Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   |Нормативные документы |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Государственная программа Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия»

Утверждена постановлением
Правительства Республики Карелия
от 3 марта 2014 года № 49-П

Государственная программа Республики Карелия
«Экономическое развитие и инновационная экономика
Республики Карелия»

ПАСПОРТ
государственной программы Республики Карелия
«Экономическое развитие и инновационная экономика
Республики Карелия»

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство экономического развития Республики Карелия

Соисполнители государственной программы

Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия

Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия

Министерство труда и занятости Республики Карелия

Министерство образования Республики Карелия

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия

Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту

Республики Карелия

Государственный комитет Республики Карелия по туризму

Подпрограммы государственной программы

  1. Формирование благоприятной инвестиционной среды.

  2. Региональная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года».

  3. Развитие инновационной деятельности.

  4. Совершенствование государственного и муниципального управления.

  5. Совершенствование системы государственного стратегического управления

Цель государственной программы

создание условий для обеспечения развития экономики Республики Карелия

Задачи государственной программы

  1. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Карелия в целях осуществления ее технологической модернизации и диверсификации, повышения экономического потенциала республики и устранения инфраструктурных ограничений экономического роста.

  2. Обеспечение условий интенсивного роста малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия для увеличения общего количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечения занятости и развития самозанятости населения, обеспечения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства, увеличения доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом региональном продукте.

  3. Создание благоприятных условий инновационной деятельности для динамичного развития и повышения конкурентоспособности Республики Карелия.

  4. Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия.

  5. Совершенствование деятельности по стратегическому планированию и прогнозированию социально-экономического развития Республики Карелия

Конечные результаты государственной программы

в качественном выражении:

улучшение условий ведения бизнеса в Республике Карелия, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков;

снижение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов субъектов предпринима-тельской деятельности;

расширение позиций карельских предприятий на рынках Российской Федерации и мировых рынках;

развитие высокотехнологичных производств, превращение их в значимый фактор экономического развития республики;

обеспечение высокого качества предоставления государственных и муниципальных услуг;

решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональ-ными управленческими кадрами;

повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индиви-дуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля;

повышение качества действующей системы стратегических документов и создание практических механизмов по их реализации.

В количественном выражении:

количество созданных новых и модернизированных рабочих мест до 23,4 тысячи единиц;

прирост инвестиций в основной капитал по сравнению с предыду-щим периодом – 78,7% к уровню 2012 года;

рост числа предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в 1,9 раза к уровню 2012 года;

доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых (включая микропредприятия) и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций – 40,4%;

уровень удовлетворенности заявителей качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых непосредственно органами исполнительной власти Республики Карелия и органами местного самоуправления в Республике Карелия, – не менее 90%

Целевой индикатор государственной программы

количество созданных новых и модернизированных рабочих мест

Показатели результатов и эффективности государственной

программы

прирост инвестиций в основной капитал по сравнению с предыдущим периодом;

доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых (включая микропредприятия) и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех организаций;

число организаций, осуществляющих инновационную деятельность;

уровень удовлетворенности заявителей качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых непосредственно исполнительными органами государственной власти Республики Карелия и органами местного самоуправления в Республике Карелия;

наличие утвержденных документов стратегического планирования на долгосрочную и среднесрочную перспективы, взаимоувязанных между собой, а также соответствующих государственным программам Российской Федерации и Республики Карелия, документам стратегического планирования Российской Федерации

Этапы и сроки реализации государственной программы

2014-2020 годы. Этапы не выделяются

Финансовое обеспечение государственной программы с указанием

источников

объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за счет средств бюджета Республики Карелия составляет 520 720,50 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам:

2014 г.

– 91 282,50

тыс. рублей

2015 г.

– 91 699,70

тыс. рублей

2016 г.

– 57 461,70

тыс. рублей

2017 г.

– 56 362,60

тыс. рублей

2018 г.

– 67 033,20

тыс. рублей

2019 г.

– 85 734,20

тыс. рублей

2020 г.

– 71 146,60

тыс. рублей,

из них на реализацию:

подпрограммы «Формирование благоприятной инвестиционной среды» – 216 060,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 г.

– 43 090,00

тыс. рублей

2015 г.

– 45 700,00

тыс. рублей

2016 г.

– 11 850,00

тыс. рублей

2017 г.

– 19 030,00

тыс. рублей

2018 г.

– 24 770,00

тыс. рублей

2019 г.

– 43 230,00

тыс. рублей

2020 г.

– 28 390,00

тыс. рублей;

подпрограммы «Региональная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года» – 25 500,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 г.

– 9 000,00

тыс. рублей

2015 г.

– 8 500,00

тыс. рублей

2016 г.

– 8 000,00

тыс. рублей

2017 г.

– 0,00

тыс. рублей

2018 г.

– 0,00

тыс. рублей

2019 г.

– 0,00

тыс. рублей

2020 г.

– 0,00

тыс. рублей;

подпрограммы «Развитие инновационной деятельности» – 189 300,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 г.

– 28 400,00

тыс. рублей

2015 г.

– 26 900,00

тыс. рублей

2016 г.

– 26 800,00

тыс. рублей

2017 г.

– 26 800,00

тыс. рублей

2018 г.

– 26 800,00

тыс. рублей

2019 г.

– 26 800,00

тыс. рублей

2020 г.

– 26 800,00

тыс. рублей;

подпрограммы «Совершенствование государственного и муници-пального управления» – 51 564,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 г.

– 7 496,00

тыс. рублей

2015 г.

– 7 199,70

тыс. рублей

2016 г.

– 7 111,70

тыс. рублей

2017 г.

– 7 232,60

тыс. рублей

2018 г.

– 7 363,20

тыс. рублей

2019 г.

– 7 504,20

тыс. рублей

2020 г.

