Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия  Русская версияEnglish versionSuomalainen versio 
Внешнеэкономическая деятельность

Развитие погранично-таможенной инфраструктуры

Обустройство и содержание погранично-таможенной инфраструктуры рассматривается Правительством в качестве необходимого базиса для развития как внешнеэкономических, так и международных связей республики, как важнейший фактор трансграничного сотрудничества со странами Северной Европы, приграничного сотрудничества с Финляндией.

Под погранично-таможенной инфраструктурой применительно к настоящей Программе Правительство Республики Карелия понимает следующее:

  • непосредственно пункты пропуска на границе;
  • пограничная зона и установленный в ее пределах пограничный режим, включающий различные правила и ограничения;
  • здания, постройки, сооружения, инженерные коммуникации, линии связи, электропередач и водоснабжения, источники электро- и водоснабжения, приборы контроля и другое технологическое оборудование, предназначенные для обслуживания пунктов пропуска;
  • сети автомобильных и железных дорог, водные транспортные и воздушные пути;
  • пограничные отряды, заставы, таможни, таможенные посты, склады, терминалы, жилые дома для личного состава и др.

В текущем году Правительством совместно с федеральными структурами был проведен ряд обследований пунктов пропуска и других объектов погранично-таможенной инфраструктуры с целью прояснения ситуации по их фактическому обустройству и функционированию.

В настоящее время на карельском участке государственной границы установлено 17 автомобильных пунктов пропуска. Из них 2 пункта - Вяртсиля и Люття - имеют статус международных автомобильных пунктов пропуска и предназначены для многосторонних грузо- пассажирских потоков; 15 имеют статус пунктов упрощенного пропуска (ПУП) с различными уточнениями (двусторонние, грузовые, постоянные, временные, сезонные). Имеется 2 железнодорожных погранично-таможенных перехода (станции Вяртсиля и Кивиярви). Международные автомобильные пункты пропуска Вяртсиля (г.Сортавала) и Люття (г.Костомукша) обустроены и обслуживают потребности Республики Карелия и субъектов Российской Федерации, ее Северного и Северо-Западного регионов.

Правительством, по согласованию с заинтересованными федеральными ведомствами, определены 5 пунктов упрощенного пропуска (Хекселя, Куолисмаа, Консоярви, Важенваара и Ровкулы), которые подлежат консервации по причине их незагруженности в течение ряда лет.

Десять действующих пунктов упрощенного пропуска расположены на территории пограничных районов республики: 2 – в Лоухском районе , 1 – в Калевальском национальном районе, 3 – в Муезерском, 2 – в Суоярвском, 2 – в Лахденпохском. По данным обследования минимальным требованиям (по статусу и режиму работы) соответствуют только 3 из 10 ПУПов – Инари, Ристилахти и Суоперя.

Обследования показали, что из-за отсутствия технических проектов по обустройству действующих ПУПов, практически невозможно просчитать в настоящее время необходимые затраты по каждому конкретному пункту пропуска. Отмечается плохое состояние прилегающей к ПУПам инфраструктуры (связь, водоснабжение, дороги, подача электроэнергии). Недостаточна штатная укомплектованность контрольных служб, что вынуждает ряд из них применять вахтовый метод работы или ограничиваться выборочными проверками. Миграционная служба Республики Карелия представлена только на международных пунктах пропуска, а Санитарно-карантинный контроль не представлен вовсе.

При постановке задач и определении подходов по развитию погранично-таможенной инфраструктуры Правительство учитывает ряд обстоятельств и условий:

  • существующее состояние погранично-таможенной инфраструктуры;
  • имеющаяся правовая база, регулирующая данную сферу;
  • наличие определенных исторических, экономических и социально-политических аспектов;
  • необходимость различных подходов в деле обустройства и финансирования работ по пунктам пропуска в зависимости от их статуса и типа (международный, упрощенный, временный, постоянный и т.д.);
  • различие интересов сторон в процессе обустройства, содержания и использования элементов и объектов погранично-таможенной инфраструктуры;
  • имеющиеся нарушения законодательства при функционировании пунктов пропуска, связанные с несовершенством системы в целом и недообустройством пунктов.

