РЕСПУБЛИКА
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ Председателя Правительства Республики Карелия Законодательному Собранию Республики Карелия на 2000 финансовый год



I

    Бюджетная и налоговая политика, являясь ключевыми звеньями экономической политики республики, определяют качество республиканского бюджета, заложенных в нем параметров, уровень социальной защиты граждан республики.
    В ходе реализации бюджетной и налоговой политики в 1999 году достигнут ряд положительных результатов.
    В результате введения первой части Налогового кодекса произошло сокращение налоговой нагрузки на товаропроизводителей за счет:
    - сокращения числа налогов и других обязательных платежей, упрощения системы налогообложения путем объединения налогов, имеющих одинаковую базу налогообложения, снижения нагрузки на фонд оплаты труда;
    - выравнивания условий налогообложения, сокращения числа налоговых льгот, ужесточения условий их предоставления.
    Увеличились доходы бюджета, в том числе за счет введения налога с продаж и единого налога на вмененный доход от отдельных видов деятельности, введения в оборот сертификатов обеспечения денежных обязательств Министерства финансов Республики Карелия, усиления работы Государственной налоговой инспекции по Республике Карелия, других федеральных и республиканских органов, в обязанности которых прямо или косвенно входит формирование доходной части бюджета. В целях оптимизации налоговой нагрузки и обеспечения загрузки простаивающих мощностей дифференцирован подход к налогам на прибыль и на имущество в зависимости от отраслей народного хозяйства.
    Проводились мероприятия по оздоровлению государственных и муниципальных финансов. Заключены и реализуются Соглашения с Правительством Российской Федерации и органами местного самоуправления. Особое внимание Правительством Республики Карелия уделялось Фонду поддержки местных бюджетов, который получил статус защищенной статьи бюджета и увеличился примерно в 2,6 раза.
    Погашены долги по заработной плате работникам бюджетных учреждений. Повышена в 1,5 раза заработная плата работникам бюджетной сферы, в 1,6 раза увеличено денежное довольствие работников правоохранительных органов.
    Выросли ассигнования на образование, культуру, здравоохранение, социальную защиту населения, сельское хозяйство, капитальное строительство.
    В 1999 году за счет средств республиканского бюджета финансировались расходы бюджетных учреждений образования Калевальского, Лоухского, Олонецкого районов, учреждений здравоохранения Калевальского и Лоухского районов, Вепсской национальной волости, учреждений культуры Олонецкого и Лоухского районов.
    Одновременно велась работа по сокращению расходов, и в первую очередь на государственное управление.
    Принимались меры по сокращению нерациональных затрат в жилищно-коммунальном хозяйстве.
    В результате удалось в 1,2 раза уменьшить объем внутреннего государственного долга Республики Карелия, в том числе перед коммерческими банками.
    Проводилась работа по развитию собственного банка и страхового сектора экономики.
    В целях совершенствования бюджетного устройства и бюджетного процесса в 1999 году впервые установлены долговременные единые нормативы распределения налоговых доходов, остающихся в Республике Карелия, в соотношении 50 на 50 процентов между республиканским и местными бюджетами. При этом из Фонда поддержки местных бюджетов оказывалась финансовая помощь бюджетам городов и районов (более 20% расходов бюджета), из республиканского бюджета финансировались расходы по реализации большинства инвестиционных проектов, строительству и ремонту автомобильных дорог, многих других целевых программ.
    Вместе с тем можно отметить, что некоторые задачи, поставленные в Бюджетном послании на 1999 год, остались нерешенными.
    Прежде всего следует отметить уже ставший традиционным бюджетный дефицит, который, являясь одной из причин неплатежей, становится также их неизбежным следствием.
    Недостаточно эффективны усилия по сбору налогов, что приводит к огромному недостатку средств в бюджете.
    По-прежнему не выполняются в полной мере обязательства перед гражданами и предприятиями. Недостаточно быстро сокращаются долги по выплате ежемесячных пособий семьям, имеющим детей.
    Не удалось снизить задолженность федерального бюджета перед предприятиями республики за оказанные работы и услуги.
    Не уменьшается задолженность местных бюджетов перед государственными внебюджетными фондами.
    Средства бюджетов расходуются недостаточно эффективно и не всегда по целевому назначению.
    Частичными мерами положение в республике трудно исправить. Необходимо дальнейшее усиление координации действий, проводимых всеми ветвями государственной власти и органов местного самоуправления.