– 7 656,60

тыс. рублей;

подпрограммы «Совершенствование системы государственного стратегического управления» – 38 296,50 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 г.

– 3 296,50

тыс. рублей

2015 г.

– 3 400,00

тыс. рублей

2016 г.

– 3 700,00

тыс. рублей

2017 г.

– 3 300,00

тыс. рублей

2018 г.

– 8 100,00

тыс. рублей

2019 г.

– 8 200,00

тыс. рублей

2020 г.

– 8 300,00

тыс. рублей.

Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета составляет 804 540,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 г.

– 110 675,00

тыс. рублей

2015 г.

– 105 075,00

тыс. рублей

2016 г.

– 133 160,00

тыс. рублей

2017 г.

– 78 845,00

тыс. рублей

2018 г.

– 98 345,00

тыс. рублей

2019 г.

– 167 245,00

тыс. рублей

2020 г.

– 111 195,00

тыс. рублей.

Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из бюджетов муниципальных образований в Республике Карелия составляет 1 793,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 г.

– 300,00

тыс. рублей

2015 г.

– 420,00

тыс. рублей

2016 г.

– 77,00

тыс. рублей

2017 г.

– 153,00

тыс. рублей

2018 г.

– 206,00

тыс. рублей

2019 г.

– 395,00

тыс. рублей

2020 г.

– 242,00

тыс. рублей

I. Характеристика текущего состояния и проблем в сфере реализации государственной программы Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия». Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы

Анализ сферы реализации государственной программыРеспублики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия» (далее – государственная программа) за прошедшие пять лет свидетельствует о том, что экономическое развитие республики носит неустойчивый характер.

В период с 2008 по 2009 год экономика республики испытывала негативное влияние мирового финансового и экономического кризиса. Снижение в 2009 году валового регионального продукта (далее – ВРП) к уровню 2005 года на 4,7% на фоне сохранившейся положительной динамики развития экономики в Северо-Западном федеральном округе и в целом по России свидетельствует, что кризисные последствия отразились на Карелии более существенно. Это объясняется особенностями структуры и ориентированностью республиканской экономики на экспорт, а также приграничным положением региона.

Вместе с тем благодаря предпринятым Правительством Республики Карелия антикризисным мерам удалось стабилизировать работу основных градообразующих предприятий, расширить для них доступ к кредитным ресурсам, создать условия для стимулирования внутреннего спроса и поддержать малое и среднее предпринимательство.

Согласно результатам мониторинга, проведенного Министерством регионального развития Российской Федерации, Республика Карелия вошла в число 14 регионов Российской Федерации, которые наиболее успешно реализовали антикризисные меры.

В 2012 году в Республике Карелия увеличились объемы добычи полезных ископаемых, что способствовало росту грузооборота транспортных организаций, выросли объемы инвестиций в основной капитал, увеличилась доля прибыльных предприятий, снизилась безработица. Увеличение средней заработной платы положительно сказалось на развитии потребительского рынка.

Индекс промышленного производства по итогам 2012 года, так же как и в предыдущем году, по Республике Карелия составил 99,7%, в среднем по Российской Федерации – 102,6%.

В республике увеличились объемы промышленного производства по сравнению с 2011 годом в производстве пищевых продуктов, включая напитки (125,2%), в химическом производстве (108,6%), в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (111,3%), в текстильном и швейном производстве (113,2%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (117, 6%).

В целом по обрабатывающим производствам в 2012 году допущено снижение объемов промышленного производства на 7,8% к уровню прошлого года.

Большинство негативных тенденций экономического развития 2012 года продолжилось и в 2013 году.

Индекс производства в январе-мае 2013 года составил 86,4% (по Российской Федерации – 100,2%). Снижение производства обусловлено значительным сокращением объемов выпускаемой продукции в обрабатывающих производствах (на 31,6%), в том числе в таких видах деятельности, как производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона и изделий из них – на 43,4%, производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака – на 23,8%, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – на 34,4%, производство машин и оборудования – на 45,9%, производство транспортных средств и оборудования – на 31,9%.

Рост объемов промышленного производства обеспечен в таких видах деятельности, как обработка древесины и производство изделий из дерева (114,4% к уровню января-мая 2012 года), химическое производство (120,8%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (103,6%), производство резиновых и пластмассовых изделий (157,8%).

Индекс промышленного производства по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» составил 98,1%, в том числе по добыче металлических руд – 99,8%, по добыче прочих полезных ископаемых – 82,9%.

В обрабатывающих производствах индекс производства в январе-мае 2013 года составил 68,4% (январь-май 2012 года – 96,7%).

В посткризисный период по ряду основных макроэкономических показателей, включая объемы промышленного производства, не удалось достичь докризисного уровня. По-прежнему актуальными являются задачи по обеспечению устойчивого экономического роста.

Республика Карелия обладает богатым природным потенциалом, но он используется недостаточно эффективно. Об этом свидетельствует анализ динамики ситуации за последние 20 лет в основных отраслях экономики республики: лесопромышленном и горнопромышленном комплексах, сельском хозяйстве.

Реальный сектор экономики остается ориентированным на экспорт и сильно зависит от мировой конъюнктуры. Крупнейшие предприятия целлюлозно-бумажной промышленности республики, которые раньше являлись бюджетообразующими, в настоящее время являются убыточными или находятся на грани банкротства.

Объемы лесозаготовок в последние годы упали в два раза. Существующая задолженность по арендным платежам существенно превышает налоговые поступления в консолидированный бюджет республики от лесозаготовительной деятельности. За прошедший период пришли в упадок многие леспромхозы, которые являлись экономической основой существования отдаленных сельских и лесных территорий.

За 20 лет производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 60%, поголовье крупного рогатого скота – на 80%, сельскохозяйственные площади – почти в два раза. Прекратили свою деятельность многие сельскохозяйственные предприятия.