В настоящее время на федеральном уровне вопросы установления, строительства, обустройства и оснащения, открытия, ограничения деятельности и закрытия пунктов пропуска регламентируются Законом Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации", российско-финляндским межправительственным Соглашением о пунктах пропуска через российско-финляндскую государственную границу от 11 марта 1994 года, Положением о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 60, Протоколом о пунктах упрощенного пропуска (временных пунктах пропуска) на российско- финляндской государственной границе от 23 января 1995 года между Федеральной Пограничной Службой Российской Федерации (ФПС РФ) и Пограничной охраной Министерства внутренних дел Финляндии. В правовой системе пока имеются определенные пробелы. Существует необходимость урегулирования вопроса по типовым требованиям ФПС РФ и ГТК РФ по обустройству пунктов пропуска с различным типом и пропускной способностью, применительно к карельскому участку границы. На уровне республики отсутствует регламентация, координация федеральных, республиканских органов и органов местного самоуправления в вопросах установления, открытия, обустройства, содержания, консервации и закрытия пунктов пропуска.

В настоящее время деятельность 10 действующих пунктов упрощенного пропуска на карельском участке государственной границы определенным образом характеризует в той или иной мере уровень и состояние приграничных отношений Финляндии и Карелии, и в первую очередь – в сфере развития экономических отношений.

Правительство исходит из того, что главным образом ПУПы открываются для удовлетворения экономических потребностей хозяйствующих субъектов по обе стороны границы и на основании их ходатайства с целью повышения эффективности сделок в торговле необработанной древесиной. Суть экономического эффекта для предприятий заключается в снижении затрат на транспортировку лесоматериалов за счет сокращения расстояний между продавцом и покупателем. Анализ контрактов показывает, что экономия может составлять до 450 долларов США на 1 лесовоз на 100 км сэкономленного пути.

Суть главного подхода Правительства в отношении проблемы обустройства пунктов упрощенного пропуска в соответствии с согласованными требованиями Правительства Республики Карелия, ГТК РФ и ФПС РФ для обеспечения их нормального функционирования и качественного контроля за экспортом и трудовой миграцией заключается в просчитанной экономической целесообразности проекта по созданию конкретного пункта упрощенного пропуска, с точки зрения возможностей заинтересованных предприятий финансировать обустройство и содержание пункта упрощенного пропуска.

Учитывая дефицит республиканских бюджетных средств, Правительство видит главный источник финансирования обустройства и эксплуатации пунктов упрощенного пропуска – средства заинтересованных предприятий. При этом не исключается финансовая поддержка проекта со стороны республики и органов местного самоуправления, особенно в случаях, когда цели создания пунктов пропуска в существенной мере влияют на комплексное социально- экономическое развитие территории.

Обустроенные пункты упрощенного пропуска будут передаваться соответствующим федеральным службам в безвозмездное пользование для осуществления ими контрольных функций. При этом будут учтены и коммерческие интересы предприятий, вложивших свои средства в обустройство таможенной инфраструктуры.

Правительство исходит из того, что развитие пунктов пропуска, в т.ч. пунктов упрощенного пропуска, отвечает как интересам республики в целом, так и ее приграничных районов.

Вместе с тем, Правительство располагает информацией о множественных нарушениях на пунктах упрощенного пропуска, связанных с миграционным и налоговым законодательством, неправильными обмерами вывозимой древесины, ее пересортицей, следствием чего являются большие экономические потери как для предприятий – экспортеров, так и для бюджетов всех уровней. Исходя из этого, Правительство подчеркивает, что его интерес в развитии пунктов упрощенного пропуска должен быть вплотную увязан с наведением порядка при эксплуатации пунктов упрощенного пропуска. Контроль и порядок тесно увязываются с проблемой обустройства пунктов упрощенного пропуска. Правительство будет вынуждено отказаться от тех пунктов упрощенного пропуска, которые в конечном счете не будут удовлетворять согласованным требованиям по их дообустройству.

