Военный ВЕСТНИК
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Памяти полка

Исполняется 70 лет 57-му гвардейскому Краснознаменному авиационному истребительному полку, охранявшему карельское небо в 70 - 90-е годы.
    О героической истории полка, которого больше нет в боевом строю, мы беседуем с его бывшим командиром, летчиком 1-го класса, петрозаводчанином Виталием Николаевичем Дымовым.
    - Вы один из тех ветеранов полка, кто хранит и собирает его летопись:
    - Да, и она стоит того. Почитайте ее: это фактически боевая история отечественной авиации:
    Из исторического формуляра
    ...57-й ГИАП был сформирован как 36-й ИАП в Баку на аэродроме Насосная в марте 1938 года на базе двух эскадрилий 70-го отдельного авиаотряда, образованного в 1927 году, и был вооружен самолетами И-16 и И-15 бис. Первым командиром его был капитан Торопчин, комиссаром - батальонный комиссар Миринашвили, начальником штаба - майор Мишин, инженером полка - участник войны в Испании, орденоносец, инженер, капитан Шестерников. В 1939 году группа из 60 летчиков-истребителей и техников была отправлена на Халхин-Гол, в боях погибли три пилота и двое техников, было одержано несколько воздушных побед. Все участники боев были награждены орденами и медалями, а капитан Еременко удостоен звания Героя Советского Союза.
    С началом Великой Отечественной войны 36-й ИАП прикрывал нефтепромыслы Баку, в августе 41-го в составе группировки советских войск участвовал в походе в Иран, в октябре прикрывал Сухуми. Затем, в ноябре 41-го отправился в действующую армию: одной эскадрильей на аэродром Запорожская на Тамани и двумя эскадрильями комполка майора А. Осипова на аэродром Кулешовская под Ростовом. Обмораживая лица в открытых кабинах <ишачков>, летчики поддерживали контрнаступление Красной Армии. Первую победу полка одержал летчик Сергей Азаров. До осени 42-го 36-й ИАП участвует в боях под Ростовом, в Крыму и обороне Кавказа, ведя на устаревших И-16 тяжелые воздушные бои и штурмовки:
    - Вам доводилось когда-нибудь служить вместе с ветеранами полка военного времени?
    - Летная судьба моя не раз пересекалась с заслуженным военным летчиком СССР полковником Анатолием Леонидовичем Ивановым, прослужившим в 57-м гвардейском (ранее 36-м) полку тридцать лет, с момента формирования. К его мемуарам <Скорость, маневр, огонь>, изданным в 1974 году, я часто обращался при воссоздании полковой истории. Места базирования и боев полка мне были хорошо знакомы, я окончил в 1964 году Армавирское высшее авиационное училище, летал в небе Кубани, Кавказа, Крыма, Украины (хотя и на Дальнем Востоке, и в Средней Азии служил, и на Новой Земле тоже бывать приходилось). Нашими наставниками и командирами были летчики-асы Великой Отечественной. Так, полковнику Иванову я сдавал зачеты и экзамены на 2-й и 1-й класс, летал с ним на спарке УТИ - МиГ-15:
    Из исторического формуляра
    ...В ноябре 42-го полк выведен в Баку на переформирование и обучение на английских истребителях <Спитфайр>, которые несколько опытных летчиков во главе с командиром перегнали из Ирана. Полк был единственным в советских ВВС вооруженным такими самолетами. 8 февраля 1943 года пришла радостная весть: за боевые заслуги полку присвоено звание гвардейского. С апреля гвардейцы Осипова доблестно сражаются в воздушной битве на Кубани, в июне получают американские истребители <Аэрокобра>. 28 августа в признание боевых результатов полка на аэродроме Тихорецкая ему торжественно вручается гвардейское знамя:
    - Вам ведь приходилось встречаться и с самим Покрышкиным?
