СРЕТЕНИЕ
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Прославивший Бога

В день тезоименитства преподобного Афанасия Сяндемского, 31 января, в возрождающейся Сяндемской Успенской пустыни, основанной святым подвижником в XVI веке, была совершена Божественная литургия, первая после почти 90-летнего перерыва.
    Обитель расположена неподалеку от деревни Сяндеба Олонецкого района. В ее небольшой деревянной церкви при большом стечении народа Божественную литургию совершил игумен Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря Иларион (Кильганов), под духовным руководством которого восстанавливается древняя святыня Карелии.
    Пока же на месте бывшего монастыря чистое поле. Но уже монахинями и трудницами женского скита Важеозерской обители, многочисленными помощниками монастыря из Олонца, Питкяранты, других мест расчищена монастырская территория. Уже возведен на возвышенности у Сяндемского озера деревянный храм на том же самом месте, где во второй половине XVI века первоначальник пустыни преподобный Афанасий Сяндемский построил вместе с братией первую церковь обители - Успенскую. Рядом возвышается трехметровый поклонный резной крест, освященный летом 2009 года Архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом.
    Очень мало сведений сохранилось о старинной обители Карельского края, буквально стертой с лица земли, и ее основателе. Многие письменные свидетельства о времени и трудах прп. Афанасия Сяндемского были истреблены еще в начале XVII века, во время нашествия литовцев и шведов. До этого несчастного события, как сообщалось в дореволюционных материалах, обитель процветала: храмы Божии удивляли своим благолепием, хозяйство изобиловало угодьями. При нашествии врагов старцы, чтобы спасти некоторые церковные предметы и колокола, все опустили в озеро, на топком дне которого они и остались навсегда.
    Пострадала Сяндемская пустынь и в начале XVIII столетия. Божиим попущением монастырь сгорел дотла, о чем свидетельствовала надпись на закладном кресте, который тоже не сохранился. В том пожаре в монастыре погибли все оставшиеся письменные памятники времен прп. При возобновлении обители после того пожара были обретены нетленные мощи прп. Афанасия с четками и разрешительной молитвой в руках.
    Только из житийных текстов Валаамского и Александро-Свирского монастырей дошли до наших дней отрывочные сведения о древнем подвижнике. Доподлинно известно, что иноческое житие прп. Афанасия Сяндемского в конце XV века началось на Валааме под руководством прп. Александра Свирского. Будучи в возрасте около 37 лет, преподобный Александр Свирский своим великим подвижничеством поражал даже строгих валаамских старцев. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым. На нем сейчас находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Здесь сохранилась пещера, вырытая святым. Говорят, что тело его стало таким твердым и жестким от трудов, что ему не мог бы повредить даже удар камнем. И рядом с преподобным отшельником какое-то время находился молодой инок, его духовный ученик Афанасий, тоже принявший постриг на Валааме.
    Через семь лет после ухода прп. Александра Свирского с Валаама на Рощинское озеро разнеслась молва о новом месте подвижничества неусыпного труженика. Будущий ученик прп. Александра Свирского молодой боярин Андрей Завалишин неожиданно во время охоты встретился с ним в безлюдной пустыне - лесных дебрях своей вотчины. В это убежище отшельника и направился инок Афанасий. И вскоре здесь был создан общежительный монастырь. Смиренномудрие и послушание сделали Афанасия любимейшим учеником преподобного игумена новой обители, и он сподобился быть свидетелем благодатного посещения его учителя Пресвятой Девой Богородицей.
    Житие святого Александра Свирского повествует, что в конце жизни (около 1530 года) он задумал построить храм Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды вечером после совершения акафиста Богородице прп. сел отдохнуть в келье и вдруг сказал келейнику Афанасию: <Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение>. В предсении кельи, куда поспешил старец, его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем, и преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, как на престоле, Пречистую Богородицу с Младенцем и множество Ангельских чинов, предстоящих Ей. Преподобный пал, не вынесши света, но Богородица ободрила его и благословила обитель. Это священное событие отражено и на житийной иконе XVI века, запечатлевшей прп. Афанасия лежащим в глубоком поклоне на земле.
    По кончине своего наставника в 1533 году (в возрасте 85 лет) прп. Афанасий, будучи уже в преклонных годах, удалился в непроходимые карельские леса и поселился на перешейке, соединяющем Сяндемское и Рощанское озера. Место это поразило инока своей красотой. За ним последовали некоторые ученики прп. Александра Свирского, поставили часовню и вокруг нее восемь келий. Так было положено начало Сяндемскому Успенскому монастырю.
