труфальдино.
    Потом шла <Комедия двора>. И газета <Красная Карелия>, отметив хорошую игру актеров, упрекнула Бертельса: <За две недели наш театр показывает нам третью пьесу, где героями являются всякие величества, как свергнутые с трона, так и еще восседающие на нем:>. Театр срочно подготовил <Стеньку Разина> (по пьесе Луначарского). И его же <Поджигателей>.
    В конце летнего сезона газета напишет: <Бертельс обещал поднять петрозаводский театр из поглотившей его за последние два-три года пропасти и свое обещание выполнил блестяще>.
    Трагически сложится судьба всех трех подруг. Софья Неелова сгорит от скоротечной чахотки, Катя Максимова выйдет замуж за Рихарда Зорге и в 1943 году погибнет. Анисья Рыбкина вместе с мужем Василием Лапиным будет работать в разных ленинградских театрах под крылом Вивьена. Пока их не настигнут репрессии 1937 - 1938 годов: Василий Лапин будет расстрелян в 1938 году. И с тех пор она возьмет его фамилию. Жест верности и мужества.
    Эту страницу из жизни театрального Петрозаводска я написала по материалам семейного архива и по книгам, собранным мамой. Уверена, что во многих петрозаводских семьях немало найдется документов, которые эту историю дополнят.
    Хочется думать, что к 100-летию Русского театра драмы будет решен вопрос о создании при нем и театрального музея. История театра - это история нашего города.
    <Ничто не должно кануть в Лету>, - говорил первый олонецкий губернатор Гаврила Романович Державин.

Наталья Ларцева



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003