Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Карельская общественная организация "Общество вепсской культуры"

Карельская общественная организация "Общество вепсской культуры" в следующем году отмечает свое 15-летие. Наша организация смогла воспользоваться периодом демократизации, предоставившим, без всякого сомнения, последний шанс вепсскому народу продлить свое существование. По инициативе Общества, и с его помощью, была уточнена официальная статистика по вепсам, возрождена письменность, организовано преподавание вепсского языка в школах и вузах, издается учебная и художественная литература на вепсском языке, создана ежемесячная газета "Кодима" на вепсском и русском языке. С участием Общества формировалось законодательство Республики Карелия по защите прав коренных народов и национальных меньшинств. Тесное сотрудничество между общественными организациями вепсов, карелов и финнов-ингерманландцев в нашей республике, их активный диалог с властными структурами привели к созданию в Карелии таких культурных институтов, как Республиканский центр национальных культур, издательство "Периодика" по изданию прессы и литературы на национальных языках, организации радио- и телевещания на карельском и вепсском языках, созданию Финно-угорской школы в г.Петрозаводске, которые стали гордостью Карелии. И даже Государственный комитет Республики Карелия по делам национальной политики был создан в свое время по обращению национально-культурных организаций республики.

Благодаря настойчивости Общества в 2000 году вепсы Карелии и Ленинградской области были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов России. Мы очень сожалеем, что вепсы Вологодской области пока формально не имеют этого статуса. Это упущение местных властей демонстрирует несовершенство федерального законодательства, при котором возможна такая ситуация, когда статус коренного малочисленного народа получает только его часть. Общество активно сотрудничает с различными общественными организациями, международными фондами и учреждениями. Финно-угорский филиал Института перевода Библии, несмотря на малочисленность вепсов, проводит активную работу совместно с переводчиками из вепсского народа по изданию на родном языке библейских текстов. Уже изданы Детская Библия, четыре евангелия, Деяния апостолов, и продолжается дальнейшая работа в этом направлении. Он был на протяжении нескольких лет спонсором ознакомительных поездок в Финляндию победителей Конкурсов знатоков вепсского языка среди школьников. Фонд "Юминкеко" из финского города Кухмо провел уже дважды - в 1992 и 2002 годах - "Год вепсской культуры в Финляндии". На средства Евросоюза по программе "Interreg III A Karelia" фондом было только в 2002-2003 г.г. издано четыре книги на вепсском языке и проведен ряд мероприятий.

Общество - активный участник Всемирного конгресса финно-угорских народов. При содействии Общества семь представителей вепсской молодежи обучаются в Венгрии и Эстонии, из них двое из Ленинградской области. В 1997 году вепсы Карелии наряду с саами и ненцами Ненецкого округа получили статус коренного народа Баренцева региона. Баренцев Секретариат в последние годы выделил средства на 9 проектов Общества, подготовленных и реализованных совместно с Госкомнацем Республики Карелии, Министерством образования и Республиканским центром национальных культур. Именно помощь Баренцева Секретариата позволила все мероприятия по данным проектам сделать общими для вепсов всех регионов. Мы искренне благодарим руководство Подпорожского района Ленинградской области, которое всегда откликается на наши предложения и направляет на проводимые нами мероприятия вепсов их района. И очень сожалеем, что подобного отклика нет от руководства Бабаевского и Вытегорского районов Вологодской области. Сложности возникают с направлением учителей на курсы вепсского языка, учащихся на различные конкурсы и олимпиады по знанию вепсского языка, хотя все расходы по их участию Общество берет на себя. И сегодня мы не видим представителя от Бабаевского района.

Для Общества вепсской культуры очень важна консолидация усилий по возрождению вепсского языка и культуры. Для такого небольшого народа как вепсы вклад в общее дело каждого человека очень ценен. Мы надеемся, что наша инициатива будет поддерживаться органами власти Ленинградской и Вологодской областей, как на региональном, так и на районном уровне. Давно очевидна необходимость подписания в рамках действующих договоров о сотрудничестве между Карелией, Ленинградской и Вологодской областями специального соглашения о совместной работе по реализации действующего законодательства по правам коренных малочисленных народов. Мы с большим желанием примем приглашение об участии в рабочей группе по подготовке такого соглашения. Мы также просим, чтобы было поддержано обращение от имени Оргкомитета о создании при Полномочном представителе Президента Российской Федерации Северо-Западного федерального округа Консультативного Совета по проблемам национального развития народов и этнических меньшинств. Излишне напоминать, что в соответствии с российским законодательством это прямая обязанность государства. К сожалению, и сегодня на официальном сайте Правительства Ленинградской области можно прочитать, что "…их язык (имеется в виду вепсский), практически остается бесписьменным. Попытки создания письменности на основе кириллицы и латиницы, имевшие место в 30-е гг. и в 80-е гг. XX века не получили развития".

В прошлом году в Карелии среди вепсов было проведено исследование с целью определить отношение вепсов к перспективам своего этнического развития. Так оказалось, что 53% из опрошенных вепсов обеспокоены будущим своего народа. - сохранением своего языка и культуры и самими являются участниками процесса возрождения; еще 27% также проявляют озабоченность будущим своего народа, хотя и являются просто наблюдателями, 10% не интересуются данными проблемами, а 9% вообще не верят, что вепсский язык можно сохранить. В начале 80 -годов, т.е. 20 лет назад - ситуация была совершенно иная: тогда только 19% сами желали активно работать на возрождение своего народа, а среди остальных примерно было поровну тех, кто был не против возрождения вепсского языка, при условии, если власть начнет это делать и тех, кто считал, что ситуацию с вепсским языком уже не исправишь. Как видим, доля пессимистов сократилась в два раза, а доля оптимистов с желанием работать на возрождение языка возросла почти в 2,5 раза. Изменения в самосознании вепсов очевидны. Но проблем много. Общество намерено воспользоваться федеральным законом о Национально-культурной автономии, как особом виде общественных организаций, и создать Федеральную национально-культурную автономию вепсов, что обеспечит представителям вепсского народа участие в Консультативном Совете национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации и гарантируют помощь государства на разных уровнях в реализации задач, стоящих перед национально-культурными организациями.