В условиях нестабильной экономики и влияния негативных последствий мирового кризиса ВРП в сопоставимых ценах в 2011 году практически соответствует уровню 2005 года. По показателю ВРП на душу населения отставание от среднего значения по Российской Федерации постоянно увеличивается. Если в 1998-1999 годах значения показателей были сопоставимы, то в 2010 году республиканский показатель составлял 76% от среднероссийского. По сравнению с 1991 годом объем промышленного производства сократился на 16%.

Отрицательная динамика развития базовых секторов экономики республики во многом обусловлена сокращением в два раза среднегодового объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах по сравнению с уровнем 1990 года.

В экономике Российской Федерации по производству ряда важнейших видов продукции на долю региона приходится существенная доля, в частности, по выращиванию форели (65-70%), по производству железорудных окатышей (26%), бумаги (21-23%), целлюлозы древесной и целлюлозы из прочих волокнистых материалов (15%), щепы технологической для производства целлюлозы и древесной массы (10-12%), проволоки из железа или нелегированной стали (9,5%), древесины необработанной (5%). При этом доля численности населения республики в общероссийской численности составляет порядка 0,5%.

В структуре оборота организаций по видам экономической деятельности по Российской Федерации наибольший удельный вес Республика Карелия имеет по таким видам деятельности, как добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (4,9%), целлюлозно-бумажное производство; издательская и поли-графическая деятельность (3,5%), рыболовство, рыбоводство (1,8%), обработка древесины и производство изделий из дерева (без мебели) (1,5%). По всем остальным видам деятельности доля республики не превышает 0,8% в общероссийском обороте.

Уровень производства продукции (услуг) на душу населения в Республике Карелия сопоставим с уровнем Российской Федерации по таким показателям, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды, ввод в действие жилых домов, объем оказанных платных услуг населению. Объем добычи полезных ископаемых, приходящийся на каждого жителя республики, существенно превышает среднероссийский уровень. В то же время в Карелии наблюдается отставание по объему производства продукции на душу населения от уровня России по таким показателям, как объем отгруженных товаров в обрабатывающих производствах, объем инвестиций в основной капитал, производство основных видов продукции животноводства.

В условиях меняющихся рыночных тенденций Республика Карелия как часть геоэкономического пространства оказалась перед системными вызовами, которые обусловлены процессами экономической глобализации и интеграции и во многом характерны для других российских регионов.

Главный вызов связан с недавно состоявшимся вступлением России во Всемир-ную торговую организацию (далее – ВТО), в связи с чем перед республикой ставится задача в довольно сжатый переходный период обеспечить конкурентоспособность базовых отраслей экономики Карелии и встраивание ее таким образом в мировую экономическую систему. В первую очередь это касается предприятий так называемых чувствительных отраслей, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости (в частности, машиностроения), а также организаций сельского хозяйства. В условиях усиления конкуренции с соседними регионами необходимы более активное использование инструментов приграничного сотрудничества и создание благоприятной среды для привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Приграничное положение республики в настоящее время не обеспечивает достаточный объем зарубежных инвестиций, которые на территории Северо-Западного федерального округа в основном направляются в Санкт-Петербург и Ленинградскую область.

Для того чтобы адекватно противостоять современным вызовам, требуется решение комплекса проблем системного и отраслевого характера.

Следствием нестабильного финансового состояния ряда предприятий и высокого уровня убыточных организаций является неустойчивость экономики республики. На протяжении последних лет около 50% организаций убыточны вне зависимости от роста или снижения абсолютного значения финансового результата деятельности организаций. Уровень убыточности организаций от общего числа организаций в Республике Карелия значительно выше уровня России и Северо-Запада.

Сдерживающим фактором экономического развития Республики Карелия являются ограниченные возможности бюджетного финансирования мероприятий по модернизации экономики, поскольку более 74% в общей сумме расходов консолидированного бюджета Республики Карелия приходится на социально значимые выплаты.

Финансовое состояние республики осложняется тем, что крупные предприятия, работающие на территории республики, являются структурными подразделениями корпораций, расположенных за пределами Карелии. При этом финансовые показатели структурных подразделений зависят от политики головных организаций.

К одной из основных проблем функционирования экономики республики следует отнести дефицитность энергетического баланса, высокую зависимость от привозных видов топлива и цен на них. Потребность в энергоресурсах, особенно электроэнергии, только на 45-50% покрывается за счет выработки электроэнергии на территории Карелии.

Проведение модернизации и структурной диверсификации экономики республики требует внедрения передовых инновационных технологий. Вместе с тем в регионе существуют проблемы инновационного и технологического развития, к которым относятся недостаток у предприятий собственных средств на инновации, неразвитость инновационной инфраструктуры, слабо развитое взаимодействие между наукой и бизнесом, недостаток инвестиционного и венчурного капитала, неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы.

Кроме общих системных проблем существуют проблемы в отдельных отраслях экономики республики (лесопромышленном, агропромышленном комплексах, отсутствие развитой дорожной и транспортной инфраструктуры).

Вследствие оттока человеческого капитала происходит снижение количества и качества трудовых ресурсов, что является существенным ограничением для реализации инновационного сценария развития республики.

Недостаток бюджетных средств и отсутствие квалифицированного кадрового обеспечения не позволяют обеспечить благоприятные условия для привлечения инвестиций на территорию Республики Карелия и создать новые рабочие места.

В реальном секторе экономики остается высокой экспортная направленность производства, что обуславливает зависимость экспортно ориентированных предприятий республики от мировой конъюнктуры. В связи с высокой концентрацией экспорта положительная или отрицательная динамика рынков по основным товарным позициям в значительной степени влияет на экономику республики в целом.