    - Не просто встречаться, я имел честь служить под его командованием. После училища я попросился на Север, а Иванов как раз отбирал десять летчиков-выпускников на Украину, в 8-ю отдельную армию ПВО. Вызвав на беседу, спросил меня как бы с укоризной: <Ну а почему же это ты не желаешь служить под знаменами трижды Героя Советского Союза генерал-полковника Покрышкина?> Ну как тут было не согласиться? По прибытии в Киев нас представили командующему армией. Александр Иванович с каждым из нас поздоровался за руку, побеседовал, расспросил про учебу, семью, перспективы. Рассказывал о своем боевом опыте, так называемой кубанской этажерке, выработанных им принципах воздушного боя: высота - скорость - маневр - огонь. Командующий не раз приезжал в наш полк в Крыму, где мы осваивали новый Су-9 (сложный был самолет, про него даже поговорку сложили: <Конструктор Сухой, а летчик мокрый>).
    Из исторического формуляра
    ...В октябре 43-го после освобождения Тамани в командование вместо Осипова вступил гвардии майор В. Сидоров, ранее штурман полка. Летчики-гвардейцы вели бои над Керченским проливом, в Крыму и при штурме Севастополя, на Украине. С декабря 44-го 57-й ГИАП под командованием Героя Советского Союза, гвардии подполковника А. Беркутова сражается в небе над Варшавой, Восточной Пруссией и Данцигом, 26 апреля 1945 года полк награжден орденом Красного Знамени. Закончили летчики-гвардейцы войну на Одере, под Штеттином, на аэродроме Клютцов, а 14 мая 1945 года перебазировались на аэродром бывшей немецкой секретной ракетной базы Пенемюнде.
    57-й гвардейский заслуженно стал одним из лучших в советской истребительной авиации, воспитав трех Героев Советского Союза. Полк совершил за войну 9572 боевых вылета, провел 455 групповых воздушных боев, сбил 190 самолетов противника, в том числе 59 бомбардировщиков и 101 истребитель, 26 самолетов уничтожил на аэродромах, штурмовыми действиями вывел из строя большое количество живой силы и техники, в том числе до 800 автомашин, 30 танков, 50 вагонов и цистерн.
    В воздушных боях и от огня с земли было потеряно за войну 53 самолета, пал смертью храбрых 41 пилот. Среди них навечно вписанные в боевую летопись полка летчики-герои Алвахишвили, Федоров, Железнов, Авакумов, Радкевич, Мироненко, Кульчицкий: Это открывший счет побед полка Сергей Азаров, погибший в 43-м на Кубани, закрыв в бою от огня своим самолетом командира полка, комэск Виктор Орлов и летчик Павел Ульянов, совершившие на подбитых машинах огненные тараны объектов противника.
    После войны полк стоит на аэродромах Польши и бывшей Восточной Пруссии, а в 1947 году перебазируется в Елец, где осваивает реактивные МиГ-9 и МиГ-15. Однажды во время тренировочного полета загорелся двигатель самолета ветерана полка участника боев 45-го Александра Морозова. Получив команду катапультироваться, пилот не покинул машину - под ним был город. Чудом вытянув за окраины горящий самолет, летчик погиб, спасая жизни людей. Похоронен герой на центральной улице Ельца:
    - Известно ли вам что-либо о судьбе вашего наставника полковника Иванова?
    - К сожалению, после распада СССР восстановить с ним связь не удалось - он после демобилизации остался в Киеве. Но после училища и встречаться, и летать вместе приходилось не раз. До сих пор у меня хранится подписанное им удостоверение <Военный летчик 1-го класса>. На зачетное упражнение я летал с Ивановым. Ну мог ли я тогда знать, что когда-нибудь буду командовать его родным полком и собирать его историю? Знал бы, конечно же, расспросил подробнее:
    Из исторического формуляра
    ...Отечественная не стала для полка последней войной. С октября 1950-го по март 1952 года весь его состав принял участие в боях корейской войны, где пилоты одержали немало славных побед, понесли и потери, о чем приказано было молчать сорок лет, а ордена получать негласно:
    С марта 1952 года 57-й ГИАП, включенный в состав войск ПВО страны, стоит на аэродроме Вещево под Выборгом. В 60-е годы в полку проходил службу будущий космонавт и дважды Герой Советского Союза Петр Климук. В июне 1978 года личный состав и техника были распределены по другим полкам ПВО, а гвардейское знамя, печать и формуляр части были переданы в 991-й истребительный полк в Бесовце под Петрозаводском, который принял имя 57-го гвардейского:
    - Виталий Николаевич, с января 1976-го по декабрь 1980 года вы являлись командиром 991-го, а затем 57-го гвардейского авиаполка 5-й дивизии ПВО в Бесовце, во время, которое, кстати, принято называть застоем.
