Край родной
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Кестеньга: 460 лет нелегкой жизни

У поселка Кестеньга длинная история. Он относится к древнейшим поселениям на северо-западе Карелии. В настоящее время сохранилось немного документальных свидетельств о его раннем прошлом. В XVI - XVII веках в северном Беломорье находилось 7 саамских деревень - Кестеньга была одной из них. Во время шведского нашествия в 1589 году часть поселений была разрушена. В указе царя Михаила Романова от 1628 года упоминается деревня Топозеро (на берегу одноименного озера), относившаяся к приходу Киерети. Однако деревня с таким названием более не встречается в документах. В 1679 году Кестеньга называется как новое поселение. Это может означать, что упомянутое в 1628 году Топозеро, которое могло быть Кестеньгой, полстолетия было необитаемым местом.
    Саамы, жившие раньше в окрестностях озера Топозеро, были самыми первыми обитателями этих мест. Саамы, или лопари, - народ-загадка. Они относятся к особому, совершенно оригинальному антропологическому типу, не имеющему аналогии в Европе. Откуда и когда появился этот народ, точно не известно до сих пор, они жили здесь не одно тысячелетие. Судьбу саамов можно сравнить с судьбой североамериканских индейцев: когда в XIII веке, не встречая никакого сопротивления, в эти места проникли карелы, русские, финны, саамы отгородились от пришлых стеной внутренней независимости, пытаясь с помощью колдовства помешать заселению своих исконных земель. А то, что саамы были известными колдунами, знали даже в Москве. Сам Иван Грозный вызывал их ко двору, и по преданию они предсказали царю день и час его смерти. Но сопротивление полудикого народа было слишком слабым, саамы частью вымерли, а оставшиеся отступили дальше на север.
    К середине XVIII века на Топозере уже не существовало лопских поселений, в настоящее время о них напоминают только названия мест - Котисаари (остров перед Кестеньгой), Вежаниеми, да и имя самого озера происходит от лопарского слова <туоппо> - ножны.
    Шли годы, складывались века. К середине XIX века население окрестностей Топозера выросло в несколько раз. В 1844 году Кестеньга становится центром прихода, в состав которого входит 22 деревни: Коккосальма, Ламбаж-губа, Лина-муа, Челма-губа, Лох-губа, Нильма-губа, Пингасальма, Окунева-губа, Сенозеро, Елеть-озеро, Шапкоозеро и др. Самой большой после Кестеньги была деревня Елеть-озеро, включавшая 38 дворов, затем Сенозеро - 35 дворов, Коккосальма - 25 дворов.
    Были деревушки по два-четыре дома, например, Челма-губа, Ноттозеро, Салма-вара. Для полной административной самостоятельности Кестеньге нужна была своя приходская церковь, она была построена в 1872 году на средства санкт-петербургского купца Кундышева. Церковь в честь святого архидиакона и первомученика Стефана стояла на месте, которое ныне занимает старое здание местной администрации, с внешней стороны имела вид креста, обшита тесом и окрашена. Священником состоял Авенир Екзакустодианов Титов.
    К началу XX века Кестеньга - волостной центр. Кестеньгская волость была сравнительно обширной территорией кемской Карелии, имела 500 дворов и 3685 жителей. Кроме приходской церкви, в ближайшей округе других культовых построек не было. Неподалече стояли разве что часовни в деревнях Елеть-озеро (31 верста), Сенозеро (43 версты), Тикше-озеро (43 версты), Кукасозеро (91 верста) и церковь в Логоваракке (45 верст). Это подтверждает значимость Кестеньги как административного и культурного центра значительной территории.
    В то время в Кестеньгской волости имелись одна церковно-приходская и две одноклассные школы, в которых обучались 52 ученика (из 332 детей школьного возраста). Интересно взглянуть на таблицу рождаемости и смертности населения в те годы: 1900-й - число рождений - 67, число умерших - 4; 1901-й - рождений 76, умерших 14; 1902-й - рождений 77, умерших 3; 1903-й - рождений 78, умерших 3; 1904-й - рождений 96, умерших 8; 1905-й - рождений 83, умерших 3. Весьма показательные цифры.