Внешнеторговое сальдо республики традиционно положительное, объем экспорта превышает импорт более чем в 4 раза. В международном разделении труда Республика Карелия представлена такими отраслями, как лесопромышленный и горнопромышленный комплексы, машиностроение и металлургия, рыбная отрасль. Диверсификация карельского экспорта является достаточно низкой. На долю 7 основных товарных позиций (лесоматериалы обработанные, необработанные, бумага газетная, крафт-бумага и картон, целлюлоза товарная, алюминий необработанный, железорудные окатыши) приходится порядка 90% всего экспортного объема.

Резкое ухудшение ценовой ситуации на международных рынках товаров, экспортируемых из республики, может поставить под угрозу достижение целей государственной программы и возможности бюджетного финансирования отдельных ее мероприятий. Данный риск является существенным и может повлиять на сроки достижения целевых индикаторов государственной программы, объем и сроки реализации отдельных подпрограмм и основных мероприятий.

Нерешенными остаются ряд серьезных проблем, сохранение которых может препятствовать достижению результативности деятельности Правительства Республики Карелия и бизнеса в плане инновационного развития экономики региона. В первую очередь это:

наличие излишних административных барьеров, прежде всего для развития малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного;

незаинтересованность кредитных организаций в финансировании рискового инновационного бизнеса;

фрагментарность инновационной системы, отсутствие должных взаимосвязей между ее элементами, надлежащей интеграции образования, науки и бизнеса;

низкий уровень доверия бизнеса в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;

недостаточный уровень предсказуемости направлений развития государственного регулирования и государственной политики, сохраняющиеся проблемы межведомственной и межуровневой координации при планировании и реализации стратегических документов развития, недостаток оперативной и достоверной официальной статистической информации для принятия управленческих решений и корректировки государственной политики;

недостаточное развитие механизмов государственно-частного партнерства, ограниченная эффективность государственных инвестиций;

недостаточный кадровый, в том числе управленческий, потенциал для развития инновационных секторов экономики и модернизации традиционных отраслей;

отсутствие для предприятий стимулов к повышению производительности труда.

Перечисленные факторы негативным образом отражаются на инвестиционной привлекательности Республики Карелия и степени ее конкурентоспособности как внутри Российской Федерации, так и на мировом уровне.

II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы. Основные цели и задачи государственной программы. Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы

В целях реализации системного стратегического подхода к государственному управлению распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, определившая основные приоритеты и направления развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Согласно указанной Концепции основными приоритетами государственной политики в сфере экономики и экономического развития являются:

1) обеспечение и поддержание конкурентных возможностей России; создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий; расширение глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях экономики;

2) превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики; переход к формированию новой технологической базы социально-экономического развития России, основанной на инновациях;

3) модернизация традиционных секторов экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), обеспечение структурной диверсификации;

4) создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества; совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

5) снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции; создание эффективной институциональной среды;

6) развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического роста; поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

7) сбалансированное пространственное развитие Российской Федерации.

Одним из приоритетов устойчивого развития, отраженным в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, является экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» целями государственной экономической политики определены повышение темпов и обеспечение устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов граждан Российской Федерации и достижение технологического лидерства российской экономики. Важным условием достижения данных целей является реализация Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р, предполагающей перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, и Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 11 января 2012 года № Пр-83.

Ключевым условием реализации инновационного сценария социально-экономического развития является повышение эффективности государственного управления с учетом приоритетов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Цели, задачи и целевые ориентиры социально-экономического развития Республики Карелия определены с учетом выше обозначенных стратегических документов Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года № 1755-IV ЗС, долгосрочной целью социально-экономического развития республики является повышение качества жизни населения на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития и активного участия республики в системе международных и межрегиональных обменов.

С учетом поэтапного достижения поставленной стратегической цели в Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 15 ноября 2012 года № 467-V ЗС, разработаны цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу для решения ключевых региональных проблем.

К настоящему времени в республике не сформированы условия для перехода экономики к инновационному социально ориентированному типу развития. В связи с этим в сфере экономической политики главной целью Правительства Республики Карелия на среднесрочную перспективу является обеспечение устойчивых темпов экономического роста на основе модернизации и повышения конкурентоспособности базовых секторов экономики в условиях усиления конкуренции со стороны внешних контрагентов.

Приоритетными направлениями экономической политики Республики Карелия на среднесрочный период являются:

улучшение инвестиционного климата, сокращение административных барьеров, препятствующих инвестиционному развитию региона, развитие системы поддержки и сопровождения инвестиционных проектов в республике; институциональное развитие инвестиционной инфраструктуры;

технологическая модернизация и диверсификация экономики, в том числе моногородов Республики Карелия, увеличение производительности труда;

создание условий для разработки и внедрения передовых технологий и инноваций, применение современных информационно-коммуникационных, энергоэффективных и энергосберегающих технологий;

развитие конкуренции, обеспечение свободы предпринимательской деятельности, поддержка субъектов малого и среднего бизнеса;

создание условий для укрепления и развития внешнеэкономических и межрегиональных связей.

Наибольший эффект в реализации приоритетных направлений экономического и социального развития достигается при условии инновационности проводимых преобразований. В свою очередь, масштабы и темпы инновационных преобразований напрямую зависят от степени вовлеченности и реального участия в инновациях как государства, так и частного бизнеса. Главным приоритетом планируемого к реализации в рамках настоящей государственной программы комплекса мероприятий является содействие созданию такой среды для бизнеса, в которой вложение инвестиций в инновации будет одним из важных способов получения стабильно растущих доходов. Решение такой задачи будет означать формирование основы для долгосрочной конкурентоспособности Республики Карелия.

Целью государственной программы является создание условий для обеспечения развития экономики Республики Карелия.

