Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Информация о реализации мер антикоррупционной политики на территории Республики Карелия за 2010 год

Реформирование системы государственного управления в России является важным условием ускорения социально-экономического развития страны. Одним из направлений модернизации, предусмотренных Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, стало противодействие коррупции.

В рамках реализации данного направления в декабре 2007 года распоряжением Правительства Республики Карелия № 489р-П была утверждена региональная Программа противодействия коррупции на 2008-2010 годы (далее - Программа). Была разработана система мер, направленных на устранение причин и условий, порождающих коррупцию, в органах государственной власти Республики Карелия. Разработаны проекты основополагающих региональных документов, в том числе и Закон Республики Карелия "О противодействии коррупции", План мероприятий по противодействию коррупции, созданы организационные основы данной работы. В целом говоря об итогах реализации региональной Программы можно отметить ее успешное завершение. Запланированные на 2010 год мероприятия выполнены в полном объеме, конкретные результаты приведены ниже.

В связи с тем, что Программа не носила целевой характер, финансирование антикоррупционных мероприятий органов государственной власти Республики Карелия осуществлялось за счет средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти Республики Карелия. Органами исполнительной власти в 2010 году на антикоррупционные мероприятия израсходовано более 2 миллионов 350 тысяч рублей.

В рамках реализации Программы в Республике Карелия, в одном из первых субъектов Российской Федерации, принят Закон "О противодействии коррупции". Закон закрепил механизмы профилактики коррупционных правонарушений на территории Республики Карелия, определил меры по предупреждению коррупции. Закон предусматривает создание уполномоченного органа по противодействию коррупции, на который возложена организация антикоррупционного мониторинга, антикоррупционного просвещения и пропаганды, подготовки отчетов о реализации мер антикоррупционной политики на территории Республики Карелия. Установлена норма обязательного проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Республики Карелия, предусмотрена возможность проведения общественными объединениями и организациями общественной антикоррупционной экспертизы.

В рамках реализации Национального плана противодействия коррупции в республике разработан региональный План мероприятий по противодействию коррупции на 2009-2010 годы (утвержден распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 сентября 2008 года № 385р-П).

В План вошли 36 комплексных мероприятий сгруппированных по 7 направлениям деятельности.

В связи с принятием Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы в Республике Карелия организована работа по доработке действующих регионального и внутриведомственных планов противодействия коррупции.

Аналогичная работа проведена и в органах исполнительной власти Республики Карелия. Так, в Министерстве финансов Республики Карелия проведена работа по корректировке структуры, состава и сроков ведомственного плана противодействия коррупции. Приказом от 3 сентября 2010 года № 400 утвержден План мероприятий Министерства финансов Республики Карелия по противодействию коррупции на 2010-2011 годы, назначены ответственные за его исполнение, определены периодичность и сроки представления информации о ходе его реализации.

Отчет об исполнении плана размещен на официальном сайте Министерства финансов Республики Карелия в специальном подразделе "Противодействие коррупции".

В План мероприятий Министерства экономического развития Республики Карелия внесены изменения, в том числе предусматривающие повышение квалификации государственных служащих, обучение специалистов министерства, в обязанности которых входит участие в организации мероприятий по противодействию коррупции.

За ходом исполнения мероприятий планов противодействия коррупции органов государственной власти Республики Карелия организован постоянный контроль, в том числе текущий (назначены ответственные за выполнение каждого мероприятия).

Кроме того, согласно распоряжению Главы Республики Карелия от 15 января 2009 года № 16-р органам исполнительной власти Республики Карелия поручено направлять в Администрацию Главы Республики Карелия отчеты о реализации мер антикоррупционной политики, в том числе о реализации ведомственных планов противодействия коррупции. С целью обеспечения слаженности действий субъектов антикоррупционной деятельности в Республике Карелия создан Координационный совет при Главе Республики Карелия по противодействию коррупции и криминализации экономики, утвержден его состав.

Координационный совет формирует предложения по реализации государственной политики в области противодействия коррупции в Республике Карелия, осуществляет координацию деятельности заинтересованных органов власти и иных организаций по вопросам реализации Программы противодействия коррупции. Заседания Координационного совета проводились с периодичностью 4 раза в год.

В связи с организационно-штатными изменениями в структуре органов исполнительной власти республики в 2010 году состоялось 2 заседания совета. Протоколы заседаний размещены на Официальном интернет-портале Республики Карелия в разделе "Противодействие коррупции".