    - Ну, когда в стране был застой - это вопрос спорный. У нас в авиации, не в пример нынешним временам, тогда никакого застоя не было - летали ежедневно в две, а то и в три смены! Горжусь, что за время моего командования - ни за период освоения новой техники, перехватчиков Су-15 ТМ, ни во время ее эксплуатации - в полку не было ни одной аварии. Что принял, то и сдал:
    Большой вклад в безаварийную летную работу при переучивании и несении боевого дежурства внесли заместители командира полка Н. Пырков, Л. Магеро, Л. Зинкович, Н. Дунюшкин, начальники штаба Ю. Новоселов, А. Успанов, В. Волынец, начальники политотдела В. Фильов, Д. Легейда, командиры эскадрилий Б. Евсеенков, И. Мартыненко, А. Ульянов, В. Самсонов, М. Лукьянцев, начальники штабов эскадрилий Г. Галиханов, В. Новиков, А. Тупик, В. Дубровский, командиры звеньев В. Бацев, В. Никурашин, начальники ПДС А. Каримов, В. Евстратенков и многие другие отличные летчики, полковые инженеры А. Рыхлов, П. Шерешев, В. Марутик, В. Гулаков, Ю.Качанов, А. Пригода, Г. Бершадь, Р. Полевой, В. Демидов, В. Ефимович, инженеры эскадрилий В. Новак, П. Еременко, Ю. Шишкин, А. Цукало, начальник ТЭЧ Г. Бут, техники звеньев А. Волосюк, В. Гуркович, Г. Шуляр, немалую роль играла и метео-служба во главе с Н. Богуславским и В. Казаченко, синоптиками А. Галиным, В. Бедновым, А. Оконечниковым и Л. Богуславской.
    Вспоминается в этой связи такой случай. В соседнем 265-м полку в Подужемье, под Кемью, звено взлетело и не смогло сесть из-за резкого ухудшения погодных условий. Если запасного аэродрома не дадут:
    - ...катапультирование!
    - Совершенно верно. Тут уж досталось бы всем по полной! А сесть можно только у нас. Топливо у пилотов кончалось, и я в этой ситуации взял на себя ответственность принять их на Бесовец. Рисковал, конечно, но знал, что у Су-15 ТМ есть такая особенность: когда датчик горючего показывает ноль, самолет еще может лететь километров тридцать - пятьдесят. И все <сушки> на последних литрах сели у нас благополучно:
    - Хороший был самолет Су-15 ТМ?
    - Отличный! И в управлении, и по всем характеристикам: скорость 2200 км/час, максимальный вес 17 тонн, огромный радиус действия, вооружение: ракеты дальнего и ближнего боя Р-98 и Р-40, пушки, радиолокационный прицел <Тайфун-М>: Его предназначение - перехват крылатых ракет и самолетов вероятного противника (не открою большой военной тайны, если скажу, что в случае третьей мировой войны именно над нашей Карелией понеслись бы через Северный полюс густые встречные потоки всяческих ракетно-ядерных средств). Перехватчик стал известен на весь мир из-за инцидентов со сбитыми корейскими лайнерами (кстати, в апреле 78-го и наш полк отчасти был задействован в этой истории с <Боингом> под Кемью).
    Когда мы, ветераны, узнали в 90-е годы, что по сокращению ВВС порезали на металл сотни Су-15 ТМ, во всех нас это болью отозвалось. Зачем?! Им бы еще служить и служить! И даже сейчас, когда наша авиация наконец начинает возрождаться и обновляться, такие самолеты - конечно, после некоторой модернизации - Россией были бы очень востребованы.
    - Но ведь вроде сокращали вместе с американцами...