Достижение поставленной цели государственной программы будет осуществляться путем решения пяти задач в рамках соответствующих подпрограмм:

задача 1. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Карелия в целях осуществления ее технологической модернизации и диверсификации, повышения экономического потенциала республики и устранения инфраструктурных ограничений экономического роста. На решение указанной задачи направлена подпрограмма 1 «Формирование благоприятной инвестиционной среды»;

задача 2. Обеспечение условий интенсивного роста малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия для увеличения общего количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечения занятости и развития самозанятости населения, обеспечения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства, увеличения доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом региональном продукте;

задача 3. Создание благоприятных условий инновационной деятельности для динамичного развития и повышения конкурентоспособности Республики Карелия. На решение указанной задачи направлена подпрограмма 3 «Развитие инновационной деятельности»;

задача 4. Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия. На решение указанной задачи направлена подпрограмма 4 «Совершенствование государственного и муниципального управления»;

задача 5. Совершенствование деятельности по стратегическому планированию и прогнозированию социально-экономического развития Республики Карелия. На решение указанной задачи направлена подпрограмма 5 «Совершенствование системы государственного стратегического управления».

Показатели (индикаторы) государственной программы и динамика их количественных значений представлены в приложении 1.

Динамика экономического и инновационного развития Республики Карелия до 2020 года будет определяться многими факторами. Положительно скажутся принятые к реализации меры на федеральном и республиканском уровнях по созданию условий для формирования благоприятного инвестиционного климата, оказанию государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, техническому перевооружению и модернизации производства, совершенствованию системы государственного и муниципального управления. В то же время сохраняющиеся системные проблемы в сфере экономики и инноваций, а также последствия вступления России в ВТО можно рассматривать в качестве рисков и угроз обеспечения устойчивых темпов экономического роста, перехода экономики Республики Карелия на инновационный путь развития.

Основными тенденциями экономического и инновационного развития в прогнозируемом периоде будут:

рост притока отечественных и зарубежных инвестиций на территорию Республики Карелия, способствующих увеличению количества созданных и модернизированных рабочих мест;

увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия, рост доли производимых ими товаров, работ и услуг в валовом региональном продукте;

техническое обновление и модернизация производства с использованием современных достижений в технике и технологиях;

ускоренное развитие конкурентоспособного сектора исследований и разработок в Республике Карелия, рост числа инновационно активных предприятий, внедряющих передовые технологии и инновации в экономику и социальную сферу;

устранение избыточных административных барьеров для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В части основных экономических показателей государственной программы прогнозируются прирост инвестиций в основной капитал в 2020 году в размере 78,7% к уровню 2012 года и увеличение созданных и модернизированных рабочих мест до 3600 в 2020 году.

III. Прогноз конечных результатов государственной программы

Основными ожидаемыми результатами государственной программы являются:

в количественном выражении:

количество созданных новых и модернизированных рабочих мест за период реализации программы до 23,4 тысячи единиц;

прирост инвестиций в основной капитал по сравнению с предыдущим периодом – 78,7% к уровню 2012 года;

рост числа предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в 1,9 раза к уровню 2012 года;

доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых (включая микропредприятия) и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций – 40,4%;

уровень удовлетворенности заявителей качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых непосредственно исполнительными органами государственной власти Республики Карелия и органами местного самоуправления в Республике Карелия, – не менее 90%;

в качественном выражении:

улучшение условий ведения бизнеса в Республике Карелия, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков;

снижение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности;

расширение позиций карельских предприятий на рынках Российской Федерации и мировых рынках по экспорту товаров;

развитие высокотехнологичных производств, превращение их в значимый фактор экономического развития республики;

обеспечение высокого качества предоставления государственных и муниципальных услуг;

решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными управленческими кадрами.

IV. Сроки и контрольные этапы реализации государственной программы

Срок реализации государственной программы – 2014-2020 годы, выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.

V. Перечень и краткое описание подпрограмм

Для достижения заявленной цели и решения поставленных задач в рамках государственной программы предусмотрена реализация 5 подпрограмм:

Подпрограмма 1 «Формирование благоприятной инвестиционной среды»

Целью подпрограммы является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Карелия в целях осуществления ее технологической модернизации и диверсификации, повышения экономического потенциала республики и устранения инфраструктурных ограничений экономического роста.

Достижение цели будет обеспечено за счет выполнения следующих задач подпрограммы:

создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе за счет внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее – Стандарт), создания зон территориального развития и активизации использования механизмов государственно-частного партнерства, совершенствования и обеспечения функционирования системы поддержки и сопровождения инвестицион-ных проектов, улучшения информационного обеспечения инвестиционного процесса и развития инвестиционного имиджа республики;

сокращение административных барьеров, препятствующих инвестиционному процессу в республике.

Сроки реализации подпрограммы: 2014-2020 годы. Этапы не выделяются.

Объем финансирования подпрограммы за счет средств бюджета Республики Карелия составит 216 060,00 тыс. рублей. Прогнозная оценка объемов финансирования реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета – 392 700,00 тыс. рублей, средств бюджетов муниципальных образований – 1 793,00 тыс. рублей.

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы в количественном выражении являются:

количество созданных и модернизированных рабочих мест вырастет с 3 132 в 2012 году до 3 600 в 2020 году, всего в период реализации подпрограммы с 2014 по 2020 год планируется создать и модернизировать 23,4 тыс. рабочих мест;

прирост инвестиций в основной капитал в 2020 году составит 78,7% к уровню 2012 года;

доля муниципальных образований с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования в общем количестве муниципальных образований в 2020 году составит 100% (с достижением этого значения уже по итогам 2014 года).

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы в качественном выражении являются:

создание благоприятного инвестиционного климата на территории республики путем внедрения всех 15 положений Стандарта с обеспечением роста оценки предпринимательским сообществом эффективности реализации внедренных составляющих Стандарта в 2020 году до 9,5 балла (при максимальных 10);

ускорение социально-экономического развития в созданных зонах территориального развития республики на базе увеличения притока инвестиций и расширения экономического потенциала территории;

повышение уровня развития общественной инфраструктуры, в том числе за счет активизации и расширения вариативности использования механизмов государственно-частного партнерства;

снижение административных барьеров, препятствующих инвестиционному процессу в республике;

улучшение инвестиционного имиджа республики и повышение транспарентности инвестиционного процесса.