II

    В 2000 году Правительство Республики Карелия предусматривает перенести акцент с сокращения расходов бюджетов на увеличение доходов, не отказываясь при этом от работы по рационализации расходов бюджета. Активная государственная политика в сфере экономики должна стать залогом наполняемости бюджетов.
    В целях перспективы роста потенциала доходов Правительством Республики Карелия совместно с органами местного самоуправления разрабатываются республиканские целевые программы, программы развития районов. Всемерную поддержку получат предприятия, имеющие бизнес-планы своего развития, прошедшие экспертизу и обеспечивающие социальный, бюджетный, экономический эффект. Финансовая поддержка таких проектов будет осуществляться из Бюджета развития как составной части республиканского бюджета.
    В основу прогнозов налогового потенциала бюджета Республики Карелия на новый бюджетный год будут положены основные показатели, предусмотренные сценарными условиями развития экономики Республики Карелия на предстоящий 2000 год. Поступления налоговых и других платежей должны быть скорректированы на изменение налогового законодательства, проведение мероприятий по реструктуризации задолженности по платежам в бюджеты.
    Налоговая политика в Республике Карелия в 2000 году будет по-прежнему направлена на ослабление налогового бремени на товаропроизводителей, налоговое стимулирование приоритетных видов хозяйственной деятельности, реализацию всех предусмотренных законодательством мер по отношению к предприятиям-нарушителям налоговой дисциплины.
    Вместе с тем предусматривается упорядочение системы налоговых стимулов, в том числе путем предоставления налоговых льгот, при условии обеспечения текущих платежей в бюджет, наиболее эффективного использования возможностей инвестиционного налогового кредита.
    Необходимо кардинально усилить пропаганду уже принятых налоговых льгот с целью активного привлечения в Карелию как отечественных, так и зарубежных инвесторов.
    В целях укрепления налоговой дисциплины, сокращения роста недоимки Правительство Республики Карелия предусматривает применять и меры экономического воздействия: ограничение доступа неплательщиков налогов к государственным заказам, ресурсам, квотам, лицензиям, работа по вытеснению бартера, борьба с экономическими преступлениями в лесном комплексе, с незаконным оборотом алкоголя, с уклонением от налогов с теневой экономической деятельности на основе неучтенных доходов, обращаемых в наличном денежном обороте.
    Налоговая политика будет направлена на совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства путем перевода на уплату единого вмененного налога как юридических лиц, так и предпринимателей без образования юридического лица по определенным видам деятельности.
    В целях дальнейшего совершенствования механизма сбора налогов предполагается усиление контроля за доходами физических лиц.
    В текущем году будет продолжена работа по внесению поправок в законы Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия", "О налоге с продаж", "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", "О ставках налогов, зачисляемых в Территориальный дорожный фонд Республики Карелия", "О плате за землю".
    В целом меры, принимаемые в области налогообложения, предполагают ослабление финансовой нагрузки на реальный сектор экономики, упрощение системы сборов и обязательных платежей, повышение собираемости налогов.
    Правительство будет и дальше проводить работу по постепенному сокращению задолженности по налогам в бюджет.