В течение года на заседаниях обсуждены следующие вопросы:

  • "Анализ практики реализации на территории Республики Карелия в 2009 году Закона Республики Карелия "О противодействии коррупции" и нормативных правовых актов Республики Карелия о противодействии коррупции. Совершенствование законодательства о противодействии коррупции";
  • "О результатах работы Прокуратуры Республики Карелия и правоохранительных органов по противодействию коррупции на территории Республики Карелия";
  • "О ходе выполнения в 2009 году Программы противодействия коррупции на территории Республики Карелия на 2008-2010 годы";
  • "О результатах проверок исполнения законодательства органами, обладающими контрольно-надзорными функциями и реализующие разрешительные процедуры";
  • "О результатах работы по противодействию коррупции в государственных учреждениях системы образования и культуры";
  • "Об эффективности реализации системы мер по противодействию коррупции при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд".

На уровне органов местного самоуправления Республики Карелия также созданы межведомственные координационные (рабочие) органы по противодействию коррупции. По результатам заседаний Координационного совета вырабатываются конкретные решения, которые оформляются протоколами заседаний. Выполнение решений контролируется Администрацией Главы Республики Карелия.

Реализация единых подходов к противодействию коррупции на территории муниципальных образований обеспечивалась Соглашениями о взаимодействии по реализации государственной политики в области противодействия коррупции в муниципальном районе (городском округе). Данные Соглашения подписаны Правительством Республики Карелия и администрациями муниципальных районов и городских округов и одобрены распоряжениями Правительства от 10 августа 2009 года № 294р-П, от 18 августа 2009 года № 323р-П, от 29 января 2010 года № 16р-П и № 17р-П и от 27 февраля 2010 года № 55р-П.

Основными направлениями взаимодействия Сторон являются: координация действий исполнительных органов государственной власти Республики Карелия и Администрации муниципального образования по противодействию коррупции; обмен информационными и методическими материалами по вопросам противодействия коррупции.

Соглашениями предусмотрено создание в органах местного самоуправления рабочих органов по противодействию коррупции, разработка муниципальных программ противодействия коррупции, реализация системы мер по противодействию коррупции при размещении муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

При активном участии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия Администрацией Главы Республики Карелия разработана Примерная муниципальная программа противодействия коррупции.

В настоящее время во всех муниципальных районах (городских округах) Республики Карелия утверждены программы (планы) противодействия коррупции. В ряде районов муниципальные планы противодействия коррупции дорабатываются до статуса программы с учетом Примерной муниципальной программы противодействия коррупции.

С целью реализации на территории Республики Карелия требований Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Закона Республики Карелия от 23 июля 2008 года № 1227-ЗРК "О противодействии коррупции" в августе 2009 года Правительством Республики Карелия утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия и их проектов.

Согласно Порядку антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия и их проектов в 2010 году проводилась в отношении правовых актов Главы Республики Карелия, Правительства Республики Карелия, правовых актов и их проектов иных органов исполнительной власти Республики Карелия.

Проведение антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов Главы Республики Карелия и Правительства Республики Карелия в истекшем году осуществлялось Администрацией Главы Республики Карелия, а с 20 октября 2010 года Государственным правовым комитетом Республики Карелия. Антикоррупционная экспертиза проводилась одновременно с правовой экспертизой в установленные для нее сроки. К проекту правового акта прилагались все поступившие экспертные заключения независимых экспертов.

Результаты антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов Главы Республики Карелия и Правительства Республики Карелия оформлялись в соответствии с методикой, определенной Правительством Российской Федерации, и отражались в заключении, подготавливаемом по итогам правовой экспертизы проектов. Заключения направлялись в соответствующий орган исполнительной власти Республики Карелия для подготовки проекта правового акта, устраняющего выявленные коррупциогенные факторы.

Всего в 2010 году антикоррупционную экспертизу прошли 288 проектов нормативных правовых актов Главы Республики Карелия и Правительства Республики Карелия. Коррупциогенные факторы выявлены только в 8 из них (выявлено 11 коррупциогенных факторов). Проекты были возвращены разработчикам для доработки с приложением соответствующих заключений. Во всех случаях результаты экспертизы были учтены, коррупциогенные факторы в проектах устранены.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия и их проектов осуществлялась также Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия и Прокуратурой Республики Карелия.

В соответствии с Регламентом Администрации Главы Республики Карелия, Порядком подготовки нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия и их государственной регистрации, утвержденным Указом Главы Республики Карелия от 10 января 2003 года № 10, проекты нормативных правовых актов подлежат согласованию с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия, которое, помимо юридической экспертизы, также осуществляет деятельность по выявлению положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Управлением Минюста России по Республике Карелия в 2010 году проведена антикоррупционная экспертиза 673 нормативных правовых актов Республики Карелия, поступивших в Управление.