Подпрограмма 2 «Региональная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года»

Региональная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года» утверждена постановлением Правительства Республики Карелия от 21 февраля 2009 года № 29-П (далее – Программа).

Целью подпрограммы являются: обеспечение условий интенсивного роста малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия для увеличения общего количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечения занятости и развития самозанятости населения, обеспечения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства, увеличения доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом региональном продукте.

Паспорт Программы представлен в приложении 6 к государственной программе.

На 2015-2020 годы будет разработана подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период 2015-2020 годов» государственной программы.

Общий объем финансирования подпрограммы составляет 300 230,00 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: за счет средств бюджета Республики Карелия – 25 500,00 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета – 274 730,00 тыс. рублей.

Подпрограмма 3 «Развитие инновационной деятельности»

Целью подпрограммы является создание благоприятных условий инновационной деятельности для динамичного развития и повышения конкурентоспособности Республики Карелия.

Достижение цели будет обеспечено за счет выполнения следующих задач подпрограммы:

содействие ускоренному развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок в Республике Карелия;

формирование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности;

создание условий для разработки и внедрения передовых технологий и инноваций в экономику и социальную сферу.

Сроки реализации подпрограммы: 2014-2020 годы. Этапы не выделяются.

Общий объем финансирования подпрограммы составляет 321 300,00 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: за счет средств бюджета Республики Карелия – 189 300,00 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета (субсидии) – 132 000,0 тыс. рублей.

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы в 2020 году к уровню 2012 года являются:

рост числа предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в 1,9 раза;

увеличение затрат на технологические инновации предприятий в 2,5 раза;

увеличение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, на 3%.

Будет обеспечено проведение:

маркетинговых, научных и иных исследований в сфере инновационной составляющей экономики Республики Карелия;

научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых за счет средств бюджета Республики Карелия.

Планируется поддержка проектов Правительством Республики Карелия совместно с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Российскими гуманитарным научным фондом (РГНФ).

Количество сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших обучение, составит 180 человек, государственных и муниципальных служащих, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации в сфере инновационной деятельности, – 50 человек.

Будет подана заявка на создание промышленного (индустриального) парка на территории Республики Карелия.

6 субъектов малого предпринимательства получат гранты на создание малой инновационной компании, 12 действующих инновационных компаний – субсидию, 6 субъектов малого предпринимательства – субсидии на приобретение оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.

Планируется проведение 12 семинаров, круглых столов, конференций, форумов по вопросам деятельности в инновационной сфере.

Количество посещений интернет-ресурса «Инновационный портал Республики Карелия» должно возрасти до 2 800 посещений в год.

Количество участников ежегодного регионального конкурса «Лучший инновационный проект» среди субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, планируется увеличить до 30 компаний в 2020 году.

Двенадцати действующим инновационным компаниям будет оказана поддержка участия в салонах, выставках, конференциях, ярмарках, «Деловых миссиях инновационных компаний» и иных мероприятиях, связанных с продвижением на региональные и международные рынки продукции, товаров и услуг и предусматривающих экспонирование и показ (демонстрация в действии).

Подпрограмма 4 «Совершенствование государственного и муниципального управления»

Целью подпрограммы является повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия.

Достижение цели будет обеспечено за счет выполнения следующих задач подпрограммы:

повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг;

мониторинг и оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия;

совершенствование выполнения государственной функции по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

совершенствование выполнения государственной функции по осуществлению контроля в сфере розничной продажи алкогольной продукции.

Сроки реализации подпрограммы: 2014-2020 годы. Этапы не выделяются.

Общий объем финансирования подпрограммы составляет 51 564,00 тыс. рублей.

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы к 2020 году являются:

уровень удовлетворенности заявителей качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых непосредственно органами исполнительной власти Республики Карелия и органами местного самоуправления в Республике Карелия, – 90%;

количество докладов о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Карелия, размещенных в сети Интернет, – 19 единиц;

удельный вес закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенных с нарушениями, к общему количеству проверенных государственных и муниципальных закупок – 55%;

количество принятых деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции – 1 525 единиц;

обеспечение формирования в Автоматизированной информационной системе мониторинга качества и доступности предоставления государственных и муници-пальных услуг актуальных данных по качеству и доступности услуг – 1 раз в год;

периодичность размещения актуального перечня государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Республики Карелия, и актуального перечня услуг, предоставляемых учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти Республики Карелия, размещенных на Официальном интернет-портале Республики Карелия в разделе «Административная реформа», – 4 раза в год;

доля проектов административных регламентов предоставления государственных услуг, прошедших экспертизу, от общего числа проектов административных регламентов предоставления государственных услуг, представленных на экспертизу, – 100%;

количество проведенных мониторингов качества и доступности предоставления исполнительными органами государственной власти Республики Карелия и органами местного самоуправления в Республике Карелия государственных и муниципальных услуг – 1 мониторинг в год;

количество докладов глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, сформированных в рамках непрерывного функционирования информационной аналитической системы «Сводные показатели» на основе достоверных значений показателей – 18;

получение грантов муниципальными образованиями, достигшими наилучших значений показателей уровня эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

удельный вес исполненных предписаний по результатам проведенных проверок к общему количеству выданных предписаний – 100%;

ежегодное проведение 4 проверок органов местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции.

Подпрограмма 5 «Совершенствование системы государственного стратегического управления»

Целью подпрограммы является совершенствование деятельности по стратеги-ческому планированию и прогнозированию социально-экономического развития.

Достижение цели будет обеспечено за счет выполнения следующих задач подпрограммы:

совершенствование стратегического планирования и прогнозирования;

обеспечение органов законодательной и исполнительной власти Республики Карелия статистической информацией;

укрепление кадрового потенциала для организаций народного хозяйства;

развитие внешнеэкономических, межрегиональных связей и выставочно-ярмарочной деятельности.

