Девять с плюсом
Память
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

<Ариадне Тугай посвящается>

Так назывался концерт в честь замечательной карельской арфистки, прошедший 9 января в Камерном зале Московской филармонии. Она ушла из жизни 15 лет назад, едва перешагнув порог своего шестидесятилетия. Концерт вызвал живой интерес и музыкантов-профессионалов, и любителей, собрав полный зал, что неудивительно. Имя Ариадны Тугай, заслуженной артистки России и Карелии, профессора консерватории, было широко известно и в столицах, где она нередко выступала, и за рубежом.
    В Петрозаводск молодая выпускница Ленинградской консерватории приехала в симфонический оркестр Карельского радио. Ее творческий потенциал был настолько значительным, что ограничиться работой в оркестре она просто не могла. Постепенно в музыкальной жизни города стали частым явлением ее сольные выступления. Своих коллег она постоянно вовлекала в ансамблевое музицирование. Фонотека Карельского радио хранит бесценный клад записей, которые делались регулярно и нередко в <Золотой фонд>. Еще занимаясь в консерватории и понимая, что арфовый репертуар довольно ограничен, Ариадна просила ленинградских композиторов писать музыку для этого инструмента. То же самое происходило и в Петрозаводске, причем просить теперь уже было не нужно. В результате арфовая литература существенно обогатилась новыми и порой весьма необычными в плане исполнительской техники произведениями. Не случайно Н. Шамеева, автор книги <История развития отечественной музыки для арфы (ХХ век)>, посвятила произведениям, созданным для А. Тугай, отдельную главу.
    Помимо исполнительской деятельности Тугай оставила о себе память как выдающийся педагог, создатель карельского класса арфы от музыкальной школы до консерватории. Арфисткой стала и ее дочь Илона Нокелайнен, теперь уже заслуженная артистка России, лауреат нескольких международных конкурсов, солистка Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Она начинала заниматься с мамой, а завершила образование в Московской консерватории, в классе легендарной российской арфистки Веры Дуловой. Илона и стала инициатором прошедшего концерта.
    Движимая страстным желанием расширить арфовый репертуар, Ариадна Тугай очень много времени проводила в библиотеках страны, разыскивая забытые или вовсе не исполнявшиеся произведения, редактировала их и выпускала по возможности в свет. Ее интерес к родному инструменту, истории его бытования в нашей стране, забытым именам тех, кто играл на нем, - все это в итоге стало материалом для книги <Арфа в России>, которую Тугай написала, но, к сожалению, не смогла увидеть изданной. Этот последний акт осуществила дочь и представила ее в нашей консерватории в мае 2008 года. В это время в вузе, где три с половиной десятилетия преподавала Тугай, проходил ставший традиционным VI Всероссийский фестиваль фортепианных дуэтов Piano Duo, рожденный инициативой и творческой энергией доцента консерватории Светланы Синцовой. Более десяти лет она работала концертмейстером в классе Тугай, выступала с ней в разных уголках республики и страны и многое делает ради сохранения памяти о ней. Cинцова стала автором весьма необычной творческой идеи, написав сценарий балета <Ариадна>. В качестве музыкальной основы использовано одно из любимых сочинений Ариадны Дмитриевны - <Интродукция и Аллегро> М. Равеля. Поставила и исполнила балет солистка Музыкального театра Елена Сидорова в сопровождении фортепианного дуэта студенток IV курса консерватории Ирины Конышевой и Ангелины Малышевой. Своей выразительной хореографией, обаятельной пластикой балерина создала впечатляющий символический образ арфистки. Балет был включен и в московский концерт, но с иным инструментальным сопровождением: И. Нокелайнен - С. Синцова (арфа и фортепиано). Наследницей Ариадны Тугай по профессии стала и ее внучка Елизавета Мерная, также принявшая участие в концерте. Она пока еще студентка, осваивает программы сразу двух вузов - академии им. Гнесиных в Москве и Королевского колледжа в Лондоне, но уже лауреат нескольких престижных конкурсов - в Москве (дважды, 2005 и 2006 г.), Ницце (2007 г.) и Вене (2008 г.). В качестве солистки она исполнила Концерт Г.Ф. Генделя и <Легенду> А. Ренье. Открывали и завершали программу произведения для двух арф. Первое из них - Соната для двух арф неизвестного композитора XVIII века - было возвращено к концертной жизни Ариадной Тугай, а теперь исполнено ее дочерью и внучкой.
    В целом программа концерта получилась разнообразной, интересной и даже изысканной. Помимо чисто инструментальных произведений звучала и вокальная музыка, которую в арфовом сопровождении исполнила солистка Московской <Геликон-оперы> заслуженная артистка России Алиса Гицба (сопрано). Впервые в нашей стране А. Гицба вместе с И. Нокелайнен озвучили вокальный цикл Б. Бриттена на стихи Р. Бернса <Песни ко дню рождения>, созданный композитором по заказу английской королевы Елизаветы к 75-летию королевы-матери в 1975 году. Затем Гицба в сопровождении двух арф исполнила в транскрипции Карлоса Сальседо еще один цикл - <Семь испанских песен> Мануэля де Фалья.
    И еще одно сыгранное Илоной сочинение звучало в концерте - фантазия К. Сальседо <Гранада>. Оно, безусловно, не случайно стало частью программы, ведь с этим американским композитором, как и с поляком Тадеушем Пацеркевичем, англичанином Дейвидом Уоткинсом, Ариадна Дмитриевна поддерживала переписку.
    Мы с благодарностью вспоминаем все, что связано с именем и творчеством Ариадны Тугай, ее вклад навсегда останется бесценным достоянием карельского искусства.

Наталия ГРОДНИЦКАЯ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003