ОФИЦИАЛЬНО
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Социальные нормативы в здравоохранении

Главной задачей деятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения является обеспечение государственных гарантий населению в области медицинского обслуживания.
    В соответствии с Концепцией развития здравоохранения Республики Карелия на 1999-2003 годы в республике разработана Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, включающая в себя перечень заболеваний, видов и объемов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Эта программа и явилась основой для разработки системы социальных нормативов в области здравоохранения.
    В качестве социальных нормативов установлены:
    - норматив обеспеченности стационарными учреждениями (больничными и койками сестринского ухода) и норматив объема стационарной помощи;
    - норматив количества посещений в амбулаторно-поликлинические учреждения на 1 тыс. жителей в год;
    - показатель количества вызовов населением "скорой помощи" на 1 тыс. жителей в год.
    В ходе разработки нормативов был проведен детальный анализ деятельности всех учреждений здравоохранения, находящихся на территории республики, включая ведомственные и федерального подчинения ЛПУ.
    Здравоохранение республики представляет собой многоуровневую систему медицинского обслуживания, в которой выделяются республиканский (40% стационарных коек), городской уровень с функциями межрайонного обслуживания населения и уровень центральных районных больниц.
    Проведенный анализ фактически оказываемых объемов медицинской помощи выявил имеющиеся значительные диспропорции развития сети здравоохранения в районах республики, а также несоответствие мощности учреждений здравоохранения отдельных территорий фактически оказываемым объемам медицинской помощи. По-прежнему имеет место неэффективное использование действующей сети учреждений в Лоухском, Пудожском, Олонецком и Прионежском районах.
    Разработанные нормативы объемов медицинской помощи, оказываемой населению, учитывают необходимость обеспечения оптимальной загрузки действующей сети учреждений здравоохранения в соответствии с рекомендуемыми нормами нагрузки применительно к местным условиям, а также необходимость оптимизации сети учреждений и совершенствования медицинских технологий.
    При формировании нормативов для городов и районов были учтены особенности демографического состава населения (половозрастная структура), климатические и географические особенности (площадь территории, плотность населения, радиус обслуживания населения ЛПУ). Особое значение придавалось анализу состояния здоровья населения территорий, динамике показателей заболеваемости. Так, например, учитывая, что показатель заболеваемости детей (2079 на 1 тысячу населения) в Республике Карелия значительно превышает средний показатель по Российской Федерации (1613), объемы стационарной помощи по педиатрическому профилю скорректированы в целом по Республике Карелия на 6,5% в сторону увеличения, в разрезе городов и районов этот показатель колеблется от 50 до 80%.
    Анализ финансового обеспечения отрасли за ряд лет показал, что имеется устойчивая тенденция к сокращению расходов на здравоохранение, предусматриваемых в бюджетах всех уровней. При этом принципы и подходы к формированию бюджета отрасли в районах различны. В связи с этим, в целях обеспечения единого подхода к определению объемов средств, предусматриваемых на здравоохранение, в бюджетах всех уровней разработаны минимальные финансовые нормативы затрат на единицу объема оказанной медицинской помощи (1 койко-день, 1 посещение, 1 вызов "скорой помощи"). Кроме того, рассчитан показатель минимально необходимой потребности в текущих и капитальных расходах учреждений (в расчете на 1 тыс. населения).
    Следует отметить, что социальные и финансовые нормативы будут являться основой для формирования бюджетов и межбюджетных отношений. В условиях дотационности местных бюджетов появится механизм "финансового выравнивания" бюджетных расходов муниципальных образований на здравоохранение и, соответственно, постепенное преодоление диспропорций в структуре оказания медицинской помощи.

Ирина ТУРНОВСКАЯ,
замминистра здравоохранения



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-1999