Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
  Русская версияEnglish versionSuomalainen versio
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
В эти дни 90 лет назад в Петрозаводск из Санкт-Петербурга прибыл первый товарно-пассажирский поезд

Фото станции Петрозаводск 1916г
Фото: С. М. Прокудин-Горский

Фото станции Петрозаводск 1916г
Фото:  С. М. Прокудин-Горский

В эти дни 90 лет назад в Петрозаводск из Санкт-Петербурга прибыл первый товарно-пассажирский поезд, что ознаменовало собой завершение работ по строительству Олонецкой железной дороги, протяженностью 263 версты от станции Званка (ныне Волховстрой I) до станции Петрозаводск.

До начала 1916 года Петрозаводск, как административный центр Карелии, оставалась едва ли не последним в стране губернским городом не соединенным с железнодорожной сетью. Более половины поселений соединялись пешеходными тропами и зимниками, а с закрытием навигации край на долгие месяцы оставался отрезанным от основной части России. Правительство России осознавало, что в стратегическом отношении нельзя оставлять обширную территорию на подступах к северной столице без надежных транспортных связей. Предложение от группы частных предпринимателей о постройке дороги и создании для этого акционерного общества в Министерство путей сообщения поступило в 1910 г. В апреле 1912 г. для постройки дороги было организовано акционерное общество с участие французского капитала: основные акционерами стали - Азовско-Донской коммерческий банк и группа французских банков. Устав общества был утвержден лично Николаем II. Общая стоимость постройки Олонецкой железной дороги оценивалась в 13 млн. рублей.

Строительство Олонецкой железной дороги началось в 1914 г. Возглавили его инженеры путей сообщения В. Скрябин, В. Нагроцкий и Г. Гониг. Усилиями акционерного общества основные объемы работ были выполнены в запланированные сроки, а начавшаяся война подстегнула усилия государства. 1 января 1915 г. Высочайшим Указом было утверждено положение о сооружении за казенный счет железной дороги Петрозаводск - Сороцкая бухта. На строительство линии от Петрозаводска на север и второй колеи Званка - Петрозаводск выделялось более 20,5 млн. рублей. Тем самым было положено начало строительству Мурманской (ныне Октябрьской) железной дороги.

Примечательно, что в 1915 г. встал вопрос о месте сооружения вокзала ст. Петрозаводск. Акционерное общество настаивало на строительстве в районе Голиковки, т. к. не имело средств на сооружение мостов через Лососинку и Неглинку. Городская Дума на экстренном заседании вынесла решение о возбуждении ходатайства перед Министерством путей сообщения о выделении средств из казны на строительство вокзала и мостов. Ходатайство было удовлетворено, и акционерное общество к началу 1916 г. полностью выполнило все работы по сооружению и обустройству пути.

Строительство Олонецкой железной дороги закончилось по тем временам в рекордно-короткие сроки, в июле 1916-го. 13 января 1916 г. в 11 ч. 30 м. вечера в Петрозаводск по железной дороге прибыл министр путей сообщения А. Ф. Трепов. Его приветствовали члены Городской Думы и городской голова Г. Е. Пименов. 22 января на ст. Петрозаводск прибыл со ст. Званка первый товарно-пассажирский поезд, на следующий день отправившийся в обратный путь. Итогом строительства дороги стала однопутная магистраль протяженностью 263 версты, способная пропускать девять пар поездов в сутки. Работа по увеличению пропускной способности дороги продолжалась полным ходом. К сентябрю магистраль вступила в нормальную эксплуатацию, соответствовавшую уровню строительства того времени, хотя еще не обеспечивала проектной мощности пропуска 21 пары поездов в сутки.

Построенная акционерным обществом Олонецкая железная дорога была продана в государственную казну в 1917 г. за 40 млн. рублей и объединена с построенной к концу 1916 года железнодорожной линией Петрозаводск - Кемь - Мурманск. Объединенная дорога стала носить имя Мурманская железная дорога.

Техническая поддержка портала
Создано 31 января 2006. Отредактировано 31 января 2006.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2016
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.