    - Не знаю, как там сокращали, но крылья сложила авиация почему-то у нас, а у американцев все летает. Ну законсервировали бы, продали, наконец, в какую-нибудь страну: У нас в свое время истребители МиГ-17, снятые с вооружения полков 10-й армии ПВО, еще вполне боеспособные самолеты, наш же полк погрузил в контейнеры и со станции Падозеро отправил в порт Ильичевск. Далее морем они пошли в Сирию, там опять же наш инженерно-технический состав во главе с майором Еременко их собирал, и наш летчик майор Беляев их испытывал:
    Из исторического формуляра:
    ...В 70 - 80-е годы полк, успешно и безаварийно выполнив задание по переучиванию на перехватчики Су-15 ТМ, неизменно показывает на ежегодных полигонных учениях и стрельбах над Баренцевым морем и Ладогой, в Ашулуке, Красноводске, Сары-Шагане отличные результаты. На учениях 1979 года по теме <Вывод из-под удара противника> полк сумел всего за 45 минут с момента подачи сигнала тревоги осуществить взлет всех своих самолетов:
    - Виталий Николаевич, об этом учении, если можно, поподробнее.
    - На нашем авиационном жаргоне такой взлет называется <из положения лежа>. По условиям учений офицеры отдыхают дома, солдаты спят в казармах, спецтехника и транспорт стоят в гаражах. Время объявления тревоги - на усмотрение командира полка. Сирена в гарнизоне взвыла - начало отсчета времени, личный состав поднимается по тревоге и спешит на аэродром. Последний самолет в воздухе - конец отсчета. Взлетали по полосам сразу с двух направлений парами и звеньями, тут же рассредоточиваясь по высотам и маршрутам. Обычно такие сложные задания влекут за собой ЧП, но все наши 42 самолета, включая сверхштатные, взлетели и сели благополучно. Удостоились похвалы самого главкома маршала Колдунова в его телевизионном выступлении в день ПВО, он назвал наш полк <сплоченным воинским коллективом, одним из лучших в авиации ПВО страны>: Конечно, этот результат стал возможен благодаря мастерству и дисциплине летчиков, инженеров, техников, штурманов наведения А. Шарафутдинова, Ю. Цымбала, А. Климова, В. Матюшко, В. Скидана, А. Куликова, В. Даниленка, руководителей полетов Н. Целебровского, В. Янина, В. Ноздрачева, предварительным расчетам и долгим наземным тренировкам.
    - Скажите, а почему вы ушли с летной работы?
    - К сожалению, ушел и с летной работы, и вообще в запас не по своей воле. По статистике, к 40 - 45 годам пилот истребительной авиации, как правило, теряет свое железное здоровье. Есть такое понятие - <допуск к летной работе>, однажды я его не получил. Меня, правда, назначали начальником штаба учебного центра в Среднюю Азию, но этот климат мне запретили, и по настоянию медиков я демобилизовался. Почему, думаете, я сейчас с палочкой хожу? Пятикратные полетные перегрузки сдавливали позвоночник, вот и последствия.
    - А вот я где-то читал, что если летчик-истребитель не летает месяц, его нужно увольнять:
    - Да нет, что вы: Бывало раньше два-три месяца не летали по погодным условиям. Но потом отправляли с инспектором на вывозные полеты, если сдал, то и дальше летаешь.
    - Простите за деликатный вопрос: а вы бы сейчас Су-15 ТМ в воздух подняли?
    - После вывозных - почему бы и нет?
    Из исторического формуляра:
    ...11 апреля 1990 года в полку произошла трагедия - при выполнении вылета с инспектором погиб командир В. Весельницкий. А в начале ноября пришел приказ о срочном перебазировании на аэродром Алыкель под Норильском. Это вызвало акции протеста и обращения к властям и СМИ со стороны жен военнослужащих и большой общественный резонанс по всей стране. В середине ноября 57-й ГИАП совершил перелет на не готовый к приему норильский аэродром, затем его командир А. Носков был снят с должности, полк принял Е. Коротков. На новом месте началось переучивание на МиГ-31, но осенью 1993 года 57-й гвардейский был расформирован в ходе продолжающегося сокращения Вооруженных Сил:
    - Как вы можете прокомментировать эту последнюю и самую грустную страницу полковой истории?
    - Я убежден - решение о спешной переброске авиаполка было не просто ошибочным, непродуманным, а, по существу, преступным. Диктовалось оно, как объясняли высшие чины, якобы необходимостью скорейшего вывода в Бесовец авиаполка на Су-27 из Польши. Что будто бы в 250 километрах от границы не должно быть ударной авиации, поэтому ее заменят оборонительной (но ведь Су-15 ТМ - перехватчик, самолет самый что ни на есть оборонительный, а Су-27 - универсальный!).