Общее количество нормативных правовых актов Республики Карелия, в которых Управлением в 2009-2010 г.г. были выявлены коррупциогенные факторы, составило 32 (4 закона Республики Карелия, 1 указ Главы Республики Карелия, 27 актов органов исполнительной власти Республики Карелия).

В соответствии с распоряжением Главы Республики Карелия от 15 января 2008 года № 8-р проекты нормативных правовых актов после их согласования с органом юстиции направлялись в Прокуратуру Республики Карелия, которая также осуществляла антикоррупционную экспертизу проектов.

В 2010 году Прокуратурой республики, а также прокурорами городов и районов на предмет наличия коррупциогенных факторов изучено 2793 нормативных правовых акта, в том числе 340 нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия и 2453 муниципальных нормативных правовых актов.

При осуществлении текущего надзора за законностью правовых актов коррупциогенные факторы выявлены в 184 нормативных правовых актах, в том числе в 138-ми нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований и 45-ти нормативных правовых актах глав муниципальных образований.

Антикоррупционная работа в подведомственных учреждениях и организациях органов исполнительной власти Республики Карелия осуществлялась в соответствии с ведомственными планами противодействия коррупции.

В органах исполнительной власти Республики Карелия проводились совещания и коллегии, на которых рассматривались вопросы реализации мер антикоррупционной политики подведомственными учреждениями и организациями.

Например: в образовательных учреждениях утверждены соответствующие Планы, предусматривающие такие направления как создание и деятельность антикоррупционного совета; совершенствование организации деятельности при проведении конкурсов на размещение заказа, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; экспертиза локальных актов учреждений в целях выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции; антикоррупционное просвещение, образование и пропаганда; обеспечение прозрачности деятельности учреждений.

В отдельных подведомственных учреждениях и организациях создана собственная система внутреннего контроля, основанная на внедрении открытых и гласных процедур при осуществлении действий, связанных с потенциальной возможностью коррупции, выработке механизмов параллельной и перекрестной взаимопроверки документов, сопровождающих заключение договоров, контрактов на поставку товаров, оказание услуг.

При проведении экспертизы локальных актов подведомственных учреждений и организаций в целях выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции, особое внимание уделялось таким актам как уставы учреждений, правила приема, положения о стимулирующих выплатах работникам.

Система воспитательной работы в образовательных учреждениях включала в себя мероприятия антикоррупционной направленности, позволяющие создать морально-психологический климат, формирующий отношение к фактам коррупции как явлению безнравственному, требующему не только морального осуждения, но и информирования об этих фактах структур, координирующих и осуществляющих работу по противодействию коррупции, правоохранительных органов.

В учреждениях, подведомственных Министерству культуры Республики Карелия проводились мероприятия по повышению открытости деятельности государственных учреждений культуры. Информация о деятельности учреждений размещалась в сети Интернет, на официальных сайтах учреждений, а также в печатных средствах массовой информации. Так, 22 из 23 подведомственных государственных учреждений (кроме Централизованной бухгалтерии) имеют собственные сайты, а также систематически представляют обновленную информацию о своей деятельности на сводные информационно-культурные ресурсы (например, komart.karelia.ru, npo.karelia.ru и др.).

В сентябре 2010 года на очередном заседании Координационного совета при Главе Республики Карелия по противодействию коррупции и криминализации экономики (протокол № 9) рассмотрен вопрос "О результатах работы по противодействию коррупции в государственных учреждениях системы образования и культуры". По итогам заседания даны поручения разработать дополнительный комплекс мер по противодействию коррупции в подведомственных государственных учреждениях, методические рекомендации для руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений и учреждений культуры по вопросам реализации мер антикоррупционной политики, в том числе проекты положений об антикоррупционных советах в учреждениях, порядок их работы, рекомендации по включению в состав представителей общественности и СМИ.

Протокол заседания размещен на Официальном портале Республики Карелия (http://gov.karelia.ru/gov/Leader/Reform/Anti/101007_prot.html) в разделе "Противодействие коррупции".

Говоря о внедрении инновационных технологий в процессы управления и противодействия коррупции, необходимо отметить, что в целом прозрачность деятельности органов власти обеспечивается активным представительством республики в сети Интернет.

На Официальном Интернет-портале Республики Карелия http://gov.karelia.ru предусмотрены специальные разделы "Гражданам" и "Противодействие коррупции". В последнем размещен подраздел "Сообщить о коррупции", содержащий список телефонов "доверия" правоохранительных органов, и некоторых надзорных органов, по которым граждане могут беспрепятственно сообщить о ставших им известными фактах коррупции.

