Музейные истории
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Это последняя статья номера Это последняя статья номера

<Мне очень приятно дружить с вами...>

Алиса Порет и Даниил Хармс
    Весной этого года художнику Алисе Порет, чье творчество достаточно полно и разнообразно представлено в коллекции Музея изобразительных искусств РК, исполнилось бы 105 лет.
    Родилась она в 1902 году в Петербурге, училась в Академии художеств у К. Петрова-Водкина и в мастерской П. Филонова. Вместе с возглавляемым им <коллективом мастеров аналитического искусства> иллюстрировала <Калевалу> (издательство Aca-demia, 1933 год), а в 1940 году А. Порет была приглашена карело-финским книжным издательством для работы над <Калевалой> для детей и юношества (издана в Петрозаводске в 1940 году). Спустя много лет Алиса Ивановна пожелала, чтобы ее рисунки к этой книге (заставки и концовки к рунам) принадлежали Музею изобразительных искусств РК. Так состоялось знакомство, а потом и дружба музея с художником Алисой Порет.
    Мне посчастливилось бывать в ее московской квартире на улице Огарева, 13, видеть ее работы и слышать удивительные рассказы, чаще веселые, о людях, встречи с которыми оставили яркий и незабываемый след в душе Алисы Ивановны и в ее творчестве. Среди них были знаменитые поэты, артисты и музыканты Д. Шостакович, М. Юдина, П. Лисициан, З. Долуханова, А. Осмеркин и многие другие.
    Особое место в жизни Алисы Порет занимал Даниил Хармс. Годы дружбы с ним она торжественно называла <эпохой Хармса> в своей жизни. Познакомились они в 20-е годы прошлого века в Ленинграде, когда работали в журналах <Еж> и <Чиж>. Тогда Алису Ивановну окружала компания умных, талантливых и веселых людей: поэты-обэриуты Д. Хармс и А. Введенский, художники Т. Глебова и П. Кондратьев, музыканты М. Юдина и И. Браудо. Жили творчески активно и весело - вместе ходили на концерты в филармонию и на выставки, читали стихи, шутили, влюблялись или: играли в любовь.
    В дневниковых записях Даниила Хармса периода 1932 - 1933 годов (они опубликованы в журнале <Новый мир>) часто встречается имя Алисы Порет. <Мне с вами очень приятно дружить. Вы не так глупы, чтобы не понимать меня, но и не так умны, чтобы я чувствовал себя дураком>, - писал Хармс. Или еще одна запись: <С утра позвонил Алисе Ивановне. Вечером она собирается на концерт - будет моцартовский <Реквием>. Я тоже хочу пойти>. Они много общались, гуляли по Ленинграду и его историческим окрестностям. <Занял 5 рублей, чтобы поехать с Алисой Ивановной в Царское:> - и далее с явным неудовольствием Хармс сообщает, что застал у нее художника Павла Кондратьева, который уже 6 лет влюблен в Алису Ивановну, а с ее стороны не видит ничего <хорошего>.
    В фондах нашего музея в составе большой коллекции графических и живописных работ Павла Кондратьева есть его рисунок, сделанный с натуры, на котором изображена Алиса Порет, читающая книгу. Впервые он был показан в 1992 году в составе групповой выставки П. Кондратьева и А. Порет, которая была открыта в нашем музее к 100-летию со дня рождения этих художников. Она соединила их творчество и открыла его для петрозаводчан.
    ...Но вернемся к 1930-м годам, к дневнику Даниила Хармса и его мыслям об Алисе Порет: <Я все больше и больше влюбляюсь в А.И. и 1 февраля сказал ей об этом>. Похоже, что признание Даниила Ивановича не произвело на нее особого впечатления, потому что далее Хармс пишет: <Мы назвали это дружбой и продолжали встречаться>. Их дружеский роман не прекратился и после того, как она вышла замуж за художника Петра Снопкова - их общего знакомого. Хармс подарил им на свадьбу старинный самурайский меч, что было плохой приметой: острое дарить нельзя. Примета сбылась, брак А. Порет и П. Снопкова оказался недолгим, вскоре они расстались. А ее дружба с Хармсом продолжалась до самого его ареста. В августе 1941 года к Д. Хармсу пришел дворник и попросил его выйти во двор, где поэта уже поджидал <черный ворон>. Арестовали и Петра Снопкова. Даниил Иванович Хармс умер, как теперь известно, в тюремной больнице 2 февраля 1942 года.
    Алиса Ивановна пережила своего друга на 42 года. Она скончалась в Москве на 83-м году жизни, оставив удивительно интересные с юмором написанные воспоминания о Д. Хармсе (опубликованы в сборнике <Панорама искусств>, № 3, 1980 год).
    Образ Даниила Хармса - умнейшего человека, талантливого поэта и великого шутника - нашел отражение и в творчестве художника Алисы Порет. Портрет поэта с неизменной для него трубкой во рту она писала уже по воспоминаниям в 1964 году. Это одна из работ цикла <Трагические таланты России>, в который Алиса Ивановна включила написанные ею портреты В. Хлебникова, С. Михоэлса, В. Мейерхольда и других известных людей с трагической судьбой.
    При жизни художника все эти и многие другие ее холсты хранились в московской квартире за большим старинным шкафом из карельской березы. Когда к Алисе Ивановне приходили гости (мне посчастливилось однажды быть в их числе), шкаф отодвигали, и оттуда, как из рога изобилия, <выплывали> необычные по стилистике и снайперски точные по характеристике портреты людей, встречи с которыми обогатили жизнь и творчество А. Порет. Был в этом художественном тайнике и автопортрет Алисы Ивановны 1958 года <Художник и его модели>, который принадлежит сейчас вместе с восьмью другими ее живописными работами Музею изобразительных искусств РК. Это автопортрет-воспоминание о Ленинграде, о годах ее молодости, о близких друзьях, уже ушедших из ее жизни. Их голубые лица-тени окружают профиль Порет в центре холста. Среди них, конечно же, есть и Даниил Хармс, он изображен в двух ликах - веселом и трагическом.
    В год 100-летия А. Порет в наш музей из Москвы пришла бандероль от ее ученицы, а ныне известного художника Елены Елагиной. Ее мама Клара Цезаревна была близким другом Алисы Ивановны. Она помогла нам в устройстве персональной выставки Алисы Порет в Музее ИЗО и подарила ее картину <Здравствуй, Бог! Здравствуй, Бах!>. Елена Елагина издала к юбилею А. Порет открытки с ее ранними <филоновскими> рисунками и двумя редкими фотографиями Алисы Ивановны 1930-х годов из ее семейного архива, за что музей ей глубоко благодарен.

Серафима ПОЛЯКОВА, научный сотрудник Музея изобразительных искусств РК



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Это последняя статья номера Это последняя статья номера
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003