    Времена наступили перестроечные, и жены офицеров решились на организованные формы протеста: перекрывали взлетную полосу, посылали обращения в прессу, делегации в Москву к Горбачеву, Ельцину. Представители женсовета и офицеров летали в Норильск, чтобы выяснить условия на новом месте.
    Все оказалось тщетно. Командир и летный состав четко выполнили поставленную задачу и совершили дальний перелет в Алыкель. Но аэродром оказался совершенно не готов к приему полка. Даже при посадке работало не все радиотехническое оборудование, не было посадочного радиолокатора, и это полярной ночью, в метель, при отсутствии запасного аэродрома!
    - Последний подвиг полка?
    - Да, командир и его летчики совершили этот подвиг: в труднейших условиях сели без аварий. Но это оказалось никому не нужно. После перебазирования выяснилось, что ни военные, ни местные власти полк в это время не ждали! Вот такое было управление и согласование: Как рассказывали очевидцы, ценнейшее полковое имущество выгружали с транспортных самолетов прямо на снег, и 120 единиц техники перезимовало в тундре. Только весной, когда снег подтаял, попытались разобраться, что же натворили. Нашли кладбище разграбленных машин, и полеты вынуждены были совершать с нарушениями правил летной службы.
    - Очень типичная для того времени история: Но, может быть, имелась в этом перебазировании какая-то военная целесообразность?
    - Судите сами. В полку осталось три действующих летчика, остальные переучивались на МиГ-31. Многие подали рапорта на увольнение, а командира и замполита вскоре сняли с должностей, за то что жены офицеров на полосу выходили (хотя ранее высшие чины обещали репрессий ни к кому не применять!). На Су-15 ТМ летали очень мало, а когда прошли теорию по МиГ-31 и начали его осваивать на практике, осенью 1993 года пришел приказ о расформировании полка. История его закончилась. Даже самые боевые полки, как известно, не погибают в сражениях - войсковые части ликвидирует только подпись военного министра:
    Что в итоге? Угробили огромные государственные средства на бессмысленное и бестолковое перебазирование, еще одним отличным полком в ВВС ПВО стало меньше, новой огромной <дырой> в воздушном пространстве страны - больше. Еще в летном училище нам говорили, что наша подготовка обходится государству в миллион тогдашних советских рублей, да больше 10 миллионов стоит истребитель. Примерно можно прикинуть, во что обошлось стране увольнение одних только 40 опытных летчиков. А инженерно-технический состав? А порезанные на металл самолеты? Огромный моральный ущерб причинили и людям - военнослужащим и членам их семей, не говоря уже о том, что вследствие этого решения оказалась разоренной и инфраструктура оставленного военного городка в Бесовце, куда спустя уже значительное время пришлось перебазироваться личному составу и технике 159-го гвардейского Краснознаменного Новороссийского истребительного полка:
    - Виталий Николаевич, все-таки хотя полка нет, но память осталась. По известному изречению, государство и армия существуют, пока в строю их последний солдат, а пока жив последний ветеран - жив и его полк:
    - Полностью с этим согласен.
    - Где и когда будет отмечена полковая годовщина?
    - Соберемся мы, ветераны, как проживающие в Петрозаводске, так и приглашенные из других мест России и ближнего зарубежья, в праздничный день 23 февраля, в актовом зале Арбитражного суда по улице Красноармейской в 16 часов. Пользуясь случаем, хочу через вашу газету поприветствовать и поздравить с юбилеем полка и наступающим Днем защитника Отечества, 90-летием Советской Армии, авиации и флота, всех ныне здравствующих ветеранов 57-го гвардейского, боевых товарищей-пилотов, инженеров и техников, всех, кто когда-либо проходил в нем офицерскую или срочную службу, личный состав обеспечивавших наш полк частей ПВО, и пригласить их на встречу. А всем, кого с нами уже нет, всем не вернувшимся из полета за эти 70 лет - вечная память:

Беседовал Сергей ЛАПШОВ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003