III

    Введение в действие с 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации, который требует установления дефицита республиканского бюджета в размере не более 5 (пяти) процентов, целый ряд других причин диктуют необходимость проведения жесткой бюджетной политики по сокращению расходных обязательств государства.
    Прежде всего при формировании бюджета и его исполнении необходимо исключение из бюджета всех расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками.
    Недопустимым является принятие законов, постановлений Правительства Республики Карелия и других решений, которые влекут за собой расходы, не обеспеченные доходными источниками.
    Кроме того, перед правительством стоят еще две главные задачи в бюджетной политике на будущий год:
    - формирование и принятие реального бюджета;
    - сокращение внутреннего республиканского долга Республики Карелия.
    Когда республика будет иметь реальный бюджет, выполнять свои финансовые обязательства, она вправе требовать того же от налогоплательщиков. Предусматривается освободить бюджет от непосильных обязательств путем изменения структуры расходной части бюджетов, сокращения дебиторской и кредиторской задолженности бюджета, проведения мероприятий по контролю и оценке целевого использования средств бюджетов. При этом должно планироваться не простое сокращение расходов, а экономия средств, уменьшение расходов за счет создания эффективно работающего аппарата как в республиканских органах власти, так и в органах местного самоуправления.
    По ряду мероприятий бюджетные ассигнования должны быть дифференцированно сокращены. В первую очередь - это расходы на государственное управление и местное самоуправление. При этом расходы на государственное управление и местное самоуправление должны быть приведены в соответствие с выполняемыми функциями.
    Сокращение расходов в бюджетной сфере должно сопровождаться максимальной рационализацией расходов и повышением эффективности использования средств бюджетов и внебюджетных фондов, направляемых на социальные нужды, разумным сокращением количества республиканских целевых программ. В связи с этим важнейшим направлением деятельности отраслевых министерств совместно с органами местного самоуправления станет реализация Закона Республики Карелия "О государственных минимальных социальных стандартах, социальных и финансовых нормативах Республики Карелия" и на его основе проведение реорганизации учреждений социальной сферы путем слияния организаций, их укрупнения, перераспределения задач и функций, а также приведения числа штатных должностей в соответствие с объемами оказываемых социальных, образовательных и медицинских услуг, показателями деятельности учреждений и действующими отраслевыми штатными нормативами. Проведение указанных мероприятий должно быть основано на детальном анализе результатов инвентаризации бюджетной сети.
    Основой финансирования здравоохранения станет объем предоставляемых государством социальных гарантий в виде бесплатной медицинской помощи и льготного лекарственного обеспечения исходя из выделяемых на эти цели финансовых ресурсов из всех источников.
    Объем средств, направляемых на образование, будет находиться в прямой зависимости от числа обучающихся в образовательных учреждениях с учетом особенностей каждой территории.
    Потребность в бюджетном финансировании учреждений культуры следует определять с учетом максимального привлечения собственных доходов.
    Усилия по социальной поддержке будут сконцентрированы на наименее защищенных слоях населения, имеющих реальные доходы ниже прожиточного минимума. Государственная поддержка указанным категориям граждан должна стать адресной и обеспечиваться финансированием в первоочередном порядке и полном объеме.
    Приоритетным направлением сокращения бюджетных расходов должна стать реализация программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в республике. При этом особое внимание должно быть уделено снижению расходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства и соответственно тарифов на оказание этих услуг, тем самым смягчая процесс перехода к экономически обоснованным ставкам и тарифам для населения. Обязательным условием проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства должна стать социальная защита малоимущих слоев населения.
    Правительство планирует по-этапно отказаться от бюджетной поддержки тех предприятий, на улучшение деятельности которых эта поддержка существенно не влияет.
    Важнейшим направлением деятельности правительства на предстоящий год будет выполнение мероприятий, предусмотренных Соглашением об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Республики Карелия за счет средств федерального бюджета, заключенным с Правительством Российской Федерации.
    Предполагается серьезно изменить подходы к вопросам привлечения инвестиций в реальный сектор экономики республики. Государственную поддержку высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов предусматривается осуществлять за счет средств Бюджета развития как через предоставление государственных гарантий, так и непосредственное участие в долевом финансировании.
    В области капитальных вложений выделение бюджетных средств предусматривается производить только по объектам с высокой степенью готовности и реальной возможностью их ввода в действие в ближайшее время.
    В области жилищного строительства следует найти пути перехода от прямого бюджетного финансирования к механизму кредитования строительства жилья с привлечением средств граждан.
    В целях реализации задачи по сокращению внутреннего республиканского долга правительство реально оценит долговые обязательства и возможности по их выполнению и будет направлять усилия в первую очередь на реструктуризацию обязательств. Со своими предложениями по данному вопросу правительство выйдет в Законодательное Собрание Республики Карелия.
    Для сокращения внутреннего республиканского долга необходимы также как эффективная работа по его обслуживанию, в том числе путем сокращения расходов на обслуживание, так и отказ от необоснованных заимствований и выдачи новых гарантий для получения кредитов.