В разделе "Обратная связь" предусмотрены подразделы: "направить обращение", "график приема граждан", "вопрос-ответ", "общественное мнение", "общественные приемные", "информация о работе с обращениями граждан", "Интернет-приемные". С помощью интерактивного сервиса "Обратная связь" любой гражданин может направить обращение Главе Республики Карелия или любому из членов Правительства Республики Карелия, в том числе, по вопросам борьбы с коррупцией.

В государственных органах Республики Карелия определены лица, ответственные за проверку информации, полученной от граждан, на предмет отнесения ее к информации, содержащей сведения о возможном наличии личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и необходимости передачи ее в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В течение 2010 года в Администрацию Главы Республики Карелия поступило 10 обращений, содержащих, по мнению обратившихся граждан, сведения о коррупционных или мошеннических действиях. Все сообщения тщательно изучены, по 9-ти факты не подтвердились. По одному факту проверки гражданский служащий уволен с государственной службы.

Для повышения открытости своей деятельности органы местного самоуправления на своих сайтах также создали разделы, посвященные противодействию коррупции. Например, в Сегежском муниципальном районе и ряде других информация об антикоррупционных мероприятиях размещена на сайте администрации (создан специальный раздел).

Кроме того в Петрозаводском городском округе, Сегежском, Суоярвском, Калевальском и ряде других муниципальных районов утверждены Планы мероприятий по реализации положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в муниципальном образовании.

В Петрозаводском городском округе, Пряжинском, Питкярантском муниципальных районах утверждены Перечни информации о деятельности, размещаемой в сети Интернет. Кроме того, утверждены Положения об официальных интернет-порталах администраций Сегежского и Суоярвского муниципальных районов и Регламенты их информационной поддержки.

С целью упрощения взаимодействия граждан и органов власти с использованием информационных технологий в Республике Карелия разработан программный модуль, позволяющий гражданам и организациям через интернет получать информацию о прохождении своих обращений в органы государственной власти.

Органами исполнительной власти Республики Карелия созданы разделы, посвященные мерам по противодействию коррупции. В настоящее время каждый гражданин - пользователь сети Интернет может ознакомиться с основными направлениями деятельности любого органа власти республики, нормативно-правовыми актами, административными регламентами, программами, планами работы, результатами проверок, информацией о конкурсах и другой полезной информацией.

На сокращение коррупционных рисков была направлена работа органов исполнительной власти по переводу услуг в электронный вид. Этот механизм позволяет исключить непосредственное взаимодействие граждан и чиновников в процессе предоставления услуг. В 2010 году в республике сформирован и выполняется План перевода услуг в электронный вид. На региональном Портале государственных услуг, введенном в эксплуатацию в декабре 2009 года размещена информация о 115 услугах.

В соответствии с федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" развивается автоматизированная информационная система государственного и муниципального заказа для нужд Республики Карелия. Портал государственного и муниципального заказа http://goszakaz.karelia.ru/ обеспечивает возможность размещения на нем информации о государственных и муниципальных закупках, проведения открытых электронных торгов всем органам исполнительной власти, районам, поселениям. Обеспечено взаимодействие с автоматизированной информационной системой "Государственный и муниципальный заказ Республики Карелия" и с автоматизированной системой "Бюджет Республики Карелия".

Так же в целях совершенствования условий, процедур и механизмов государственных закупок в Республике Карелия в 2010 году создан уполномоченный орган по размещению заказов - Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд.

Уполномоченным органом планируется поэтапное введение централизованного размещения заказов: на первом этапе, с 1 января 2011 года - для органов исполнительной власти Республики Карелия; на втором этапе, с 1 апреля 2011 года - для всех государственных заказчиков Республики Карелия; в дальнейшем для муниципальных заказчиков Республики Карелия (в части особо сложных закупок).

Приоритетным направлением развития системы размещения заказов является переход на электронные процедуры, а именно на открытые аукционы в электронной форме. Электронная форма проведения аукционов позволит обеспечить максимальный доступ участников размещения заказов к торгам, исключит вероятность сговора участников за счет обеспечения анонимности, сведет к минимуму возможность принятия субъективных решений, и, тем самым, повысит прозрачность закупок. В 2010 году была организована работа по обеспечению единых организационно-технических условий при размещении заказов путем открытых аукционов в электронной форме.

Данный вопрос будет решен путем интеграции двух систем автоматизированной информационной системой "Государственный и муниципальный заказ Республики Карелия" (разработчик ЗАО "Комита") с одной из электронных торговых площадок.

