КАРЕЛИЯ N 55 (2070) за 27 мая 2010 года

Панорама


Кумиры сороковых...

Этот портрет связан с историей петрозаводского Музыкально-драматического театра, ибо его герой, народный артист, депутат Верховного Совета Карельской АССР Петр Николаевич Чаплыгин, кумир зрителей в 30 - 40-е годы, - человек редкого таланта и обаяния. Если в кассе театра висела табличка <Сегодня играет Петр Чаплыгин>, успех спектаклю был обеспечен.

В 1946 году П.Н. Чаплыгину исполнилось 50 лет и 30 лет его творческой деятельности. Юбилей любимого актера отмечали в Петрозаводске широко и торжественно. На сцене театра шел его бенефисный спектакль <Пигмалион>, Петр Николаевич блистал в роли профессора Генри Хиггинса. А в фойе театра на всеобщее обозрение был выставлен портрет актера, только что написанный (по заказу Правительства Карелии) Г. Стронком. Георгий Адамович рассказал мне о том, как он работал над портретом Чаплыгина.

Петр Николаевич несмотря на свою занятость в театре охотно приходил к Стронку в мас-терскую, удобно располагался на диване и начинал травить веселые байки из жизни артистов. Он знал их великое множество и подавал талантливо, с тонким чувством юмора, сам порой увлекаясь сюжетами и развлекая ими художника. Георгий Адамович вспоминал, как однажды Чаплыгина вызвали на ковер в кабинет Г. Куприянова, тогда первого секретаря ЦК компартии республики, за дисциплинарные прегрешения (опаздывал на репетиции, сорвал спектакль). Стронк в тот день работал над портретом Куприянова, находился в его кабинете и слышал разговор высокого начальника с актером. Петр Николаевич каялся в грехах, но вышел из кабинета победителем, рассмешив и обаяв Куприянова.

В мастерскую к Стронку Чаплыгин приходил, никогда не опаздывая, - берег время художника. Сеансы продолжались в течение 10 дней. Сначала художник нарисовал на картине фигуру сидящего актера (рисунок, к сожалению, не сохранился), затем приступил к работе масляными красками. Колорит выдержан в теплой коричневой гамме, лицо выделено светом. Переданы не только портретное сходство, но и сама импульсивная натура Чаплыгина - его живой ум, обаяние, юмор.

Портрет нравился всем, кто его видел, в том числе и Петру Николаевичу Чаплыгину, но только не автору. Что-то в нем Стронка не устраивало, а когда увидел свою работу в фойе театра, совсем запечалился. Портрет смотрелся намного хуже, чем в мастерской. Подпись на холсте ставить рано, решил Георгий Адамович. Подождав пока Чаплыгин остынет и отдохнет от юбилейных дней, Стронк вновь пригласил его в свою мастерскую, чтобы продолжить работу над портретом. Но взглянув на модель, пришел в ужас: стало более усталым и отрешенным выражение лица актера, изменился рисунок губ. Что делать? Не начинать же работу заново! Но все обошлось, Петр Николаевич Чаплыгин вскоре вернулся к своему прежнему душевному состоянию, стал улыбаться, острить, и портрет Стронка получил свое завершение. Теперь уже можно было без сомнений поставить подпись - Г. Стронк - и дату - 1947 год.

Кстати, этим же годом датирован и акварельный автопортрет художника, сохранивший образ молодого Георгия Стронка тех лет, когда он работал над портретом актера П. Чаплыгина. В том же 1947 году портрет был показан на всесоюзной выставке в Москве, а вернувшись в Карелию, <поселился> в музее петрозаводского Музыкально-драматического театра. В 1988 году портрет актера П.Н. Чаплыгина по приказу Министерства культуры РК передали на постоянное хранение в Музей изобразительных искусств РК, где он находится и по сей день. Предполагаю, что он будет показан на юбилейной выставке народного художника республики Карелия Г.А. Стронка, 10 октября этого года ему исполнилось бы 100 лет.

Серафима ПОЛЯКОВА

Содержание


<Спящая красавица> проснется в Норвегии

С 26 мая по 6 июня балетная труппа Музыкального театра Карелии в рамках международного культурного проекта <Спящая красавица> находится в Норвегии. Цель проекта - установить долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество в области искусства между Норвегией, Швецией, Исландией и Россией. В рамках этого партнерства будет представлен балет <Спящая красавица> (хореография К. Симонова) в исполнении артистов балета Музыкального театра Карелии и международного оркестра в составе 45 музыкантов из Карелии и трех скандинавских стран.

Цели проекта - показать, как много общего есть между северными пограничными странами, и предоставить возможность общения музыкантам из разных стран. Наравне со взрослыми профессиональными исполнителями, которые имеют большой опыт международного культурного сотрудничества, в творческой встрече представителей Северо-Востока и Северо-Запада Европы участвует талантливая молодежь - студенты консерватории и учащихся средних школ. В таком взаимодействии заложены наилучшие условия не только для творческого общения, но и для неформального обучения.

Название <Спящая красавица> международный культурный проект получил не случайно. Одноименная сказка Ш. Перро известна во многих странах мира. Она легла и в основу либретто знаменитого балета П.И. Чайковского. Новая версия сюжета и современная хореография К. Симонова делают спектакль привлекательным для семейной и молодежной аудитории. Интерес норвежской публики к предстоящему событию очень большой - все билеты на два запланированных представления были раскуплены заранее.

Главную партию в <Спящей красавице> исполнит заслуженная артистка Карелии Лариса Иванова. Опытная балерина проведет и мастер-классы. Артисты балета Музыкального театра дадут несколько гала-концертов, в программу которых включены фрагменты балетов <Щелкунчик>, <Шопениана>, <Ромео и Джульетта> и номера современной хореографии.

Пресс-служба Музыкального театра

Содержание


<Карельские медведи> снова первые

23 мая Ледовом дворце Кондопоги завершился ежегодный республиканский турнир по хоккею памяти двукратного олимпийского чемпиона Е.Д. Мишакова.

За победу боролись 8 команд ветеранов. Победили <Карельские медведи> из Петрозаводска. <Мишкам> удалось пройти турнир без единого проигрыша, выиграв все четыре игры. Кстати, в апреле этого года они приняли участие в первенстве мира по хоккею Hockey World Classic-2010 и победили в <бронзовом> дивизионе возраста 40 +.

Юлия КУЧЕРЕНКО

Содержание