IV

    Важное направление финансово-экономической политики - совершенствование межбюджетных отношений в республике.
    Формирование межбюджетных отношений в Республике Карелия в 2000 году должно быть направлено на создание сбалансированной системы взаимных прав и ответственности республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе принципов стабильности и использования финансовых нормативов.
    Основой формирования расходной части бюджетов станут минимальные социальные стандарты. При этом республиканский бюджет будет гарантировать определенный минимум расходов местных бюджетов в определенном проценте от минимальных социальных стандартов. Поддержка местных бюджетов будет реализовываться и путем разработки программ развития территорий, предусматривающих мероприятия по увеличению потенциала доходов и сокращению неэффективных расходов.
    В 2000 году обновленная система нормативов должна учитывать прежде всего социальную обеспеченность населения с учетом специфических условий городов и районов. И здесь нормой бюджетного процесса могут стать показатели результативности (эффективности) бюджетных расходов на основе оценки деятельности учреждений.
    Задача состоит в том, чтобы продолжить работу по повышению заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании производственного и налогового потенциала городов и районов, рационализации бюджетных расходов, оздоровлении муниципальных финансов. Все органы местного самоуправления должны иметь стабильные и, как правило, долговременные нормативы отчислений от федеральных и республиканских налогов и доходов в местные бюджеты для планирования процессов экономического и социального развития, структурных преобразований на перспективу.
    Закрепление на несколько лет постоянной нормы отчислений от регулирующих налогов в местные бюджеты будет залогом увеличения количества самодостаточных территорий, позволит установить контроль за изменением объемов финансовой помощи из республиканского бюджета. По мере укрепления местных бюджетов, сокращения неэффективных и экономически неоправданных бюджетных расходов, проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства доля средств республиканского бюджета в доходной базе территориальных бюджетов должна постепенно стабилизироваться.
    Необходимо продолжить процесс разграничения бюджетных полномочий и предметов ведения между Республикой Карелия и органами местного самоуправления.
    В 2000 году Правительство Республики Карелия продолжит работу по координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации условий Соглашений по оздоровлению муниципальных финансов и условиях оказания финансовой помощи местным бюджетам из республиканского бюджета, заключенных до 2001 года.
    Важнейшей задачей совершенствования бюджетных отношений будет также достижение предельного уровня дефицита местных бюджетов, снижение объемов муниципальных заимствований, соответствие их параметров предельным уровням, закрепленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

V

    Правительство Республики Карелия в будущем году будет проводить бюджетную политику с учетом положений Послания Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации "О бюджетной политике на 2000 год" и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
    В 2000 году будет продолжена бюджетная реформа, начатая в текущем году, и мы активно работаем над ее проведением.
    Будут внесены поправки в действующее законодательство Республики Карелия о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. С учетом Бюджетного кодекса Российской Федерации будут разработаны и утверждены в форме законов Республики Карелия бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, образуемых вне федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Карелия и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
    Формирование и принятие бюджета 2000 года - важный этап проведения бюджетной реформы.
    Мы должны сделать это общими усилиями всех ветвей государственной власти и местного самоуправления Республики Карелия в установленные действующим законодательством сроки.

Председатель Правительства
Республики Карелия
С. КАТАНАНДОВ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-1999