Учитывая важность вопроса перехода на новый порядок проведения открытого аукциона в электронной форме, Министерством экономического развития Республики Карелия организовано и проведено 2 бесплатных однодневных семинара для государственных и муниципальных заказчиков республики по порядку проведения открытых аукционов в электронной форме.

Обучение проводили представители электронных торговых площадок ЗАО "Сбербанк-АСТ" и ОАО "Единая электронная торговая площадка" (город Москва). В семинарах приняли участие около 150 представителей государственных и муниципальных заказчиков.

Министерством экономического развития Республики Карелия постоянно осуществлялось методическое обеспечение деятельности при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Карелия:

  • заказчикам направлялись разъяснительные письма;
  • осуществлялись консультации по телефону;
  • принималось участие в различных обучающих мероприятиях и совещаниях по интересующим заказчиков вопросам, связанным с размещением заказов;
  • все вносимые в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" изменения и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты размещались на официальном сайте "Государственный заказ Республики Карелия".

Прозрачность процесса формирования бюджетов муниципальных образований обеспечивалась реализацией органами местного самоуправления положений п.2, ч.3, ст. 28 Федерального закона от 6 февраля 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Аналогичные требования закреплены в текстах всех уставов муниципальных образований Республики Карелия. Решения о принимаемом бюджете и отчеты о его исполнении публикуются в муниципальных средствах массовой информации и интернет-сайтах органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Например, решением Петрозаводского городского Совета от 21 декабря 2005 года № XXV/XXIV-250 "Об утверждении порядка организации и проведения публичных слушаний муниципального образования города Петрозаводска" до рассмотрения и принятия представительным органом в первом чтении проекта решения о бюджете и об основных характеристиках местного бюджета на очередной финансовый год, Главой Петрозаводского городского округа проводятся публичные слушания по проекту решения Петрозаводского городского Совета. С февраля 2010 года реализуется совместный с представителями средств массовой информации проект "Открытый бюджет Петрозаводска".

Специалисты комитета финансов Администрации Петрозаводского городского округа ежемесячно готовят информацию о бюджете городского округа в адаптированном для лучшего понимания гражданами виде. Данная информация с дополнительными разъяснениями размещается на официальном сайте Петрозаводского городского округа.

На обеспечение прозрачности реализации бюджетных (и внебюджетных) средств направлена работа органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Карелия по реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2006 года № 807 "Об утверждении Положения о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры".

В ходе осуществления контрольных мероприятий анализируются составы единых, конкурсных, аукционных, котировочных комиссий заказчиков на предмет выявления в их составах лиц, лично заинтересованных в результатах размещения заказов. В 2010 году проведено 47 плановых и 31 внеплановая проверка исполнения требований законодательства о размещении заказов государственными и муниципальными заказчиками Республики Карелия. По результатам проверок заказчикам, единым, конкурсным, аукционным и котировочным комиссиям выдано 64 обязательных для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.

В целях защиты прав и законных интересов участников размещения государственных и муниципальных заказов, Министерством экономического развития Республики Карелия осуществляется работа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов на действия государственных и муниципальных заказчиков, членов комиссий в соответствии с главой 8 Закона о размещении заказов.

Информация о поступающих жалобах (в целях обеспечения гласности) и итогах их рассмотрения размещается на официальном сайте "Государственный заказ Республики Карелия".

В 2010 году поступило на рассмотрение 30 жалоб от участников размещения заказов, в том числе на действия государственных заказчиков - 16 жалоб, на действия муниципальных заказчиков - 14 жалоб. Из общего количества поступивших жалоб - 19 жалоб приняты к рассмотрению, из них 6 - признаны необоснованными (31,6 %). По сравнению с 2009 годом количество поданных в Министерство экономического развития Республики Карелия жалоб возросло на 15%, а количество обоснованных жалоб уменьшилось с 81,2 до 68,4 процентов.

Большое внимание антикоррупционной работе уделялось и в системе государственной гражданской службы.

Во исполнение подпункта "а" пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" в Законодательном Собрании Республики Карелия, Конституционном Суде Республики Карелия и Центральной избирательной комиссии Республики Карелия утверждены новые редакции положений о Комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссии), а также новые составы данных Комиссий.

В сентябре - декабре 2010 года в Республике Карелия сформирована новая структура органов исполнительной власти (Указ Главы Республики Карелия от 4 сентября 2010 года № 103, постановление Правительства Республики Карелия от 4 сентября 2010 года № 177-П). В результате преобразований в структуру исполнительной власти вошли 22 государственных органа.