Хотелось бы обратить внимание на общие проблемы в связи с реализацией федерального законодательства о коренных малочисленных народах. После утверждения в марте 2000 года Единого перечня коренных малочисленных народов в Государственной Думе РФ 13 июня 2000 года состоялись парламентские слушания "О реализации Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".

По итогам слушаний на трех страницах текста принятых рекомендаций перечислялись поручения всем органам власти, реализация которых могла сделать данный закон действующим. Было отмечено, что закон носит рамочный характер. Поэтому, в "целях его реализации в субъектах Российской Федерации законодательным (представительным) органам власти необходимо ускорить принятие соответствующих законов и иных нормативных актов о защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов с учетом исторических, национальных, культурных и иных традиций этих народов". Многие субъекты, руководство которых было заинтересовано в его реализации, приняли на региональном уровне необходимые законы, сейчас уже имеется определенный положительный опыт и им можно воспользоваться. Все - таки, несмотря на все недостатки действующего закона, определяющей для его реализации является добрая воля региональных властей.

Значительно сложнее ситуация на федеральном уровне, где остались нерешенными очень неотложные меры, о которых говорилось на слушаниях. В связи с отменой записи национальности в паспортах, возникает вопрос - как реализовать те нормы закона, которые адресованы непосредственно лицам, принадлежащим к коренным малочисленным народам. Например, они имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и на прохождение ежегодной диспансеризации, а с января 2004 года - на замену воинской службы альтернативной гражданской службой. Каким образом будет оформляться их принадлежность к коренным народам ?. Без сомнения, эта проблема требует срочного решения властями.

В соответствие с рекомендациями слушаний, чтобы снять противоречия между законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" и существующими базовыми федеральными законами, требовалось внести поправки в 18 законов. Здесь мало что удалось сделать, хотя попытки и были. Предлагалось также принять два специальных закона: "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" и "О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока". Они были приняты , но они оба страдают той же болезнью, что и обсуждаемый закон - отсутствием механизмов реализации. И возможность воспользоваться эти законами коренным малочисленным народам также оказалась в зависимости от отношения к этой проблеме региональных властей. Однако ситуация может измениться из-за судебных решений. Так, например, отказ властей Камчатской области в образовании территории традиционного природопользования "Тханом" был обжалован представителями коренных народов в Европейском суде и их жалоба в августе этого года была принята к рассмотрению. Очевидно, это привлекло внимание Комитета по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации, который 24 сентября на Правительственном часе в Совете Федерации рассмотрел вопрос о мерах по образованию в Российской Федерации территорий традиционного природопользования для малочисленных народов Севера. Был заслушан отчет Правительства по данному вопросу и в принятом Постановлении осуждалось бездействие Правительства в области реализации данного закона. Также были подготовлены рекомендации Правительству по разработке положения о порядке образования и использования территорий традиционного природопользования, которое предусмотрено действующим законом и должно было быть подготовлено два года назад. Итоги рассмотрения этого дела в Европейском суде, безусловно, очень важны и могут способствовать в целом реализации законодательства о коренных малочисленных народах на всех уровнях. Пока особой заинтересованности органов власти в исполнении уже существующего законодательства нет и поэтому механизм их реализации на федеральном практически не разрабатываются. Это может способствовать усилению напряженности в обществе, в которой никто не заинтересован. Мы надеемся, что общими усилиями мы сможем начать реализацию этих законов во благо народов, в том числе и вепсов, которым государство обязано помогать по Конституции.

Следует особо остановиться на важности организации статистического учета по малочисленным коренным народам. Мы все знаем, как важна достоверная информация и с нетерпением ожидаем результатов переписи. Но, начиная с 1994 года, не ведется текущая статистика по малочисленным народам, хотя ранее это делалось. В рекомендация парламентских слушаний было также предложено восстановить государственную статистику по коренным малочисленным народам. Я предлагаю это решение повторить и в наших рекомендациях. Сейчас, это особенно важно в связи с тем, что практически все международные организации ориентированы по инициативе Постоянного Форума ООН о необходимости сбора данных о коренных народах, с целью формировать свою политику по отношению к коренным народам на основе более полной и достоверной информации. От этой информации будет зависеть и оказание помощи со стороны данных организаций коренным народам. Постоянный Форум ООН по вопросам коренных народов принял решение о проведении уже в январе 2004 года специального семинара, где основной доклад будет подготовлен на основании советского опыта сбора статистики о малочисленных народов Севера. Он уже подготовлен и было бы крайне желательно рассмотреть его до начала семинара либо у В.Ю.Зорина либо в комитете Государственной Думы по делам Севера. Можно сожалеть, что в процессе переписи 2002 года не были использованы все возможности для организации специальных процедур, позволяющих собрать о коренных малочисленных народах более точную информацию, и в том числе и данных о родном языке.

Строгальщикова З.И.
председатель Общества вепсской культуры,
член Постоянного Форума ООН
по вопросам коренных народов мира

Техническая поддержка портала
Создано 25 ноября 2003. Отредактировано 25 ноября 2003.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2016
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.