Творчество
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Петрозаводск архитектора Гутина,

или Как строили, когда архитектура была искусством
    31 марта 2010 года исполнилось 100 лет со дня рождения архитектора Константина Яковлевича Гутина (1910 - 1976 гг.). Творчество его известно не только коллегам, но и многим жителям Петрозаводска, просто они не знают об этом. Пожалуй, любому горожанину известны и он может гордиться такими петрозаводскими достопримечательностями, как, например, гостиница <Северная> или Национальная библиотека. Здания, построенные по проектам зодчего Гутина, своей архитектурой придали Петрозаводску те масштаб, образ и характер, которые любимы нами, и установили ту планку в застройке города, к которой в своем творчестве стремились архитекторы 1940 - 1950-х годов.
    Константин Яковлевич Гутин приехал в Петрозаводск после окончания архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института в 1936 году и был принят на работу в проектную контору Наркомхоза Карельской АССР (ныне институт <Карелпроект>). Непочатый край проектной работы при малом количестве специалистов позволил вчерашнему студенту стать автором серьезных проектов и тем самым активно включиться в претворение злободневного на ту пору лозунга <Превратим Петрозаводск в образцовую столицу Карелии!>. В 1937 году Гутиным запроектированы поликлиника НКВД на ул. Кирова (ныне госпиталь МВД) и трехэтажный жилой дом для этого же ведомства на углу улицы Дзержинского и пр. Карла Маркса. Этот дом во время войны был сильно разрушен, но восстановлен без изменения стиля и сохранился до сих пор почти в первозданном виде, за исключением монументального парапета из балясин на кровле, замененного для безопасности металлическим. Красивая арка этого дома часто встречается в городских пейзажах местных художников, привлекая их своими классической архитектурой и хорошими пропорциями.
    В 1939 году по проекту Гутина возводится так называемый Дом пограничников на пр. Ленина, 12. Четырехэтажное здание, занимающее угол на пересечении проспекта с улицей Дзержинского, решено в характерном для своего времени неоклассическом стиле.
    В предвоенные годы у проектировщиков было много работы, связанной с перестройкой различных зданий, приспособлением их под новые городские нужды. В 1937 году Константин Гутин выполнил реконструкцию здания на Онежской набережной, занимаемого до 1917-го губернской земской управой, под Дворец пионеров. Довоенный Дворец пионеров, или Дворец детей, как его часто называли, был разрушен во время войны, но его очень хорошо помнят те, кто занимался в нем.
    В 1940 году Карелия была преобразована из автономной республики в союзную Карело-Финскую. Петрозаводску потребовались административные здания, соответствующие его новому статусу. Для Верховного Совета КФССР Константин Гутин реконструирует выстроенный в 1937 году на пр. Ленина финансово-экономический техникум. В годы оккупации финны называли это здание Дворцом Куусинена, бессменного руководителя Карело-Финской ССР до 1956-го - года возврата республики в Российскую Федерацию.
    С началом Великой Отечественной войны К. Гутин становится командиром батальона оборонно-строительного полевого управления. Инженерные знания архитектора-созидателя стали востребованы в новых условиях для сохранения жизней защитников страны. Однако в начале 1942-го Гутина отозвали с фронта, чтобы он возглавил свою проектную организацию, работавшую в эвакуации, в Беломорске, куда переместилась столица Карелии на два с лишним года, до освобождения Петрозаводска. Высокой оценкой работы архитектора Гутина стала медаль <За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.>.
    Послевоенный Петрозаводск, сильно разрушенный во время войны, представлял собой бескрайнее поле деятельности для проектировщиков и строителей. Архитектор Гутин разрабатывает в конце 1940 - начале 1950-х годов огромное количество проектов восстановления, реконструкции и нового строительства в городе.
    Визитной карточкой и Петрозаводска, и архитектора стала гостиница <Северная>, реконструированная К. Гутиным в 1948 году. Изображение ее растиражировано в многочисленных изданиях, касающихся нашего города, - исторических, краеведческих, рекламных, туристических путеводителях, фотоальбомах, буклетах и на отдельных открытках. Сейчас ее знают все. Однако та, в первоначальном своем виде гостиница <Северная>, построенная в 1939 году по проекту архитектора Юрия Русанова и почти полностью разрушенная во время войны, ничем не напоминает нынешнюю. Архитектурный образ, созданный Гутиным в неоклассическом стиле, отличается праздничностью и духом победного триумфа, напоминающего атмосферу послевоенного восстановления, несмотря на все тяжелые последствия военных лет. Двухцветная отделка фасадов позволила выделить все архитектурные детали: колонны с пышными капителями, карнизы, балясины балконных ограждений. Своеобразная <корона>, возведенная над закругленной частью здания, акцентирует пересечение двух главных улиц города и дает возможность нашей гостинице по-королевски главенствовать на достаточно большом отрезке центрального проспекта.
