Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Анализ состояния приграничного сотрудничества (сильные, слабые стороны, возможности и угрозы)

Введение

Приграничное
сотрудничество 1989-2000гг.


  Предпосылки

  Участие в Рабочей группе

  Взаимодействие с
  программами ЕС


  Еврорегион "Карелия"

Анализ состояния, цели
и задачи приграничного
сотрудничества


  Анализ

    Сильные стороны

    Возможности

    Слабые стороны

    Угрозы

  Цели и задачи
  приграничного
  сотрудничества


Направления деятельности

  Отправные точки

    Традиции общей культуры

    Общая природа

    Общая граница

  Направления деятельности

    Экономическое
    сотрудничество


    Культура
    "прозрачных границ"


    Сотрудничество
    сопредельных территорий


Финансирование

Приложения:

  Перечень проектных
  инициатив


  Справочный материал

  Список сокращений,
  используемых в тексте

1. Анализ состояния приграничного сотрудничества

Возможности

  1. Развитие сотрудничества с Финляндией в рамках "Северного измерения".
  2. Дальнейшее развитие приграничной инфраструктуры.
  3. Развитие перерабатывающих отраслей и энергетики с использованием местных ресурсов.
  4. Развитие различных направлений туризма.
  5. Международное сотрудничество научных, научно-исследовательских и образовательных учреждений в целях привлечения передовых технологий для нужд экономики Республики Карелия.
  6. Углубление побратимских связей между городами и районами Республики Карелия и городами и коммунами Финляндии.

Развитие сотрудничества с Финляндией в рамках "Северного измерения"

На проведенном в июне 2000 года саммите ЕС в г.Фейре (Португалия) был утвержден план действий Евросоюза в реализации стратегии "Северного измерения" на 2000-2003 гг. В соответствии с ним определены основные линии взаимодействия между странами ЕС и странами-партнерами, главным образом Россией. На основании данного плана действий Финляндия подготовила Правительственную стратегию сопредельного сотрудничества в рамках "Северного измерения", в которой основными направлениями сотрудничества выделены следующие:

  • энергетика;
  • природные ресурсы и экология;
  • транспорт;
  • телекоммуникации;
  • ядерная безопасность;
  • общественное здравоохранение и социальная защита, в особенности борьба с инфекционными заболеваниями;
  • торговля и поощрение инвестиций;
  • развитие науки и человеческих ресурсов;
  • борьба с преступностью;
  • региональное и приграничное сотрудничество.

Данные приоритеты сотрудничества с Финляндией в рамках "Северного измерения" в целом соответствуют позиции Российской Федерации.

Следует, однако, иметь в виду, что специфика нашего региона требует особого подхода к его сотрудничеству с Финляндией с учетом накопленного опыта трансграничного сотрудничества, появления наиболее продвинутой формы взаимодействия - Еврорегиона, имеющейся инфраструктуры, включая использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности. Кроме того, одной из основных составляющих сотрудничества должно быть взаимоувязанное и последовательное развитие экономики, социального сектора и охрана окружающей среды. Должны получить развитие технологическая и промышленная кооперация, научно-техническое сотрудничество, отрасли транспорта и туризма. Необходимо также использовать имеющиеся и формирующиеся системы региональных стимулов и гарантий инвестиций в целях развития экономического сотрудничества.

Дальнейшее развитие приграничной инфраструктуры

Возможности дальнейшего развития приграничного сотрудничества во многом зависят от наличия большего числа надлежащим образом обустроенных пунктов пропуска, обслуживающих не только потребности предприятий лесозаготовительного и деревообрабатывающего комплекса, но и интересы городов, районов, жителей республики, связанные с реализацией проектов социальной, культурной, гуманитарной направленности.

Этим целям призваны служить следующие направления деятельности Правительства Республики Карелия:

  • устройство и открытие международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) "Суоперя" (Лоухский район);
  • установление в статусе МАПП и надлежащее обустройство пунктов пропуска "Сювяоро" (Лахденпохский район) и "Лонка" (Калевальский национальный район), обустройство ПУПа "Инари" (Муезерский район) в рамках имеющегося статуса;
  • привлечение и использование фондов ЕС и средств приграничных региональных союзов Восточной Финляндии для обустройства и оснащения МАПП и пунктов упрощенного пропуска, что, в целом, отвечает интересам и финляндской стороны;
  • открытие регулярного международного пассажирского и грузового железнодорожного и воздушного сообщения.

Развитие перерабатывающих отраслей и энергетики с использованием местных ресурсов

Республика Карелия располагает значительными лесными ресурсами, расположенными вплотную к границе и имеющими экспортную ценность. Под действием внешних и внутренних факторов в республике не сокращаются объемы заготовки и вывозки необработанной древесины на экспорт, что снижает общую эффективность экспорта лесопродукции.

Вместе с тем, возможности развития перерабатывающих отраслей имеются. Среди них: более полная загрузка имеющихся мощностей, технологическое перевооружение имеющихся предприятий и создание новых мощностей.

Приграничное расположение, создание региональных условий для повышения инвестиционной привлекательности Республики Карелия предопределяют возможности для привлечения как российских, так и иностранных инвестиций в сферу деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Уже в скором времени одним из таких "пилотных" проектов может стать строительство лесопильного производства по выпуску высококачественных пиломатериалов на основе заключенного в 1999г. Правительством Республики Карелия и финско-шведским концерном "Стора-Энсо" соглашения.

