Социальный аспект
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Всем хорошим мы обязаны книге

Говорят, что книга - лучший подарок. А вот такие издания, которые имеются в Республиканской библиотеке для слепых, вообще не имеют цены. Потому что они предназначены в первую очередь для детей слепых, глухих или частично утративших зрение и слух, а также для тех, у кого имеются двигательные нарушения, болезнь Дауна.
    Дизайн книг разрабатывают преподаватели-дефектологи Екатерина Добрынина и Ирина Щелупанова, а выпускает их в свет художник-дизайнер Светлана Макарова.
    Слепые дети, умеющие читать по системе Брайля, вслед за рассказом учителя, руками пощупав зернышко, а затем появившийся из него росток, узнают, как вырастает дерево яблони. Если на ветках цветы, значит, это весна, висят плоды - лето, собраны яблоки, опали листья - осень, под яблонькой сугробы - зима.
    А как зарождается жизнь? Дети щупают икринки, затем им объясняют, что из них появляются головастики, а уж потом из головастиков получаются лягушки.
    - Если мы хотим детям рассказать, как выглядит лягушка, она должна быть со всеми четырьмя лапками, пальцами, связанными между собой перепонками, а у жука должны быть маленькие рожки, - говорят дефектологи Е. Добрынина и И. Щелупанова и как пример не очень удачного решения показывают нам то, что издано в Китае. Слепой ребенок может пощупать рисунок и понять, как выглядит голова крокодила, а вот о том, что у него есть ребристое тело, длинный хвост, ему расскажет учитель. В книге только голова, а все остальные части тела потонули в воде.
    <Посадил дед репку, и выросла она большая- пребольшая:> Дед не может один вытянуть репку, призывает к себе помощников. Бабка за дедку, внучка за бабку, жучка за внучку, кошка за жучку, мышка за кошку. И вытянули репку. Каждый персонаж сделан с мастерством и любовью, чтобы дети о героях сказки не имели искаженного представления.
    Всего в библиотеке таких книг, аналогов которым по качеству исполнения нет во всей стране, более 40 экземпляров.
    Здесь и <Вороне бог послал кусочек сыра:>, и <Оторвали мишке лапу:>, и <Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:>. А вот игрушки, изображающие, как Крот сватается к Дюймовочке. Рассказывая о том, какая умная птица галка, дети узнают многое о пернатых, их повадках.
    Книги, где каждый персонаж - авторская игрушка, недешевы, стоят от 3 до 5 тысяч рублей. Но разве можно измерить деньгами то здоровье, счастье, которые приносят эти издания детям с ограниченными возможностями? Однако к термину <ограниченные возможности> у наших дефектологов свое, несколько отличное от официального отношение.
    - Мы оборудуем пандусы и думаем, что решаем проблему инвалидов. Хотя главное не это. Надо реабилитацию детей вести с первых дней их жизни, - говорят Екатерина Арнольдовна и Ирина Борисовна, - когда они, маленькие, находятся безвылазно дома, у них могут появиться вторичные отклонения. У нас же для тех, кто приносит грудничков, предусмотрен стол для пеленания, обслуживания ребенка.
    Учителя уверены, что ошибочно первый год жизни ребенка-инвалида отдавать на откуп врачам. Устанавливается, что больной глухой, а на самом деле у него часто проблема с развитием мышц, их надо укреплять. У слабовидящих исчезают стимулы двигаться.
    С двухлетнего возраста инвалиды должны ходить в обычные детские сады. Детям с синдромом Дауна нужно широко открывать двери школ.
    - Дети-инвалиды очень талантливы. Не Шопены, но на фортепиано играют самозабвенно, а как здорово рисуют, какие поделки придумывают! - говорят Е. Добрынина и И. Щелупанова. - Мы учим родителей обращению со своими детьми, говорим, что у них есть будущее, и оно не связано со специнтернатами. Кстати, наверное, и наша лепта внесена в то, что детей с синдромом Дауна все меньше стали оставлять в роддомах, больницах.
    По мнению преподавателей-дефектологов, нельзя из инвалидов растить потребителей, откупаться от них крохами, не нужны им, как это бывает в декаду инвалидов, подачки. Нужно ломать якобы стройную систему содержания инвалидов: дом ребенка, потом специнтернат.
    Эта проблема решается как раз двумя дефектологами, работающими в Республиканской библиотеке для слепых, которые так много делают, чтобы дети-инвалиды и их родители были хоть немного счастливее.

Олег ТАРАКАНОВ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2009