    В 1945 - 1947 годах по проекту Гутина выполнена реконструкция бывшего гимназического здания по улице Куйбышева, 4 под Дом политического просвещения, до недавнего времени известного как Институт усовершенствования учителей (ныне банк ВТБ). Архитектор не только переделал планировку здания, но и внес значительные изменения в главный фасад, пристроив фронтон, покоящийся на 6 пилястрах, и таким образом сделав его более представительным. Обычно колонные или пилястровые, как в нашем случае, портики располагаются по оси здания, акцентируя главный вход. Гутину достался существующий фасад с четным количеством окон по этажу, что автоматически смещает и вход, и портик с оси. Вот и получилось, что справа от портика находятся 5 окон, а слева только 4. Но этого никто не замечает, настолько сильной архитектурной формой является классический портик, концентрируя все внимание на себе.
    В 1946-м Гутин начал работу над проектом учебного здания архитектурно-строительного техникума, предполагаемого к строительству на улице Энгельса, возле гостиницы <Северная>. Размещая свою новую постройку вблизи ансамбля памятников XVIII века бывшей Круглой площади, автор проекта постарался всеми доступными архитектору средствами зрительно и физически уменьшить высоту здания техникума, с тем чтобы не <давить> на двухэтажные строения бывших присутственных мест и губернаторского дома. Так, вместо трех этажей появились только два, но с достаточно высоким цоколем, что позволило понизить проектируемое здание почти на пол-этажа.
    Размещая новое строение между гостиницей и ансамблем Круглой площади, Гутин придал большое значение и архитектурному решению фасадов техникума, а именно оформил их достаточно нейтрально, учитывая положение новостройки на этом отрезке улицы Энгельса. Ансамбль исторических памятников на площади подвигнул К. Гутина также и к снижению этажности крыла гостиницы во время ее реконструкции, для того чтобы постепенно и естественно новым строительством подойти к невысокой застройке площади, не нарушая ее масштаба.
    В 1945 году архитектор Гутин принял участие во всесоюзном конкурсе на проект Государственной публичной библиотеки в Петрозаводске, объявленном Правительством Карело-Финской ССР. Несмотря на высказывание тогдашнего директора публички-члена жюри о том, что <проект товарища Гутина мало похож на библиотеку, это здание напоминает какой-нибудь барский особняк>, Гутин выиграл конкурс, и именно по его проекту было построено всем известное ныне здание.
    Правда, если интерьеры были выполнены в полном соответствии с проектом, то о фасадах этого сказать нельзя. Продолжительное строительство - с 1949-го по 1959-й - споткнулось о печальный для архитектуры 1955 год, когда потребовалось упрощение всех проектов, тем более уже строящихся зданий. Библиотека много потеряла в своем внешнем облике. Рустованный цокольный и первый этажи (как на соседнем жилом здании Академии наук), сложный венчающий карниз с кронштейнами и фасадная штукатурка - это утраты.
    Вышедшее в 1955 году Постановление ЦК КПСС <Об устранении излишеств в строительстве и проектировании>, которым предусматривался полный запрет на архитектурную деталировку, использование элементов классического наследия, практически вывело архитекторов из сферы строительства и за пределы того круга материальной культуры, где они царили, создавая пространственную среду обитания человека. К этому времени за плечами у К. Гутина было уже почти 20 лет интенсивной плодотворной работы. Его здания в Петрозаводске украсили центр города, но 1955 год стал переломным и в его творческой судьбе, и публичная библиотека не единственный пример.
    Сохранились чертежи некоторых проектов Константина Гутина, не получивших воплощения в том виде, в каком их задумывал автор. И все эти работы относятся именно к 1954 - 1955 годам. Характерно, что Гутин сам не стал перерабатывать ни одного из своих проектов - снимать с фасадов <излишества>; этим вынуждены были заниматься другие архитекторы, готовя проектную документацию к строительству. Характерно также и то, что Гутин не стал включать эти объекты в свой список авторских работ и даже не подписывал чертежи как автор.
    Архитектор Константин Гутин работал еще 20 лет, но, видя, что архитектура, судя по всему, надолго ушла из жизни, больше не занимался проектированием зданий. Разработка генеральных планов поселков Карелии, жилых районов и микрорайонов Петрозаводска стала до конца жизни единственным приложением творческих сил зодчего.
    Он не разделял официальный <индустриальный> стиль типового проектирования, считая архитектуру искусством. Петрозаводск Константина Гутина и его товарищей по профессии, работавших здесь в 1940-е - начале 1950-х, являет собой образец градостроительного искусства и находит отклик в душах горожан, до сих пор донося до нас положительные эмоции, заложенные автором, которого уже давно нет с нами.

Елена ИЦИКСОН, архитектор



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2009