КАРЕЛИЯ N 78 (2428) за 10 октября 2013 года

Культура


Танго надежды

Для молодых петрозаводчан, желающих стать актерами, сегодня нет особых трудностей. В том смысле, что в столицу ехать не обязательно. Кафедра актерского мастерства Петрозаводской консерватории выпускает актеров для петрозаводских театров. Но на этом простота кончается и начинаются сложности.

Оказывается, подумать о будущей профессии лучше лет в пять, когда пластичны и косточки, и психика. Конечно, надо, чтобы повезло с родителями. И совсем не помешает иметь в биографии школу искусств, музыкальный колледж или училище культуры, потому что тогда будущий актер хотя бы отдаленно представляет ближайшее будущее.

А ждут его четыре года занятий, часто от зари до зари, полная вузовская программа лекций и всего, что полагается обычному студенту, плюс специальные дисциплины: вокал, пластика, гимнастика, хореография, культура речи, актерское мастерство – и бесконечные репетиции.

Что еще? Требовательные педагоги, которым мало вложить знания в студенческие головы. Им надо добраться до самого нутра, чтобы вытряхнуть оттуда все, что мешает профессии, и вложить привычку размышлять, анализировать, читать, тренировать мозг и тело.

Каждый талант – индивидуальность, но сохранить ее удается далеко не всегда даже именитым педагогам. Мастеру, который руководил подготовкой этого выпуска, удалось.

– Александр Лазаревич Побережный-Береговский – личность масштабная, – говорит молодая актриса Валерия Ломакина, чей талант уже оценили петрозаводские зрители. – Встретить такого педагога – все равно что найти золотую жилу, которая обеспечит тебя до конца дней.

Тяжелее всего далась будущим актерам ломка привычных представлений. Разве думала Валерия, всегда считавшая себя угловатой и непластичной, что сможет стать примой хореографического ансамбля? Разве Александр Галиев, флейтист, приехавший из Калуги поступать в консерваторию, предполагал, что станет достойным партнером танцевальной примы? Разве предполагали Коля Белошицкий, первоначально не попадавший ни в ноты, ни в ритм, или Сергей Яковлев, отличник в чем угодно, только не в хореографии, что плавно заскользят в ритме танго?

По большому счету в танцоры изначально годились только две изящные девочки – Дарина Шарпило и Евгения Филькина (обе с 6 лет осваивали хореографию в петрозаводской школе искусств), да еще Александр Дедков, который, кажется, все умеет от природы, – бывают такие самородки. Еще в колледже культуры он покорял всех игрой на балалайке, энергией, темпераментом, природными данными певца и танцора, способностью к импровизации. Но в процессе перековки досталось и ему.

Уроки хореографа Олега Щукарева не школьный танцкружок, где пару раз в неделю можно подрыгать ножкой под музыку. На ребят свалился тяжелый, изнурительный ежедневный труд. Его не сравнить даже с работой грузчика, которая при всей своей тяжести все же не требует такого разнообразия статических и динамических и нагрузок.

Несколько раз с курса уходил и возвращался Сергей Яковлев («У меня две ноги, и обе левые!»). Поскольку физическая подготовленность студентов была разной, курс разбили на две группы, занимавшиеся в разное время. Сергей безжалостно гонял себя на все занятия подряд. Не знаю, можно ли сказать, что он овладевал профессией. Скорее профессия полностью завладела им. «Своей неуклюжестью я выделялся из толпы», – признается он. Зато теперь в паре с Дариной они демонстрируют великолепное классическое танго.

– Если мы чего-то достигли в танце, так только благодаря Щукареву, – считает Александр Галиев. – Каждая мелочь тщательно оттачивалась. И если на сцене все это выглядит прилично, то спасибо надо сказать терпению нашего хореографа.

Оказывается, освоив танец, можно открыть в себе… драматического актера! Так случилось с Галиевым. Танец помог и Николаю Белошицкому убедить строгое жюри в том, что он правильно выбрал профессию.

А сомнения были, и серьезные. Турист-разрядник, невероятно подвижный, непосредственный и импульсивный, поначалу произвел на членов приемной комиссии впечатление не слишком владеющего собой человека. Но этот буйно кудрявый юноша вышел и показал то, что впоследствии вошло в анналы как «Танец всеобщего мира» – нечто радостное и до того заразительное, что ему принялись подражать и другие студенты. Не зря же незабвенная Людмила Филипповна Живых просила и настаивала: «Возьмите этого чижика, не пожалеете!» И, как всегда, оказалась права.

Дмитрий Константинов, для которого никогда не было вопроса, кем стать (актером, кем же еще!), рассказывает, что тоже пришел к театру через движение и музыку.

