Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
III. Направления деятельности и отправные точки приграничного сотрудничества

Введение

Приграничное
сотрудничество 1989-2000гг.


  Предпосылки

  Участие в Рабочей группе

  Взаимодействие с
  программами ЕС


  Еврорегион "Карелия"

Анализ состояния, цели
и задачи приграничного
сотрудничества


  Анализ

    Сильные стороны

    Возможности

    Слабые стороны

    Угрозы

  Цели и задачи
  приграничного
  сотрудничества


Направления деятельности

  Отправные точки

    Традиции общей культуры

    Общая природа

    Общая граница

  Направления деятельности

    Экономическое
    сотрудничество


    Культура
    "прозрачных границ"


    Сотрудничество
    сопредельных территорий


Финансирование

Приложения:

  Перечень проектных
  инициатив


  Справочный материал

  Список сокращений,
  используемых в тексте

2. Направления деятельности

Экономическое сотрудничество

Приграничные экономические связи между Карелией и Финляндией имеют давние традиции. Так, на рубеже XIX и ХХ веков карельские коробейники оживленно торговали с финнами от Белого моря до Ботнического залива.

В годы существования Советского Союза Карельская АССР практически была лишена возможности сколько-нибудь влиять на формирование торгово-экономических отношений между странами в условиях жесткого централизованного управления экономикой в нашей стране вплоть до 1992 года.

Положение коренным образом изменилось после отказа Российской Федерации и Финляндии от заключения долгосрочных межгосударственных торгово-экономических соглашений и клиринговой торговли. Последовавшая в России приватизация, либерализация внешнеэкономической деятельности привели к выходу на мировой рынок новых участников внешнеэкономической деятельности. Вполне естественно последовало разрушение устоявшихся связей и резкое падение товарооборота между странами, который был относительно быстро преодолен.

Республика Карелия, как субъект Российской Федерации, уже в первой половине 90-х годов получила право на относительно самостоятельную внешнеэкономическую деятельность в пределах российского федерального законодательства. Как и другие субъекты Российской Федерации, Республика Карелия получила полномочия формировать в рамках своей компетенции законы и другие нормативные акты, нацеленные на создание более благоприятного экономического (в частности, инвестиционного) климата. Во второй половине 90-х годов, особенно в последние два года, Правительство Республики Карелия предпринимает усилия по координации действий федеральных и региональных органов власти и контроля на нашей территории в сфере экономической безопасности в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности, а также в сфере валютного и экспортного контроля и миграции иностранной рабочей силы. Эта деятельность Правительством Республики Карелия будет продолжена.

Правительство Республики Карелия заинтересовано в развитии карельско-финляндского совместного предпринимательства в различных его формах. К настоящему времени в Республике Карелия зарегистрировано 232 совместных предприятия с Финляндией, главным образом в лесном секторе и торговле. Общий объем финских инвестиций в карельской экономике составляет 2,7 млн.долларов США, что следует считать явно недостаточным.

Объем внешней торговли между Республикой Карелия и Финляндией в 90-е годы неуклонно нарастал и достиг в 1999 году отметки 215,8 млн. долларов США (33 % от общего объема внешней торговли Республики Карелия), в том числе экспорт из Карелии - 165,1 млн.долларов США (32 % от общего объема экспорта Республики Карелия). В структуре карельского экспорта в Финляндию преобладает необработанная древесина (51,4 %). Преодолеть статус сырьевого придатка и перейти к современным и гибким формам промышленной кооперации, совместной с Финляндией модернизации, в первую очередь, действующих в Республике Карелия деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий - является одним из самых перспективных направлений сотрудничества. Вполне вероятно успешное сотрудничество в добыче и переработке руд цветных металлов, декоративного камня, в совместной инновационной деятельности в области телекоммуникаций, в энергетике, строительном комплексе, в сельском и рыбном хозяйстве, в переработке дикорастущих ягод, грибов и других областях. Началом нового этапа инвестиционного сотрудничества с Финляндией может стать проект строительства Приладожского деревоперерабатывающего завода. Правительство Республики Карелия будет отстаивать перед федеральным центром идею развития приграничной торговли приграничных территорий России и Финляндии, опираясь на положительный опыт европейских стран. Приграничная торговля дает возможность создать по обе стороны границы дополнительные рабочие места, стимулировать малое и среднее предпринимательство и поэтому требует государственной поддержки на федеральном и региональном уровне.

Правительство Республики Карелия вместе с Северо-Западным таможенным управлением Государственного таможенного комитета Российской Федерации и заинтересованными банками будет реализовывать Концепцию создания Карельского Таможенно- Банковского комплекса (проект "Карнет"), имеющего целью значительно сократить время на таможенные и банковские процедуры для участников внешнеэкономической деятельности, усовершенствовать и упростить эти процедуры и, таким образом, стимулировать рост объемов внешней торговли и совершенствование ее структуры.