В декабре 2010 года в 20 органах исполнительной власти Республики Карелия изданы, прошедшие государственную регистрацию, приказы об утверждении положений о Комиссиях.

Вместе с тем, в 4 из указанных органов продолжали действовать положения о Комиссиях, утвержденных преобразованными органами.

По мере решения организационно-штатных вопросов, вновь созданными органами исполнительной власти республики утверждались новые приказы.

Для предотвращения и урегулирования конфликта интересов принимались следующие меры:

  1. по информированию о деятельности Комиссий:
    на Официальном интернет-портале Республики Карелия и на сайтах (при наличии) государственных органов размещается информация о деятельности Комиссий;
    возможность оперативного взаимодействия с населением по различным вопросам, в том числе и вопросам, касающимся деятельности Комиссий обеспечивается, в том числе, и через Единую виртуальную приемную органов исполнительной власти Республики Карелия и интернет-приемную Законодательного Собрания Республики Карелия;
    в большинстве государственных органов Республики Карелия на стендах размещается информация о Комиссиях;
  2. во всех 25 органах государственной власти изданы локальные акты, устанавливающие форму уведомления о выполнении гражданским служащим иной оплачиваемой работы;
  3. в большинстве органов изданы локальные акты, определяющие порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами и гражданскими служащими;
  4. в 24 из 25 органов государственной власти изданы локальные акты, утвердившие:
    а)порядки уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений.
    б) перечни сведений, содержащихся в уведомлениях;
    в) порядки организации проверки этих сведений;
    г) порядки регистрации уведомлений;
  5. в 18 органах из 25 изданы локальные акты, определяющие порядок поступления заявлений гражданских служащих о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  6. в 17 органах из 25 изданы локальные акты, определяющие порядок поступления обращений граждан, замещавших должности гражданской службы в государственном органе, включенные в перечень должностей, предусмотренный статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации.

В соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 во всех государственных органах Республики Карелия путем внесения изменений в должностные регламенты и положения о кадровых службах определены должностные лица кадровых подразделений, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Кроме того, в некоторых государственных органах изданы отдельные локальные акты, определяющие лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Их численность по 25 органам составила 59 человек.

В Республике Карелия издан Указ Главы Республики Карелия от 9 сентября 2010 года № 130 "Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Республики Карелия в органах исполнительной власти Республики Карелия, предусмотренного статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции".

Кроме того, Перечни должностей государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками разработаны и приняты во всех 25 государственных органах Республики Карелия - это Перечни должностей государственной гражданской службы Республики Карелия в соответствующем органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечни).

Удельный вес должностей гражданских служащих государственных органов Республики Карелия с высоким риском коррупционных проявлений по отношению к штатной численности составляет 56,6%.

Однако, в связи с органзиционно-штатными изменениями в структуре органов исполнительной власти Республике Карелия, Перечни нуждаются в корректировке, которая будет возможна после завершения штатных мероприятий в 2011 году.

В 2010 году большое внимание уделялось также вопросам антикоррупционного просвещения, образования и пропаганды.

Гражданин, знающий свои права, может эффективнее противодействовать коррупции. Именно с целью повышения доступности правовых знаний и квалифицированной юридической помощи в Республике Карелия проводится эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. В ходе эксперимента в Республике Карелия создано Федеральное государственное учреждение "Государственное юридическое бюро по Республике Карелия". В 8 муниципальных районах (городских округах) на постоянной основе организован прием граждан специалистами Государственного юридического бюро. За 12 месяцев 2010 года в Госюрбюро обратился 4155 гражданин. Из общего количества обратившихся - 4018 гражданам была оказана бесплатная юридическая помощь.

Так же, приняты меры антикоррупционной направленности при преподавании учебных дисциплин по основным и дополнительным программам, воспитательной работы, а также переподготовки и повышения квалификации кадров в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Республики Карелия.

Во всех государственных органах Республики Карелия в качестве антикоррупционного обучения государственных гражданских служащих Республики Карелия используются общепринятые для работы кадровой службы механизмы: разъяснение законодательства о гражданской службе и о противодействии коррупции при поступлении на гражданскую службу, консультирование гражданских служащих по соответствующим вопросам, ознакомление гражданских служащих с документами в рассматриваемой сфере отношений. В качестве положительного опыта можно отметить опыт Управления записи актов гражданского состояния Республики Карелия, в котором 62 гражданских служащих прошли самообучение по антикоррупционной образовательной программе, разработанной коллективом авторов Ю.А.Кузнецовым, А.В.Хомутовым, Ю.Р.Силинским "Российское законодательство о мерах противодействия коррупции".