Сроки реализации подпрограммы: 2014-2020 годы. Этапы не выделяются.

Общий объем финансирования подпрограммы составляет 43 406,50 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия – 38 296,50 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета – 5 110,00 тыс. рублей.

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы к 2020 году являются:

1. Наличие актуальных утвержденных документов стратегического планирования на долгосрочный и среднесрочный периоды, взаимоувязанных между собой, а также соответствующих государственным программам Российской Федерации и Республики Карелия, документам стратегического планирования Российской Федерации:

стратегии социально-экономического развития Республики Карелия на долгосрочный период;

концепции социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочный период;

программы социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочный период.

2. Отклонение ключевых фактических показателей развития экономики от прогнозируемых в предыдущем году не более 20%.

3. Стопроцентный уровень обеспеченности органов законодательной и исполнительной власти Республики Карелия статистическими изданиями (по разработкам в рамках Федеральной программы статистических работ).

4. Уровень обеспеченности статистической информацией в разрезе муниципальных образований с учетом поставленных перед органами исполнительной власти Республики Карелия задач – 100%.

5. Количество заказанных региональных статистических обследований и наблюдений – 13.

6. Численность специалистов, подготовленных ежегодно в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, – 30 человек.

7. Численность выпускников, ежегодно прошедших стажировки на зарубежных предприятиях – 3 человека.

8. Численность специалистов, ежегодно участвующих в мероприятиях, проводимых с участием выпускников, – 50 человек.

9. Общее число мероприятий, на которых представлялся экономический потенциал и инвестиционная привлекательность Республики Карелия, – 45.

10. Количество экспонентов (фирм-участников) от Республики Карелия – 610.

11. Количество заключенных соглашений и протоколов с регионами Российской Федерации и странами СНГ и их субъектами – 2.

VI. Перечень основных мероприятий государственной программы

Перечень основных мероприятий государственной программы представлен в приложении 2.

VII. Перечень бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности

Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности государственной программой не предусмотрены.

VIII. Основные меры правового регулирования в сфере реализации государственной программы

Реализация государственной программы предполагает разработку и утверждение комплекса мер государственного правового регулирования, перечень которых приведен в приложении 3 к государственной программе.

IX. Перечень и значения целевых индикаторов, показателей результатов и эффективности государственной программы

Целевые индикаторы и показатели результатов и эффективности государственной программы оцениваются в целом по государственной программе, по каждой из подпрограмм государственной программы и по отдельным мероприятиям.

Указанные показатели и индикаторы предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации государственной программы, включенных в нее подпрограмм и мероприятий.

Информация о составе и значениях целевых индикаторов, показателей результатов по годам реализации государственной программы приведена в приложении 1 к государственной программе. Методика оценки эффективности программы представлена в разделе XII государственной программы.

X. Финансовое обеспечение государственной программы за счет средств бюджета Республики Карелия

Объем финансового обеспечения реализации государственной программы за счет средств бюджета Республики Карелия составляет 520 720,50 тыс. рублей (в текущих ценах).

Прогнозная оценка бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета составляет 804 540,00 тыс. рублей, за счет средств муниципальных образова-ний в Республике Карелия – 1 793,00 тыс. рублей.

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств бюджета Республики Карелия приведено в приложении 4 к государственной программе.

Финансовое обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов бюджета Республики Карелия (с учетом средств федерального бюджета), бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов муниципальных образований и юридических лиц на реализацию государственной программы приведены в приложении 5 к государственной программе.

XI. Меры государственного регулирования и управления рисками государственной программы

Основными мерами государственного регулирования, нацеленными на выполнение мероприятий государственной программы, являются административное, бюджетно-налоговое регулирование, которые предусматривают формирование и развитие нормативной правовой базы Республики Карелия. Перечень мер приведен в приложении 3 к государственной программе.

Группы рисков и негативных факторов, влиянию которых подвержена реализация государственной программы, изложены в разделе I государственной программы.

Риски, предполагающие негативное влияние внешних факторов, таких как международная ситуация, неопределенность мер федеральной политики, являются слабо управляемыми. Вместе с тем реализация ряда мероприятий, запланированных в рамках государственной программы, позволит их минимизировать.

В настоящее время уровень рисков возникновения международных и локальных военных конфликтов, крупных стихийных бедствий, которые могут негативно сказаться на результатах деятельности карельских предприятий и на достижении целевых показателей экономического развития Республики Карелия, является умеренным. Минимизация влияния данных рисков возможна за счет диверсификации рынков сбыта основных экспортных товаров, что предусматривается в рамках реализации подпрограммы «Совершенствование системы государственного стратегического управления» (задачи по развитию внешнеэкономических, межрегиональных связей и выставочно-ярмарочной деятельности).

Риск роста конкуренции на рынках высокотехнологичной продукции, препятствующий внедрению инноваций в карельскую экономику, может быть снижен на основе реализации мероприятий государственной программы, направленных на формирование благоприятной инвестиционной среды и совершенствование государственного и муниципального управления.

Важным фактором снижения данного риска является отбор приоритетных, наиболее перспективных направлений инноваций для государственной поддержки и стимулирования их внедрения, выявление рыночных ниш, в которых карельская высокотехнологичная продукция может успешно конкурировать с наиболее развитыми аналогами, производимыми в Российской Федерации и зарубежных странах.

