РЕПОРТАЖ
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Дух "Калевалы"

Встреча нового тысячелетия на земле рунопевцев - есть в этом особый эпический колорит. Можно ли говорить о духе "Калевалы"? Сохраняют ли потомки Вяйнямейнена и Илмаринена "рода своего напевы"? У кого как не у жителей поселка Калевала спросить об этом?

    В канун Нового года в Калевале пели такие руны. О том, что Калевальская средняя школа должна получить благодаря программе "Дети Севера" компьютерный класс. И о том, как в поселке Боровом (втором по величине в районе) вот-вот вступит в строй новая АТС на сто номеров. А также о том, как поселок Кепа по злой воле редкозубой старухи Лоухи, Похъелы хозяйки, на две недели остался без тепла и света. Вышел из строя единственный дизель-генератор. И старый верный Вяйнямейнен в лице заместителя главы администрации Анатолия Демченкова отыскал спрятанные старухой новые детали к дизель-генератору в глухой деревеньке под Беломорском. И сказал: "Да будет свет!"
    Расстроила редкозубую старуху Лоухи и весть о том, что дети Калевалы намерены широко отметить Рождество. В поселковом Дворце творчества пройдут спектакли на библейские рождественские сюжеты. Через столько лет тьмы в краю Калевалы вновь восходит светило православия.


"Хотя эпос "Калевала" считается языческим трудом, через все его повествование проходит христианский взгляд", - считает священник калевальской церкви Петра и Павла отец Сергий. Семьсот лет православия в краю Калевалы не могли не отразиться на народном характере. Сохранился ли дух "Калевалы" у народа, прошедшего сквозь тьму "наколдованных бедствий и несчастий беспримерных"? На службу в новый храм воздать хвалу Творцу собираются два-три десятка человек. В то же время в рождественских представлениях одних только участников спектаклей около пятидесяти.
    По наблюдениям отца Сергия, человека, недавно живущего в этих краях, местные жители доверчивы и наивны как дети. Несмотря на эмоциональность, умеют молчать, когда внутри бушует пламя. Эти народные черты как бы и являются продолжением того эпического характера, которым, например, отличался Илмаринен. Когда принесшая столько бед детям Калевы редкозубая старуха Лоухи почувствовала, что "ей несчастье угрожает", она обернулась голубком и явилась к кузнецу с доброй вестью. И тот поверил воркованью.


"Дух Калевалы? О, этот дух нам с детского сада внушили", - говорит коренной житель поселка Сергей Вяйнович Кондратьев, специалист общего отдела поселковой администрации, или, как он шутит, секретарь-машинистка без машинки, но с факсом. По его мнению, слова народного эпоса для жителей Калевалы - не пустые звуки. Сам он читал и перечитывал "Калевалу" во всех переводах, кроме последнего. Он сравнивает первую строку эпоса в еще нечитанном переводе Карху: "Овладело мной желанье" с "Мне пришло одно желанье" у Бельского. Находит, что по одной этой строке можно судить, что последний перевод как бы осовременил эпос. Но стал ли вновь переведенный текст от этого глубже? Этому Кондратьев еще собирается дать оценку.


Нина Ивановна Зубанова из отдела культуры рассказала такую "руну". Встреча нового тысячелетия в краю "Калевалы" отмечалась в целом как рядовое новогоднее торжество, не увязанное с народным эпосом: с елкой у Дома культуры, с ночным гуляньем на площади. Недавно в районе, в поселке Боровом, объявился замечательный Дед Мороз, который приехал из Узбекистана. Он отработал в почетной должности у узбеков не один Новый год, пока не оказался беженцем. Теперь вернулся в родные северные края. Что касается Рождества, то по этому случаю отдел культуры торжеств не планирует.

    Завершая новогодний репортаж из Калевалы, вспоминаю слова отца Сергия о том, что ушли те люди, которые пели старые руны. Не все новые руны, к сожалению, созвучны эпосу. Но ведь это, кажется, только начало времени, о котором сказал, уплывая, Вяйнямейнен: "Ждать, искать меня здесь будут, чтоб я вновь устроил Сампо".

Сергей ХОХЛОВ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2001