СРЕТЕНИЕ
Возрождение
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Спасут ли в Вепсском крае древнюю святыню? 

Интервью с настоятелем Ионо-Яшезерского Благовещенского мужского монастыря игуменом Досифеем (Ларионовым)
    - Отец Досифей, как обстоят дела в монастыре сегодня?
    - В этом году мы приступили к сложному процессу оформления собственности. 90 лет уникальный памятник XVI века никому не принадлежал. После национализации в 1918 году монастырь был разграблен и осквернен. Сначала в обители располагалось совхозное имущество, затем учреждения пенитенциарного характера. Десятилетиями здесь жили заготовители леса и местные жители, потерявшие свое жилье. К 90-м годам прошлого века монастырский комплекс уже находился в крайне тяжелом состоянии. На эти годы пришлась и главная утрата: был сожжен старинный деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы - то ли рыбаками, то ли грибниками. На стенах полуразрушенного каменного храма помимо <автографов> приезжавших сюда людей можно заметить и следы от пуль. Долгое время храм служил тиром для охотников, расстреливавших здесь оставшийся боезапас.
    Расстрелянные купола и стены производят тяжелое впечатление, но еще более удручает непонимание людьми того, насколько важна для Вепсского края, Прионежского района и республики в целом древняя святыня. Ведь находящийся всего в 70 километрах от Петрозаводска памятник XVI века, уникальность которого, казалось бы, неоспорима, только недавно оказался официально выявленным (!) И тем не менее древний монастырь, поставленный Министерством культуры РК на учет только в 2000 году, до сих пор сохраняет статус памятника местного значения, что не позволяет обители рассчитывать на какую-либо помощь со стороны государства. Поэтому, после того как документы будут наконец оформлены и монастырю передадут сохранившиеся постройки, мы не сможем своими силами отремонтировать и восстановить монастырские руины.
    Таких средств у Церкви нет. Проектов, в которых участвуют и государство и богатые бизнесмены, все же меньшинство. Большинство монастырей и храмов строится и восстанавливается на народные средства - пожертвования. Конечно, таких средств немного и собираются они очень долго. Поэтому ремонт, реставрация или строительство храмов затягиваются порой на десятилетия. Особенно нелегко восстанавливать монастыри, которые находятся, как Ионо-Яшезерская обитель, в почти непроходимых лесах. Здесь нет ни паломников, ни богомольцев, ни туристов, способных хоть что-то пожертвовать на содержание монастыря. Только частные адресные пожертвования: кто-то услышал и помог. Вот так за полгода нам удалось собрать всего 60 000 рублей, которых даже на начало восстановления монастыря недостаточно.
    Мы надеемся привлечь внимание вепсской общественности к судьбе монастыря. Известно, что в Петрозаводске существует Общество вепсской культуры. Хотелось бы сотрудничать с этой общественной организацией. Тем более что вепсы живут не только в Карелии. И, видимо, печальная судьба обители им неизвестна. К сожалению, многие сегодня предпочитают прежде всего знакомство с бытом и фольклором народа, забывая, что определяющим фактором, сформировавшим народное самосознание, являлась духовная жизнь.
    В Вепсском крае, территория которого сравнительно небольшая - всего 0,82 тысячи квадратных километров, - находились два монастыря - мужской и женский, было построено около 10 церквей, 7 часовен и церковно-приходские школы. Думаю, если бы люди, жившие здесь когда-то, только пели и плясали, им некогда было бы строить такие великолепные храмы, которые нашими современниками воспринимаются как уникальные памятники зодчества.
    Отмечу также, что Яшезерский монастырь, основанный святым Ионой, уроженцем села Шокша и вепсом по национальности, строился вепсами на протяжении более 400 лет. Последним известным попечителем монастыря был петрозаводский купец Марк Пименов, на средства которого построен Крестовоздвиженский собор на Зареке. Как и св. Иона, Марк Пименов, купец первой гильдии, был родом из Шокши и вепсом по национальности. Именно он, как благотворитель обители, построил над спудом, где покоились мощи святого Ионы, великолепный каменный храм Преображения Господня и долгое время помогал Яшезерскому монастырю, ссужая средства на ремонт и строительство монастырских храмов. Столетиями трудами многих вепсов возводился комплекс зданий Яшезерского монастыря, что позволяет сегодня считать его духовным и культурным наследием вепсского народа. Однако делаются попытки исключить в отношении к обители понятие национальной святыни, замолчать проблемы гибнущего памятника.
    - Отец настоятель, скажите, в чем основная нужда обители сегодня?
    - Сейчас в числе братии монастыря четыре человека. Есть еще желающие присоединиться к нам, но жить в обители негде. Все разрушено! И главная проблема - отсутствие дороги в монастырь. Подвезти строительные материалы или продукты крайне сложно. Поэтому братии приходится жить на монастырском подворье в селе Шелтозеро. Сейчас вновь обсуждается вопрос о восстановлении дороги в обитель. Только при нормальном снабжении можно начать регулярные восстановительные работы, да и саму жизнь в монастыре. Сейчас к нам обращаются разные фирмы, предлагающие заняться строительством, но пока средств не хватает.
    - Известно, что монастырю свою помощь предлагал предприниматель из Москвы, имеющий собственность на противоположном берегу Яшезера. Есть уже конкретные предложения, связанные с его участием в восстановлении обители?
    - Да, мы провели ряд встреч и консультаций как с ним, так и с его представителем. Ожидаем, что за предложениями последуют и конкретные дела. Мы будем рады и готовы принять любую помощь. Пока же все на уровне намерений.
    - Хотелось также спросить о монас-тырских землях. Что удалось сделать?
    - Мы обратились в администрацию района с просьбой о выделении участка для строительства храма и ведения хозяйства в обители. Что касается остальных территорий - бывших монастырских земель, мы неоднократно предлагали на всех уровнях объявить их национальным парком или особой природной зоной, где ограничивалась бы деятельность, напрямую не связанная с восстановлением Яшезерского монастыря. Ответа на наши предложения нет. Вероятно, эти земли предполагается использовать как-то иначе. Не исключаю, что они будут продаваться частным лицам.

Беседу вел
Константин СЕВЕР



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2009