– Без умения выразить душу через танец, мимику, пластику нет драматического актера, – свято верит он. – Мои учителя сегодня помимо нашего мастера Юрский, Товстоногов, Норштейн, Константин Райкин и театр «Сатирикон», где повезло увидеть «Королеву красоты», которая идет и в нашем театре. Как хорошо, что у нас есть место эксперименту! Спектакль Ultimo cafe тоже эксперимент и по форме, и по содержанию, и потому что мы готовили его, будучи еще студентами.

Это правда. Вчерашние студенты пришли в театр с готовым спектаклем, и он сразу был включен в репертуар. Ultimo cafe («Прощальный кофе») – фантазия на хореографические темы в ритмах аргентинского танго.

В Петрозаводске такого еще не было. Настоящий драматический спектакль – и без единого слова, только музыка и стремительный полет юных пар. Только лавина эмоций: боль, гнев, ревность, нежность, страсть. Только отточенная пластика, уместность каждого движения, фантастическая выразительность и точность. Молодежь показала профессиональную работу без всяких скидок на неопытность, удивив и зрителей, и старших коллег.

Этот молодежный спектакль уже дважды отмечен серьезными наградами: премией международного конкурса пантомимы «Белая маска», за ходом которого в Интернете наблюдали в 40 странах мира, и «Онежской маской» «За дебют» нынешней весной.

Да, это был триумф, причем двойной. Победили не только ученики, но и учителя: автор композиции и режиссер спектакля (он же директор Театра драмы) Александр Побережный-Береговский, хореограф заслуженный артист Карелии Олег Щукарев, педагог по сценическому движению заслуженный артист Карелии Александр Овчинников, сотворившие это чудо вместе с ребятами.

Шесть лет назад на актерский факультет консерватории поступило больше двадцати человек. В Театр драмы, известный как «Творческая мастерская», было принято восемь. Остальные отсеялись, не выдержав нагрузок и высоких требований. Тяжело в ученье!

Сегодня восемь молодых актеров, равноправные члены театрального коллектива, введены в самые разные спектакли и получили собственные роли. Николай Белошицкий заменил своего учителя Александра Овчинникова в «Очень простой истории» и справился с ролью неудачливого жениха Матео в «Той самой Дульсинее». Справился настолько, что его комедийный талант был замечен членами жюри «Онежской маски». В той же «Дульсинее» ярко и уверенно ведет свою партию Валерия Ломакина (Санчика), которой работа в театре не мешает учиться в Петрозаводском госуниверситете, в аспирантуре по психологии.

Многие молодые актеры готовят собственные литературные программы в рамках проекта «Живое слово». В режиссуре пробует себя Валерия Ломакина. Вдвоем с Николаем Белошицким они репетируют для малой сцены спектакль по пушкинскому «Графу Нулину». Александр Галиев готовит сольные программы по стихам Саши Черного и Гарсиа Лорки. Обдумывает будущие спектакли по творчеству Иосифа Бродского Дмитрий Константинов.

Молодежи нашлось место и в новых работах театра. Нынешний сезон открылся премьерой – спектаклем «Двое в большом городе» по пьесе Т. Москвиной «Па-де-де» в постановке режиссера Бориса Цейтлина. Здесь молодежная группа занята фактически полностью. Премьера оказалась громкой и очень успешной. 13 октября состоится второй показ новой работы театра.

В этом году бывшая «Творческая мастерская» отметит свой 25-летний юбилей. К этой дате готовится музыкальный спектакль «Песни века», где будет занята вся молодежная часть труппы. Представление задумано как история нескольких поколений одной семьи, рассказанная известными и любимыми песнями. Мы уже видели, как молодежь танцует. Теперь сможем оценить, как она поет.

В театре у ребят все складывается неплохо. Они востребованны, чувствуют помощь и поддержку опытных актеров и своего мастера. Вроде бы больше и желать нечего, но… Актеры русской драмы работают все в тех же неудобных помещениях, зал так же тесен, зарплата так же мизерна, актеры вынуждены подрабатывать на стороне. Но публика заполняет зал каждый вечер, и это поддерживает великую взаимную надежду артистов и зрителей.

Зрители надеются, что русский театр выживет, что его беды временные. На то же надеются и артисты, особенно молодые. Они уже доказали, что для искусства готовы на многое. Но прав поэт Лев Озеров:

Не упиваясь словесами,

Жизнь убеждает нас опять:

Талантам надо помогать –

Бездарности пробьются сами.

Справочно

Шесть лет назад на актерский факультет консерватории поступило больше двадцати человек. В Театр драмы, известный как «Творческая мастерская», было принято восемь. Остальные отсеялись, не выдержав нагрузок и высоких требований. Тяжело в ученье!

Людмила КУЗНЕЦОВА

Содержание