Активизация внешнеторговой деятельности принесла и ряд проблем, в частности, увеличилось количество экономических преступлений. В связи с этим Правительство Республики Карелия совместно с правоохранительными органами Российской Федерации будет продолжать работу по профилактике экономических правонарушений в координации с партнерами из Финляндии.

Правительство Республики Карелия будет содействовать развитию совместного предпринимательства в приграничных городах и районах в различных формах, в частности, созданию приграничных индустриальных комплексов в городах Костомукше и Сортавале по примеру подобного комплекса в Иматре-Светогорске, своеобразных "технологических парков" и бизнес-инкубаторов в г.Петрозаводске и местностях, прилегающих к международным пунктам пропуска. К перспективным направлениям могут быть отнесены совместные сельскохозяйственные проекты, включая создание центров технического обслуживания и проката сельхозмашин. Назрел вопрос о проведении совместных исследований социально-экономических проблем приграничных территорий, результатом чего должно стать появление предпроектных решений и обоснований, способных по своему содержанию и техническому оформлению претендовать на реализацию как на национальном, так и на международном уровне.

Реализуя такие сильные предпосылки для сотрудничества, как культурно-этническая близость народов, населяющих приграничные территории, природное и климатическое сходство, уже накопленный опыт взаимодействия в данной отрасли, предстоящее открытие новых международных пунктов пропуска, есть все основания для оживления совместного предпринимательства в туризме и развития туристического сервиса.

Сотрудничество карельских и финских фирм даст возможность разработать новые туристические маршруты с предложением более высокого уровня сервиса.

Особые надежды Республика Карелия связывает с продвижением инициативы "Северного измерения" и встречных инициатив Российской Федерации на Севере Европы. В сфере экономики эти надежды основываются на вероятных межгосударственных соглашениях в Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Так, в случае создания международного консорциума по разработке и освоению Штокмановского месторождения природного газа с участием России, Финляндии и других стран, по территории Республики Карелия, скорее всего, пройдет газопровод, который существенно скажется на экономике республики. Этот газопровод предполагается и как крупный трансграничный проект. Республика Карелия и Восточная Финляндия, осуществляя совместное пространственное планирование сопредельных территорий, могут совместно с заинтересованными партнерами обустроить Северный транспортный коридор и на основе этого проекта создать целый ряд новых производств, объектов инфраструктуры, сферы обслуживания, международного туризма. С другой стороны, "Северное измерение" и новая российская экономическая стратегия на Севере Европы в конечном счете создадут условия для экономического взаимопроникновения и взаимовыгодных проектов на всем протяжении границы Российской Федерации и Финляндии и, стало быть, мощный импульс получит совместное малое и среднее предпринимательство. Приграничное сотрудничество дает возможность соединения технологических, финансовых, природных, трудовых ресурсов Республики Карелия и приграничных регионов Финляндии. Именно экономические проекты призваны способствовать решению наиболее насущных социальных проблем (занятость населения, рост благосостояния и повышение уровня жизни), быть источником формирования местных и регионального бюджетов.

Экономическое сотрудничество на приграничных территориях должно стать базисом для развития всех направлений международной деятельности.

Проектные предложения - см. Приложение N1.

Культура "прозрачных границ"

Финляндия и Россия издревле имеют тесные культурные связи. Контакты уходят корнями в эпоху средневековья, а своего пика они достигают в XIX- начале XX веков, когда финны проживали на территории Российской Империи, и разделительных линий между метрополией и княжеством практически не существовало. Границу между СССР и Финляндией также нельзя назвать "железным занавесом". Таких особых отношений у советского государства не было ни с одной другой капиталистической страной: активно работало "Общество дружбы", проводились совместные научно-образовательные мероприятия. Костомукша стала не только самым крупным экономическим проектом, но и продемонстрировала образец культурного сотрудничества, убедительно показав, что различные политические системы государств не являются помехой в развитии межчеловеческих контактов.

В настоящее время, когда Россия стремится к интеграции в европейское сообщество, граница становится своеобразными воротами между Западом и Востоком. Постепенно, отчужденность, существовавшая между жителями разных стран, начинает сглаживаться, граница становится более "прозрачной". Общность истории, близость языков финно-угорских народов, населяющих Север России и Финляндию, - являются естественными предпосылками для активизации сотрудничества между нашими странами в сфере культуры, образования, обмена информацией.