В учебные планы программ профессионального образования включены вопросы коррупционной преступности в системе государственной и муниципальной службы. В рамках специальности "Юриспруденция", специализация "Государственное право", ведется учебный курс "Должностные преступления" общим объемом учебной нагрузки 200 часов.

По специальности "Политология" в учебный план курса "Государственная политика и управление" включен раздел "Коррупция и борьба с ней", в учебный план курса "Политический анализ и прогнозирование" включен раздел "Коррупция и антикоррупционные практики".

Темы антикоррупционной направленности включены в учебные курсы: "Профессионально-этические основы социальной работы", "Организация, управление и администрирование в социальной работе", "Правоведение", "Уголовно-процессуальное право", "Конституционное право", "Административное право", в тематику дипломного проектирования в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Также изучаются федеральные и региональные нормативные правовые акты по антикоррупционной тематике.

В целях предотвращения коррупционных проявлений и формирования правомерного поведения организована работа по антикоррупционному просвещению работников подведомственных учреждений.

В региональных (местных) средствах массовой информации размещаются материалы антикоррупционной направленности.

Так, тема антикоррупционной политики постоянно поднималась в передачах, на прямых эфирах и на горячих линиях с участием Главы Республики Карелия и членов Правительства Республики Карелия на республиканских теле- и радиоканалах (ГТРК "Карелия", ГТК "Сампо", телекомпания "Ника плюс", радио "Карелия"). Всего в 2010 году в средствах массовой информации Республики Карелия было размешено более 163 материалов антикоррупционной направленности, в том числе:
- о работе Координационного совета при Главе Республики Карелия по противодействию коррупции и криминализации экономики, советов по противодействию коррупции при органах местного самоуправления;
- о подписании Соглашения о взаимодействии в правотворческой деятельности между Главой Республики Карелия и Прокуратурой Республики Карелия;
- о деятельности по выявлению и раскрытию коррупционных дел;
- о работе территориальных подразделений федеральных органов власти в Республике Карелия по противодействию коррупции, в том числе о рассмотрении фактов выявления коррупционных проявлений, на заседаниях региональной контрольной группы по вопросам реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
- о введении института независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов (о вручении свидетельства об аккредитации независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы законодательства на коррупциогенность);
- о признании Республики Карелия одним из лидеров России по открытости и качеству антикоррупционной политики.

На все мероприятия антикоррупционной направленности, проводившиеся исполнительными органами власти Республики Карелия, приглашались представители средств массовой информации.

Кроме того, Автономной некоммерческой организацией "Содействие" при финансовой поддержке Генерального Консульства Нидерландов в городе Санкт-Петербурге и организационной поддержке Администрации Главы Республики Карелия, Министерства образования Республики Карелия и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия в 2010 году реализован проект: "Формирование антикоррупционного мышления у старших школьников в Республике Карелия". Создан сайт проекта http://www.sodeistvie.karelia.ru/, обеспечивающий его информационное сопровождение. В рамках проекта проведены социологические исследования, основной целью которых является отслеживание и анализ возможных изменений в представлениях школьников старших классов о коррупции и их установках на антикоррупционное поведение в результате участия в образовательной программе "Формирование антикоррупционного мышления у старших школьников".

Полученные в ходе опроса данные позволяют получить общее представление об отношении старшеклассников и их родителей к проблеме коррупции в российском обществе, измерить первоначальный уровень их информированности по проблеме, а также оценить степень готовности подростков принять участие в данной образовательной программе. В общей совокупности методом анкетирования был опрошен 351 человек, из них 178 школьников и 173 родителя.

В рамках проекта разработан комикс для учеников старших классов. Комикс позволит в доступной форме объяснить учащимся о проблеме коррупции, сформировать негативное отношение к этому явлению, а также включить в процесс профилактики коррупции родителей школьников.

Вовлечению общественности в процесс противодействия коррупции в 2010 году была направлена работа общественных советов, созданных при всех органах исполнительной власти. Советами рассматривались наиболее важные вопросы, проекты административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, разрабатываемых органами исполнительной власти.

Вопрос о мерах по противодействию коррупции и участии общественности в их реализации рассматривался на заседании Совета при Главе Республики Карелия по содействию развитию гражданского общества и правам человека и получил однозначную поддержку членов совета - руководителей общественных организации, лидеров общественного мнения.

