mincult.karelia.ru
Наследие
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Саамское святилище на горе Воттовара

В последние годы в карельской прессе появился ряд публикаций о горе Воттовара в Муезерском районе, как месте мистическом, загадочном. Проходит много информации рекламного характера, подчас подкрепленной придуманными фактами, с целью привлечения внимания туристов. В этой публикации - попытка представить данный объект как культовый комплекс на горе Воттовара, как объект культурного наследия.
    Этот памятник выявлен сравнительно недавно, в полевой сезон 1992 года, когда экспедиция Карельского государственного краеведческого музея под руководством археолога М.М. Шахновича проводила инвентаризацию памятников археологии в Карелии. Информация о необычных объектах поступила от местного краеведа С.Симоняна, а он ее получил от рабочих-лесорубов. В сентябре-октябре 1992 года комплекс был обследован совместно с научным сотрудником Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН И.С. Манюхиным. Больше специальных научных экспедиций на комплекс не было.
    В результате исследований установлено, что комплекс представляет собой саамское святилище, приблизительная площадь которого составляет около 6 кв. км. В границах комплекса - сама гора Воттовара, расположенная приблизительно в 20 км на юго-восток от поселка Суккозеро, и возвышенности близ нее. На территории комплекса насчитано достаточно большое количество сейдов, которые вместе с окружающим ландшафтом и интересными природными объектами формируют его. Располагаются сейды как по отдельности, так и группами. Представлены они в основном каменными сложениями в виде валунов и обломков скал, поставленных на несколько небольших камней-валунчиков. Наиболее сложным для подобных памятников является вопрос датировки. Учитывая, что научно-исследовательская деятельность по комплексу на горе Воттовара находится в самом начале, для него определены широкие хронологические рамки от 1 тыс. до н.э. до XV - XVII вв. н.э. Это соотносится со временем бытования культовых мест и святилищ у других финно-угорских народов.
    Культ сейдов в прошлом был общим для всей территории, занимаемой саамами. Он многократно описан в литературе разными авторами, с XVII - XVIII вв. - для саамов зарубежья и в XIX - XX вв. - для лопарей России. Сейдами могли быть сложения из нескольких камней, скалы антропоморфного вида и обычные валуны, а также пни, деревья, деревянные столбы. При этом почитались не сами объекты, а обладающий сверхъестественной силой дух, живущий в них и покровительствующий саамам в разных видах деятельности. Для того чтобы дух не покинул камень, его нужно было кормить, то есть приносить жертвы в виде частей животных, птиц или рыбы, а позднее - в виде денег, пуль, бисера, бус, лоскутков материи.
    Пространство вокруг сейда считалось священным, его не посещали без жертвенной цели. К нему не разрешалось подходить женщинам, у сейда нельзя было громко разговаривать и вообще какими-либо действиями напрасно тревожить его. Для каждой семьи или рода существовали свои сейды, но были и такие, которым поклонялись целые селения. Для их возведения требовались усилия целых коллективов, скорее всего, они создавались многие годы, возможно, не одно столетие. Многие авторы связывают сейды с культом предков. Множество легенд и сказок объясняет происхождение сейдов как внезапное превращение людей в камень. Возможно, это объясняет антропоморфные черты многих сложений в виде <головок> и <ножек>. Сейды ставили в местах промысловой деятельности, на путях сезонных миграций оленя и морского зверя, постоянных охотничьих и рыболовных угодьях.
    Культовое святилище на горе Воттовара не единственный такого вида памятник в Карелии. Два крупных саамских святилища расположены на островах Русский и Немецкий Кузова в Белом море. Известен культовый комплекс на горе Кивакка в Лоухском районе на территории национального парка <Паанаярви>. Несколько крупных культовых саамских комплексов представлено и на близлежащих Соловецких островах в Архангельской области. Острова Кузова до недавнего времени были местом постоянного обитания морского зверя, гора Кивакка расположена в традиционном районе саамского оленеводства, гора Воттовара, являясь высотной точкой Западно-Карельской возвышенности, находится на путях миграции северного оленя.
    Отдаленность расположения культовых комплексов до недавнего времени способствовала сохранению этих древностей в их первозданном виде. Реальная опасность уничтожения этих довольно хрупких объектов появилась сейчас, когда к ним устремились неорганизованные туристы. В первую очередь это касается комплексов на островах Кузова и горе Воттовара, где уже есть случаи разрушения отдельных каменных сложений. Вот почему в настоящее время остро стоит вопрос об их охране.
    Очень важно продолжение деятельности по изучению объектов на горе Воттовара - определению их количества, датировки, этнической принадлежности, так как существуют разные мнения по этому поводу, многие не подтверждены научными исследованиями.
    Большое значение для сохранения культового комплекса на горе Воттовара имеет охрана его природного окружения, ценность которого подтверждается карельскими геологами и биологами. В полевой сезон 2008 года Карельским научным центром РАН планируется научно-исследовательская экспедиция по обследованию комплекса. В составе экспедиции специалисты из институтов леса, геологии, языка, литературы и истории. Одна из основных задач экспедиции - подготовка обоснования для создания на этой территории природного заказника. Средства для организации экспедиции выделены Министерством окружающей среды Финляндии.

Валентина МАРКОВА (По материалам Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия)



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003