КУЛЬТУРА
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

<Лебединое озеро> на карельской сцене

18 февраля исполняется 50 лет со дня первой постановки на сцене Музыкального театра шедевра русской классики
    балета <Лебединое озеро> П.И. Чайковского
    После Декады карельского искус-ства и литературы, которая прошла в Москве в 1959 году и где был показан первый национальный балет
    Г. Синисало <Сампо>, балетная труппа вышла на качественно новый уровень. Теперь важно было сохранить приобретенное мастерство, должны были появиться спектакли такого уровня, где артисты могли бы и дальше реализовывать свой творческий потенциал.
    И первым в этом ряду стал балет П.И. Чайковского <Лебединое озеро>. Молодая балетная труппа, стояв-шая только в начале своего творческого пути (самому старшему артисту 25 лет), должна была пройти школу классического танца, без освоения которой невозможно достичь каких-либо успехов в создании балетов любого стиля. Игорь Смирнов, в 1958 году ставший главным балетмейстером театра, намеренно высоко поднимая творческую планку, возобновил этот шедевр русской балетной классики, считающийся критерием высокого исполнительского мастерства и профессионализма артистов.
    За основу постановки Смирнов взял классическую редакцию А. Гор-ского с фрагментами М. Петипа и Л. Иванова, которая шла в Большом театре с 1922 года. Учитывая то, что постановка четвертого акта в редакции Горского, как известно, не сохранилась, Игорь Валентинович решил сочинить его сам, сохраняя особенности пластики и стилистики первоисточника. Премьера <Лебединого озера> на сцене Музыкально-драматического театра Карелии состоялась 18 февраля 1960 года. К этому времени труппа переформировалась и увеличилась до 40 человек. Еще для постановки <Сампо> Смирнов пригласил почти весь выпуск Пермского хореографического училища, несколько выпускников из училища Большого театра и несколько человек из Ленин-градского вагановского училища. Именно в этот период создания <Лебединого озера> образовался тот костяк карельского балета, определивший его творческое лицо на последующие десятилетия. Ко дню премьеры в труппе было четыре (!) состава Одетты-Одиллии - С. Губина, Е. Юрченко (Павлова), В. Решетникова и
    С. Степанова, и три Принца -
    Ю. Сидоров, В. Мельников, О. Егоров. Спектакль имел большой успех у зрителя и критики, его тепло принимали ценители балетного искусства на неодно-
    кратных гастролях в Ленинграде - колыбели русского классического балета.
    Работа над <Лебединым озером> дала молодой труппе огромный толчок к дальнейшему развитию, что позволило принимать к постановке другие шедевры: <Жизель>, <Дон Кихота>, <Баядерку>, <Спящую красавицу>, поскольку профессиональный уровень артистов, достигнутый к этому времени, дал возможность воплощать на сцене сложную классическую хореографию на высоком художественном уровне.
    Этот балет шел без перерыва на карельской сцене до1994 года. Но поскольку любой спектакль со временем ветшает, в 1986-м было принято решение его обновить и поставить редакцию Кировского театра. На премьере главную партию танцевала молодая солистка театра, выпускница Воронежского хореографического училища Татьяна Ледовских. Талантливая балерина впоследствии стала примой американской компании Alabama-ballet, где и танцует в настоящее время.
    В моей творческой биографии партия Одетты-Одиллии сыграла огромную роль и прошла через всю сценическую жизнь. Кроме того, сложнейшая хореография, являющаяся для балерины эталонной, позволяла наработать технику, совершенно противоположные образы Одетты и Одиллии научили перевоплощаться не только пластически, но и внутренне. На протяжении всей моей творческой жизни, каждый раз репетируя и танцуя этот балет, я получала огромное наслаждение, поднимаясь на новую ступень исполнительского мастерства. В разное время в этом балете моими партнерами были В. Мельников, Б. Крупчаткин, К. Коптев, О. Щукарев, А. Ратнер, и с каждым выстраивались разные взаимоотношения, появлялись новые художественные краски.
    В 2005 году на сцене театра была осуществлена новая версия этого классического балета. Кирилл Симонов создал свой балет, удачно соединив классический и современный стили. Главные партии в премьере исполнили заслуженные артисты Карелии Лариса Иванова и Олег Щукарев, органично освоившие стилистику балетмейстера. За время, прошедшее со дня премьеры этой постановки, концепция балета менялась, и если в первых спектаклях все кончалось банальным хэппи эндом, то к фестивалю балета в Финляндии в 2008 году балетмейстер приблизил финал балета к первоисточнику, т.е. к партитуре П.И. Чайковского, где герои погибали. У зарубежного зрителя эта постановка имела большой успех.
    Хочется надеяться, что <Лебединое озеро> будет сохраняться, потому что наличие в репертуаре этого шедевра позволяет говорить о высоком профессиональном уровне труппы. Было бы идеально иметь в афише нашего театра и современную, и классическую версии этого бессмерт-ного произведения, ставшего символом русского балета, являющегося национальным достоянием отечественной культуры. На нем вот уже на протяжении более ста лет воспитываются все новые и новые поколения зрителей, приходящих в театр для встречи с прекрасным.

Наталья ГАЛЬЦИНА, заслуженная артистка России и Карелии,
лауреат Государственной премии России им. М.И. Глинки,кандидат искусствоведения



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2009