Предварительно было изучено общественное мнение о том, как добиться эффективности антикоррупционной политики. Абсолютное большинство посчитало, что как эффективность борьбы с коррупцией в целом, так и отдельных антикризисных мероприятий во многом зависят от степени открытости власти, доступности для населения информации о её деятельности, чёткости, прозрачности системы оказания государственных услуг гражданам, участия общественности в экспертизе законодательства.

Эти рекомендации были одобрены и приняты как руководство к действию не только Координационным советом при Главе Республики Карелия по противодействию коррупции и криминализации экономики, но и руководителями территориальных подразделений федеральных государственных органов и органов государственной власти Республики Карелия.

Жители республики, как показывают результаты изучения общественного мнения, в целом положительно оценивают меры по повышению открытости власти. Также общественность высоко оценивает роль республиканских средств массовой информации в борьбе с коррупцией. Российский Фонд защиты гласности определил Карелию в числе 5 регионов, где в отличие от остальной России относительно благополучная ситуация со свободой слова и средств массовой информации.

Если сравнивать ситуацию с коррупцией в Республике Карелии и в целом в России, то в Карелии коррупционные практики распространены слабее, чем в целом в стране. К такому выводу пришли специалисты Фонда "Общественное мнение", в мае 2010 года проводившие исследование на эту тему.

Согласно полученным данным, порядка 14% респондентов, опрошенных в Карелии, утверждают, что за последние год-два они сталкивались с тем, что какое-нибудь должностное лицо просило или ожидало неофициальную плату или услугу за свою работу. Это более чем в два раза ниже, чем в среднем по России (35%) и по Северо-Западному федеральному округу (также 35%).

Со слов респондентов, взятку должностному лицу давали 14% опрошенных, тогда как по России в целом этот показатель значительно выше - 29%, а в СЗФО - 25%. При этом 84% жителей Карелии никогда не давали взяток, а в среднем по стране то же самое могут сказать о себе лишь 67% опрошенных.

По мнению экспертов, главная сила коррупции в России заключается в том, что значительная часть общества смирилась с "коррупционным налогом". Половина россиян (49%) и жителей Северо-Западного федерального округа (46%) согласны с мнением, что почти каждый человек будет брать взятки, если ему будут их давать. Между тем, в Карелии число таких граждан заметно ниже - 35%.

Эти данные не только отражают особый менталитет жителей республики, но и в значительной степени свидетельствуют об эффективности антикоррупционных мероприятий, проводимых в Карелии.

По данным правоохранительных органов в Республики Карелия из 80 уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных в 2010 году, 51 было направлено в суд. Четыре должностных лица были привлечены к уголовной ответственности за получение взяток, десять - за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. Также к уголовной ответственности было привлечено 27 граждан за дачу взяток должностным лицам.

Среди лиц, в отношении которых уголовные дела направлены в суд, 8 сотрудников органов внутренних дел, 4 должностных лица органов местного самоуправления, в том числе 1 депутат, 3 главы органов местного самоуправления, 4 должностных лица системы службы исполнения наказания, 4 руководителя государственных и муниципальных учреждений.

Общие тенденции в 2011 году.

Принимая во внимание завершение действия в 2010 году региональной Программы противодействия коррупции на 2008-2010 годы и Плана мероприятий по противодействию коррупции на 2009-2010 годы в первом квартале 2011 года предстоит завершить разработку Плана антикоррупционных мероприятий на 2011-2012 годы. Кроме того в третьем квартале будет завершена разработка новой региональной программы противодействия коррупции на 2012-2014 годы. При разработке данных документов будут учтены приоритеты Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции. Учтены акценты мониторингов, проводимых аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

В связи с созданием во втором полугодии 2010 года Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд в 2011 году должен произойти переход от децентрализованного принципа размещения заказов для государственных нужд к централизованному. Создание уполномоченного органа позволит профессионально размещать заказы, так как при этом решится проблема качества подготовки документации и проведения процедур. Как следствие в 2011 году прогнозируется снижение количества нарушений, выявляемых при проверках соблюдения законодательства по размещению заказов. Также этому должно способствовать внедрение в практику размещения государственных заказов электронная форма проведения аукционов. Это обеспечит максимальный доступ участников размещения заказов к торгам, исключит вероятность сговора участников за счет обеспечения анонимности, сведет к минимуму возможность принятия субъективных решений, и, тем самым, повысит прозрачность закупок.

В связи с органзиционно-штатными изменениями в структуре органов исполнительной власти Республике Карелия, в 2011 году предстоит завершить разработку антикоррупционных документов в системе государственной гражданской службы.

Техническая поддержка портала
Создано 30 марта 2011. Отредактировано 30 марта 2011.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2016
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.