Минимизация влияния риска снижения точности прогнозов социально-экономического развития Республики Карелия, вследствие чего могут наблюдаться снижение эффективности системы стратегического управления, недостижение значений целевых индикаторов государственной программы, возможна на основе:

обеспечения приоритетной реализации направлений государственной программы, связанных со стимулированием диверсификации экономики, модернизации традиционных и развития новых секторов;

совершенствования механизмов осуществления государственных инвестиций, обеспечения приоритетной поддержки инфраструктуры развития высокотехноло-гичных секторов экономики в рамках государственных инвестиций;

совершенствования методов прогнозирования социально-экономического развития, повышения надежности и оперативности предоставления статистических данных для формирования краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития;

внедрения механизмов мониторинга и корректировок планов реализации государственных программ Российской Федерации с учетом параметров краткосрочного прогноза социально-экономического развития с целью принятия мер, упреждающих возникновение кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

Наиболее целесообразным способом минимизации рисков реализации государственной программы является создание системы контроля, а также интенсивное взаимодействие с участниками мероприятий.

В целях управления указанными рисками ответственный исполнитель совместно с соисполнителями планирует:

- проводить анализ нормативных правовых актов Республики Карелия в сфере реализации государственной программы;

- проводить консультативную работу (организует семинары, в рабочем порядке оказывает консультации по телефону и путем направления информации по электронной почте) в рамках выполнения основных мероприятий государственной программы;

- проводить мониторинг выполнения нормативных правовых актов Республики Карелия в сфере реализации государственной программы;

- осуществлять контроль за выполнением органами исполнительной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия своих полномочий в сфере реализации государственной программы.

В частности, планируется усилить контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг, оказывать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов методическую помощь по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в Республике Карелия.

В целях управления риском снижения качества подготовки специалистов планируется проводить мероприятия по совершенствованию методического обеспечения обучения, предоставлению вузам современных образовательных технологий, а также по контролю качества подготовки и обновлению состава образовательных учреждений, участвующих в реализации подпрограммы. С целью управлением риском снижения качества бизнес-проектов, разрабатываемых специалистами при прохождении подготовки, будут проводиться мероприятия по совершенствованию методического обеспечения обучения, предоставлению образовательным учреждениям современных образовательных технологий.

В целом управление рисками реализации государственной программы будет осуществляться в рамках проведения мониторинга выполнения мероприятий и достижения планируемых значений показателей результатов государственной программы.

XII. Методика оценки эффективности государственной программы

Эффективность реализации государственной программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.

Стоимостные показатели рассчитываются, как правило, в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчета динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом.

Показатели подпрограмм предполагают оценку интегрированного эффекта от реализации основных мероприятий или указывают на результативность наиболее существенных мероприятий.

Министерство экономического развития Республики Карелия совместно с соисполнителем государственной программы составляет ежеквартальные отчеты об исполнении плана реализации государственной программы, а также годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы (далее – Отчет). В Отчете дается оценка хода реализации государственной программы в целом и по подпрограммам за прошедший год, а по наиболее значимым показателям (индикаторам) – нарастающим итогом. По каждой подпрограмме анализируется выполнение намеченных задач, достижение предусмотренных в ней показателей (индикаторов), эффективность использования бюджетных средств.

Отчет представляется в установленном порядке в Правительство Республики Карелия и после его утверждения размещается на сайте Министерства экономического развития Республики Карелия.

Оценка эффективности реализации государственной программы проводится на основе оценки:

степени достижения цели и решения задач государственной программы путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов государственной программы и их плановых значений, предусмотренных приложением 1 к государственной программе.

Степень достижения цели (решения задач) государственной программы (Сд) определяется по формуле:

Сд = Зф / Зп х 100%, где:

Зф – фактическое значение индикатора (показателя) государственной программы;

Зп – плановое значение индикатора (показателя) государственной программы (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений);

степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета Республики Карелия и иных источников ресурсного обеспечения государственной программы путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования подпрограмм и основных мероприятий государственной программы, представленных в приложениях 4 и 5 к государственной программе, по каждому источнику ресурсного обеспечения (федеральный бюджет, бюджет Республики Карелия, бюджеты муниципальных образований).

Уровень финансирования реализации основных мероприятий государственной программы (Уф) определяется по формуле:

Уф = Фф / Фп х 100%, где:

Фф – фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий государственной программы за отчетный период;

Фп – плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период;

степени реализации основных мероприятий государственной программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации основных мероприятий по годам на основе ежегодных планов реализации государственной программы.

До начала очередного года реализации государственной программы ответственный исполнитель по каждому показателю (индикатору) государственной программы (подпрограммы) определяет интервалы значений показателя, при которых реализация государственной программы характеризуется:

высоким уровнем эффективности;

удовлетворительным уровнем эффективности;

неудовлетворительным уровнем эффективности.

Нижняя граница интервала значений показателя для целей отнесения государственной программы к высокому уровню эффективности не может быть ниже, чем 95 процентов планового значения показателя на соответствующий год. Нижняя граница интервала значений показателя для целей отнесения государственной программы к удовлетворительному уровню эффективности не может быть ниже 75 процентов планового значения показателя на соответствующий год.

Оценка эффективности реализации государственной программы проводится ответственным исполнителем ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным годом.

Государственная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если:

значения 95 процентов и более показателей государственной программы и ее подпрограмм входят в установленный интервал значений для отнесения государственной программы к высокому уровню эффективности;

не менее 95 процентов мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме.

Государственная программа считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности, если:

значения 80 процентов и более показателей государственной программы и ее подпрограмм входят в установленный интервал значений для отнесения государственной программы к высокому уровню эффективности;

не менее 80 процентов мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме.

Если достигнутые показатели государственной программы не отвечают приведенным выше критериям, уровень эффективности ее реализации признается неудовлетворительным.

Подпрограммы государственной программы:

  1. Формирование благоприятной инвестиционной среды.

  2. Региональная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года».

  3. Развитие инновационной деятельности.

  4. Совершенствование государственного и муниципального управления.

  5. Совершенствование системы государственного стратегического управления

Техническая поддержка портала
Создано 23 мая 2014. Отредактировано 23 мая 2014.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2016
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.