В деле обустройства пунктов упрощенного пропуска немаловажная роль отводится органам местного самоуправления приграничных районов как заинтересованному партнеру. Без инициативы и заинтересованности органов местного самоуправления развитие пунктов упрощенного пропуска невозможно.

Иной подход Правительства будет осуществляться в отношении развития международных пунктов пропуска на базе имеющихся упрощенных пунктов. Существует несколько приоритетных проектов по повышению статуса ряда пунктов упрощенного пропуска. Тем не менее, приоритетность данных проектов не означает безусловное решение по изменению статуса пунктов пропуска, а также их финансирование из федерального и республиканского бюджетов. Полная поддержка Правительства будет осуществляться после разработки, согласования и утверждения местными органами самоуправления технико-экономических обоснований в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 60 Исключение может составлять пункт пропуска Суоперя, уже установленный в качестве международного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 1992 года N 152, который может претендовать на частичное финансирование из федерального бюджета.

Учитывая сформулированные подходы и исходя из складывающейся ситуации по состоянию инфраструктуры, дефицита бюджетных средств, экономических потерь республики при использовании пунктов упрощенного пропуска, Правительство определяет для себя главную цель на планируемый период: надлежащее обустройство всех действующих пунктов упрощенного пропуска, отладка механизмов взаимодействия всех заинтересованных федеральных и республиканских служб для устранения имеющихся нарушений законодательства и консервация тех пунктов пропуска, которые окажутся не обустроенными и не создающими нормальные условия для функционирования служб, контролирующих экспортные операции.

Предполагается, что финансирование обустройства пунктов упрощенного пропуска будет осуществляться объединенными усилиями, в первую очередь – заинтересованных экспортеров, так и бюджетов всех уровней – местного, республиканского и федерального.

Правительство ставит перед собой еще одну цель постепенного изменения статуса ряда потенциально перспективных пунктов упрощенного пропуска и обустройство их до требований международных пунктов пропуска. Правительство определяет следующие приоритетные автомобильные пункты, которые получат развитие до уровня международных:

  • Суоперя-Кортесалми – Лоухский район;
  • Лонка-Карттимо – Калевальский район;
  • Сювяоро-Колмиканта – Лахденпохский район.

Кроме вышеназванных пунктов, Правительство выделяет проекты строительства международных пунктов пропуска:

  • железнодорожных:
    • станция Кивиярви, г.Костомукша;
    • станция Вяртсиля, г.Сортавала;
  • авиационных:
    • аэропорт Бесовец.

Обустройство данных пунктов будет происходить в рамках планируемой реконструкции железнодорожной станции Кивиярви и Вяртсиля и строительства нового пассажирского терминала Бесовец.

Своими первоначальными задачами в реализации поставленных целей Правительство определяет следующие:

1) разработка и утверждение Порядка решения вопросов об установлении, открытии, обустройстве, консервации и закрытии пунктов пропуска, который должен однозначно распределить полномочия и ответственность федеральных, республиканских органов и органов местного самоуправления;

2) разработка согласованных Требований ФПС РФ и ГТК РФ (СЗРУ ФПС и СЗТУ ГТК) по уровню обустройства пунктов пропуска различного статуса, применительно к карельскому участку госграницы;

3) разработка в качестве документа республиканского уровня специальной Программы обустройства и развития каждого пункта пропуска в зависимости от планируемого статуса и загрузки;

Реализация поставленных целей и задач будет происходить через Межведомственную комиссию по вопросам развития погранично-таможенной инфраструктуры в Республике Карелия, созданную постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 30 августа 1999 года N 421 в увязке с проблемами валютно-экспортного контроля и привлечения иностранной рабочей силы.

Создано 28 марта 2000. Отредактировано 28 марта 2000.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.