    После русской революции в Карелии начались тревожные времена: красные, белые, легионеры, англичане воевали за карельские души. В феврале 1922 года произошли последние жестокие сражения с интервентами в Кестеньге, Коккосальме и на реке Софьянга. Многократно превосходившие силы белофиннов отступали от деревни к деревне в сторону Финляндии, и Советская власть начала распространяться на местах.
    В 1927 году упразднили старую организацию уездов, территории скомплектовали делением на районы. Карелию поделили на 26 районов. Прежний Ухтинский уезд преобразовали в два района - Кестеньгский и Ухтинский.
    В Кестеньгский район вошли два прихода: Кестеньга и Оланга общей площадью 15300 квадратных километров. Деревень в них было 43 с населением 5116 человек. В 20-е годы в Кестеньге началось оживленное строительство. В 1924-м церковь ликвидировали, в ее здании разместили Дом культуры. Позднее там работала почта, когда через 10 лет для Дома культуры возвели новое двух-этажное деревянное здание через дорогу. Первый раз Кестеньга приняла радиосигналы из Москвы, как <октябрьский подарок>, 8 ноября 1926 года. Об этом событии несколько дней рассказывали журналисты на страницах республиканской газеты <Красная Карелия>.
    Тогда же, в 1926 году, было построено шоссе из Кестеньги в Лоухи. Его построили заключенные, используя только кирку да лопату. Железная дорога из Лоухи в Кестеньгу была готова в конце 30-х годов, а достраивали и восстанавливали ее после войны в 1956 - 57 годах.
    В Кестеньге с 1 января 1934 года выходила районная газета, она называлась <Красная Кестеньга>. Ее печатали в собственной типографии. Ей на смену пришла газета <Лоухский большевик> (позднее - газета <Коммунист>), но это произошло уже после слияния двух районов в Лоухский. Газета <Коммунист> потом переименована в газету <Приполярье>, под этим названием ее знает каждый житель района. Так что, можно сказать, наша районная газета свое зарождение получила в Кестеньге.
    Электричество пришло в Кестеньгу в 1930 году, по традиции 8 ноября. Как картинка жизни того времени, перекликающаяся с днем сегодняшним, сохранились сведения о районной профсоюзной конференции в ноябре 1936 года, посвященной работе с молодежью. На конференцию были приглашены председатели колхозов, профактив района. На совещании отмечалось, что с молодежью никто не работает. Среди молодежи встречаются случаи пьянства, игры в карты, недостойное поведение в общественных местах. Отсутствует спортивная работа. Профактив решил: оживить спортивную работу среди молодежи во всех населенных пунктах; летом на берегу Топозера построить вышку для прыжков в воду (что было сделано), проводить соревнования по плаванию, зимой открыть каток, приобрести коньки, проводить гонки зимой на лыжах, летом - на лодках. Решено было организовать турпоходы по Топозеру, прием нормативов ГТО (<Готов к труду и обороне СССР>), ГСО (<Готов к санитарной обороне>) - кружки по изучению нормативов при школах и колхозах.
    В стране наступило время индустриализации и коллективизации, Кестеньга шла в ногу с ним. Но труды людей, их судьбы, планы и мечты разбила Великая Отечественная война. В огне войны исчезли все деревни Кестеньгского района, сама Кестеньга тоже была сожжена и разрушена до основания. Трудами и волей своих жителей село снова возродилось, стало больше и краше, хотя и утратило полностью черты старинного карельского поселения. Достигнув пика в своем послевоенном развитии в 60-е годы ХХ века, сейчас Кестеньга вновь в упадке и разрушении. Каким будет новый виток ее истории? Хочется верить, что позитивным.

Г. ШЕИНА, заведующая библиотекой



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003