Республика Карелия, имея большие заболоченные площади, обладает огромными запасами торфа, а также недоиспользуемыми запасами отходов лесопиления и лесопереработки в виде коры, щепы, опилок, что при привлечении передовых финских технологий в республику может явиться дополнительным источником тепловой и электрической энергии.

Развитие различных направлений туризма

Туристический потенциал Республики Карелия высок. В последние годы роль Республики Карелия как туристического региона значительно возросла в связи с потерей Российской Федерацией многих курортных областей Прибалтики и Причерноморья.

Ресурсы региона в области природного и экотуризма значительны. В России и Европе все большую популярность приобретают путешествия в заповедных местах в условиях дикой природы, а, как известно, Карелия славится большим количеством чистых рек и озер и сохранившимися реликтовыми лесными массивами. Важным моментом здесь является относительно невысокий уровень требований к сервису у данной категории туристов.

Памятники погибшим в годы Второй мировой войны и иностранной интервенции 20-х годов, военные музеи, а также места бывших поселений финнов на карельской территории являются объектами посещения специфической и многочисленной группы туристов.

Русский Север - памятник мировой культуры, представленный культурами различных народов (саамов, карелов, финнов, коми и др.), историческими городами-памятниками, возникшими на традиционных путях миграции этих народов (Кемь, Олонец). Центры православной культуры Севера представлены Валаамским, Соловецким монастырями, памятниками деревянного зодчества (музей-заповедник Кижи, Успенская церковь в Кондопоге). При этом значительная часть памятников природы, истории и культуры находится на охраняемых природных территориях, что способствует комплексному сохранению и использованию природного и культурного наследия. Все это является богатейшей базой для развития культурного туризма в республике.

Хорошую возможность для развития водных видов туризма представляет широко развитая гидросеть региона, в которую входят многочисленные реки, озера, Белое море и Беломорско-Балтийский канал. По внутренним водным путям Карелии могут пролегать сквозные туристические маршруты, охватывающие как Республику Карелия, и в целом Северо-Запад России, так и страны Скандинавии и Европы.

Международное сотрудничество научных, научно-исследовательских и образовательных учреждений в целях привлечения передовых технологий для нужд экономики Республики Карелия

Сотрудничество учебных заведений, научных и научно-исследовательских центров Республики Карелия и Финляндии в последние годы заметно активизировалось, что в значительной степени произошло благодаря их участию в различных международных программах. В основном эти совместные проекты носили образовательный характер или заключались в обмене опытом в сфере образования и науки.

На территории приграничных районов Финляндии расположены два крупных ВУЗа- университет г.Оулу, крупнейший в Северной Финляндии, и университет г.Йоэнсуу. Одной из отличительных особенностей финских ВУЗов и других образовательных учреждений является их тесное сотрудничество с предприятиями. Университет г.Оулу специализируется на информационных технологиях и является одним из крупнейших научных центров Финляндии, разработки которого используются в передовых производствах. Кроме того, совместно с Центром развития г.Каяни ведется серьезная научная работа по "изучению восточного соседа", результатами которой пользуются многие финские предприятия. Университет г.Йоэнсуу специализируется в изучении леса и окружающей среды, приграничных и отдаленных районов Европы, а также на разработке высоких технологий. Все это позволяет максимально приблизить теорию к практике, готовить высококвалифицированных специалистов.

В то же время карельские высшие учебные заведения и научные центры (в первую очередь, Петрозаводский государственный университет и Карельский научный центр Российской академии наук) являются ведущими учебными и научными учреждениями на Северо-Западе России в таких научных сферах, как экология, ихтиология, экономика, лесное хозяйство и геология. Научные разработки карельских ученых, проводимые, в том числе, вместе с финскими исследователями, широко применяются в различных отраслях экономики республики, например, внедрение передовых технологий по выращиванию овощей в условиях севера в сельское хозяйство Республики Карелия, разработка современной гео-информационной системы (ГИС-технологий) для создания различных компьютерных карт Республики Карелия (геологических, экологических, экономических), проведение исследований с целях развития природоохранных территорий республики.

Изучение подобного опыта и развитие международного сотрудничества в данном направлении является весьма перспективным по оценке как карельских, так и финских специалистов.

Углубление побратимских связей между городами и районами Республики Карелия и городами и коммунами Финляндии

В соответствии с законодательством Российской Федерации, Европейской Хартией о местном самоуправлении (1985г.) Республика Карелия намерена и впредь развивать международные связи городов и районов. Одним из главных направлений является углубление сотрудничества по всему спектру отношений между городами и районами Карелии и городами и коммунами Финляндии. Представляется также важным акцентировать усилия на торгово-экономического взаимодействии, которое не вышло пока на соответствующий уровень развития.

Для активизации отношений по линии местного самоуправления необходимо использовать возможности Ассоциации местного самоуправления Республики Карелия и карельско-финляндской Совещательной комиссии, целью которой является выдвижение идей, проектных инициатив, обмен информацией об актуальных вопросах сотрудничества на муниципальном уровне.

Дальнейшее углубление сотрудничества городов и районов Республики Карелия с зарубежными партнерами является одной из важных предпосылок развития приграничного сотрудничества в целом.

Техническая поддержка портала
Создано 1 ноября 2000. Отредактировано 4 ноября 2000.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.