Сохранение культурных традиций, языка наших предков - это не только дань прошлому, но и отправная точка для будущего сотрудничества. Во многих приграничных коммунах Финляндии расположены культурные центры (музыкальные школы, театры, центры искусства). В каждой коммуне ежегодно летом проводится не менее одного культурного мероприятия. В Карелии также большое внимание уделяется сохранению народных традиций: ежегодно проводится праздник юмора в п.Киндасово, Международный фестиваль народной музыки "Кантеле", праздник на о.Кижи, традиционным стал фестиваль камерной музыки в городах Кухмо (Финляндия) и Костомукша (Россия).

Культура в союзе с современными достижениями науки открывает дополнительные возможности для развития новых форм связей через границу. В Республике Карелия в последнее время информационные сети получают все большее развитие - Интернет делает границу практически прозрачной.

Природа всегда занимала значительное место в жизни карелов, что проявилось и в народном творчестве, и в повседневной жизни. В тоже время общеизвестно, что в Финляндии, как нигде в мире, существует особое бережное отношение к природе, и одни из самых передовых природоохранных технологий разрабатываются именно в Финляндии. В городах Оулу и Йоэнсуу расположены крупные научные центры, специализирующиеся в т.ч. на разработке высоких технологий по восстановлению лесов и охране других природных ресурсов. Эти центры уже давно и плодотворно сотрудничают с научными учреждениями и университетами Карелии.

За последние годы активизировалось международное сотрудничество на территории охраняемых территорий, в области охраны и исследования природы. В качестве хорошего примера можно упомянуть развитие парка "Паанаярви", граничащего с парком "Оуланка" на территории Финляндии.

Проектные предложения - см. Приложение N1.

Сотрудничество сопредельных территорий

Под сотрудничеством на сопредельных территориях применительно к настоящей Программе понимается сотрудничество между непосредственно примыкающими к границе районами Республики Карелия и территориями, находящимися в ведении приграничных коммун Финляндии. Сотрудничество на сопредельных территориях рассматривает сотрудничество между Карелией и Финляндией в самом широком смысле - это любая деятельность, имеющая отношение к ежедневному пересечению границы: транспортные связи, работа, региональное планирование, средства массовой информации, совместная деятельность по предотвращению пожаров и чрезвычайных ситуаций. Целью такого сотрудничества является упрощение процедуры пересечения границы и налаживание более тесных контактов между соседними территориями.

За последние годы значительно оживились товаротранспортные и пассажирские потоки на карельском участке российско-финляндской границы. В 1999 году границу пересекло 1,3 млн. человек, поток транспортных средств превосходил 1 млн. единиц. Внешний грузооборот составил 9,6 млн. тонн (соответственно, в 1994г.- 329 тыс. человек, 570 тыс. единиц транспортных средств и 7,2 млн. тонн грузов). Более того, наметился устойчивый рост этих показателей. Однако для сохранения этой тенденции предстоит решить множество проблем, которые существуют главным образом на российской территории.

И карельская, и финская сторона определили пункт пропуска "Суоперя-Кортесалми" приоритетным для развития. Оснащение пункта пропуска на финляндской стороне ("Кортесалми") позволяет уже сегодня увеличить пропускную способность. На карельской стороне требуются значительные инвестиции в строительство зданий, дороги и иной инфраструктуры.

Достижения современной науки значительно упрощают общение не только в сфере бизнеса, но и в быту. Мобильная связь, Интернет, факсимильная связь прочно вошли в повседневную жизнь, правда, в основном в городах. Проблему развития коммуникаций не только в сельской местности, но и в отдаленных районах Карелии предстоит еще решать. Благодаря современной технике неограниченные возможности для международного сотрудничества открыты практически во всех сферах нашей жизни - образовании, науке, культуре, бизнесе.

Следующий шаг в развитии добрососедских связей между нашими территориями - сделать подобное общение повседневным и естественным явлением в нашей жизни. Это может выражаться в совместном решении проблем, связанных со снижением экологических рисков, проблем трудовой занятости.

Приграничные территории - это участки особого внимания в любом государстве, т.к. проблемы, возникающие на территории одной страны, могут иметь резонанс по другую сторону границы. Сотрудничество спасательных служб, служб правопорядка двух стран именно на этом участке приобретает огромное значение.

К сожалению, свободное движение через границу принесло и ряд негативных последствий. Возросла преступность на границе двух государств, сложилась серьезная ситуация с инфекционными заболеваниями. Правительства России и Финляндии ведут работу, направленную на решение этих проблем. Был реализован и реализуется в настоящее время ряд проектов, которые зачастую носят разовый характер, что, безусловно, значительно снижает эффективность работы. Обеими странами признается необходимость осуществлять данное сотрудничество на постоянной основе.

Проектные предложения - см. Приложение N1.

Техническая поддержка портала
Создано 1 ноября 2000. Отредактировано 4 ноября 2000.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.