    Одно время неприятности от местных жителей заставили преподобного на краткое время покинуть обитель. Он был рукоположен в иерейский сан и назначен настоятелем Александро-Свирского монастыря, но в том же году вернулся в свою обитель. Ей была дарована пахотная земля, и по уставу преподобного Афанасия братия должна была питаться трудами рук своих, в чем настоятель подавал пример.
    В двадцати верстах от его обители находился Андрусовский монастырь прп. Адриана, друга прп. Афанасия, тоже выходца валаамского. Оба подвижника часто посещали друг друга. Вся местность эта изобилует воспоминаниями о них. Так, например, в деревне Тулоксе стояла церковь святителя Николая, основание которой было предсказано прп. Афанасием.
    Последние годы своей жизни прп. Афанасий провел в строжайшем уединении на Святом острове на Сяндемском озере, явивши дух смиренного покаяния и чистой любви. Почил преподобный в глубокой старости (возможно, в возрасте более ста лет). Дата его кончины не установлена, поэтому в разных материалах даются достаточно противоречивые сведения. На могиле святого была воздвигнута церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. В 1820 году, когда церковь сгорела, были обретены мощи святого. Не тронуты тлением остались даже разрешительная грамота и шерстяные четки. Память чудесного события стали отмечать 2 мая.
    В начале XIX века обитель была восстановлена и приписана к Андрусовской. Затем она некоторое время существовала самостоятельно, но процветания и благоустройства так и не достигла. Здесь стояли два храма: деревянный - во имя Успения Божией Матери - с папертью и колокольней и каменный - во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, в котором нетленно почивали под спудом мощи прп. Афанасия.
    В 1909 году Афанасьево-Сяндемская пустынь была превращена в женскую. Перед ней ставились определенные задачи: она должна была непосредственно заниматься духовным просвещением местного карельского населения, строительством храмов, организацией школ, созданием библиотек, медицинской помощью, сбором для нуждающихся приходов икон, богослужебной литературы, нот, борьбой с панфинской пропагандой.
    Материальное положение обители было крайне стеснительным. Крупные пожертвования случались редко. Но среди них были и денежные вклады от членов царской семьи: великого князя Михаила Александровича, в 1909 году, и великой княгини Елизаветы Федоровны и великих князей Дмитрия и Константина, в 1911-м.
    При советской власти монастырская жизнь прервалась. Имущество, владения обителей (земли, лесные угодья и озера) были национализированы. На сельскохозяйственных угодьях монастырей Олонецкой епархии начали создаваться совхозы, коммуны и артели. К концу 1919 года в Олонецком уезде совхозы существовали уже в Андрусовской, Сяндемской и Задне-Никифоровской пустынях. Поначалу монашествующие пытались самостоятельно объединяться в совхозы, поэтому в 1918 - 1919 годах реорганизованными хозяйствами часто управляли бывшие настоятели или казначеи упраздненных обителей, называвшиеся теперь заведующими хозяйством. Последняя настоятельница Сяндемской обители матушка Елисавета стала невольной свидетельницей организации в пустыни совхоза им. Ленина, ее и назначили поначалу управляющей совхозом. Церковь разорили, община не имела средств на охрану храмов, здание каменного храма в 1939 году передали Гушкальскому лесозаготовительному пункту, а затем его переделали под красный уголок. В советские годы Сяндемская пустынь была забыта.
    В 1941 году рядом с монастырем проходил оборонительный рубеж. Финны рвались к Свири, чтобы, соединившись с немцами в районе Тихвина, захватить Ленинград. Положение было угрожающим. Чтобы спасти родной город, стрелковые полки ленинградцев поспешили занять оборону на реке Сяндебка. Здесь шли ожесточенные бои. С обеих сторон, вспоминали старожилы леспромхозовского поселка, слышались залпы артиллерии. Под перекрестный огонь попали здания монастыря, и вновь, как и в старину, они были разрушены до основания. После войны собранный кирпич местные жители использовали на свои домашние строительные нужды.
    Чтобы стать наследницей прежней славы, вновь на карельской земле возрождается старинная обитель преподобного Афанасия Сяндемского, прославившегося ангельской святостью. Недавно в храм будущей обители вернулась икона прп. Афанасия, изображающая его во весь рост. Возле нее вновь возносятся молитвы и духовно веселятся сердца тех, кто посетил обитель преподобного в день торжественного чествования его памяти.

Ольга СИДЛОВСКАЯ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2009