КАРЕЛИЯ N 7 (2357) за 31 января 2013 года

Год спорта и здоровья в Карелии


Возбуждение в населении интереса и любви к воде

Такой провозглашалась цель существования Петрозаводского яхт-клуба

90 лет назад состоялось открытие Петрозаводского яхт-клуба. Его история не так хорошо известна, несмотря на то что достаточно интересна.

Яхт-клуб был создан не на пустом месте. Его предыстория восходит еще к годам гражданской войны, к 1919 году, времени базирования в городе Красной Онежской военной флотилии.

Спорт тогда развивался в рамках принятого ВЦИК декрета «Об обязательном обучении военному искусству» от 22 апреля 1918 года, согласно которому при военкоматах были созданы органы всевобуча – всеобщего военного обучения. Они занимались развитием физкультуры и спорта, а главной их задачей была подготовка допризывников к будущей армейской службе.

В 1919 году был организован водно-спортивный клуб, в руководство которого вошли представители исполкома Петрозаводского городского Совета, моряки начсостава Онежской флотилии и спасательной станции. Клуб получил в свое распоряжение здание бывшей Петрозаводской спасательной станции на пристани и несколько принадлежавших ей яхт.

Большинство судов были в неудовлетворительном состоянии, но благодаря инициативе заведующего клубом Владимира Богданова были отремонтированы две яхты, на которых стали проводить обучение допризывников военно-морскому делу, практические занятия по плаванию под парусом и гребле. Станции также было поручено и дело спасания на водах.

В 1921 году клуб был преобразован в водный спортивный центр при всевобуче. К этому времени относится зарождение традиции проводить по значительным праздникам парады судов в Петрозаводской губе и устраивать зрелищные соревнования на воде.

Так, 12 июля 1922 года был проведен праздник всевобуча с гонками вельботов допризывников-комсомольцев, а также любителей на собственных судах. При этом победившие комсомольцы получали призы в виде жетонов, а любители – пуд муки. В эти дни на судах клуба устраивались и катания по губе для жителей города.

К началу 1923 года процесс военно-морского обучения был прекращен и вскоре создана гражданская спортивная организация – Петрозаводский яхт-клуб, которому от военного ведомства были переданы имущество и здание станции водоспортцентра.

Первоначально в составе яхт-клуба было 76 мужчин, 9 женщин, основной костяк составляли служащие. В течение года количество членов и кандидатов возросло до 200 человек.

Первым председателем клуба стал Георгий Остен-Сакен, профессиональный военный. Он участвовал в Первой мировой войне, дослужился до чина поручика. В гражданскую войну бывший барон сражался на стороне красных, занимая командные должности. В июне 1922 года он переехал из Петрограда в Петрозаводск и получил место бухгалтера Петрозаводского инспекторского таможенного участка.

В уставе клуба, принятом в апреле 1923 года, целями клуба провозглашались «развитие парусного, гребного, моторного и плавательского спорта, возбуждение в населении интереса и любви к воде и сближение между собой любителей водного спорта».

Члены клуба и кандидаты в члены были обязаны платить вступительные и членские взносы в размере 2% от оклада. Они должны были «всегда и везде преследовать цели чистого спорта, оставляя свои личные интересы в стороне». В противном случае «за нарушение законов чести и приличий» их ждало исключение.

Интересно, что в уставе отводилось большое внимание внешней символике клуба. Клуб имел свои значок и флаг. При этом флаг за недолгое существование клуба поменялся три раза. Каждый член яхт-клуба мог поднимать флаг на своем судне.

Был разработан и проект формы белого цвета со знаком яхт-клуба на рукаве выше локтя, под знаком располагалась рейка с обозначением цвета судна. Впрочем, в связи с тем что средств на пошив формы у членов клуба было недостаточно, ношение ее признавалось желательным, но необязательным.

Флагманом яхт-клуба была парусная яхта «Волна» длиной 29 футов (8,8 метра) 1905 года постройки. Во флотилию входили также яхта «Чайка», спасательный вельбот «Лебедь» и парусный вельбот «Заря». На них проводились парады судов, обучение допризывников. Вошли в практику и гонки на яхтах и гребных судах между командами яхт-клуба и других спортивных организаций, всегда привлекавшие большое число зрителей.

Любопытно, что вызов команд на соревнование друг с другом подчас происходил через местную печать. В газете «Красная Карелия» за 1923 год можно встретить подобные объявления от яхт-клуба и спортивной команды ГПУ, а также увлекательное описание самих спортивных поединков. Зимой яхт-клуб также действовал – проводились соревнования на лыжах и коньках, а также буерах.

К сожалению, с самого начала основания клуба его члены поделились на два непримиримых лагеря.

Первый лагерь во главе с Остен-Сакеном предполагал дальнейший путь развития клуба в соответствии с традициями европейского и российского дореволюционного спортивного общества-клуба, существовавшего на индивидуальные членские взносы, других источников дохода не было, при этом содержание и ремонт судов были дороги. Комсомольцев же, не платящих членские взносы, Остен-Сакен считал возможным исключить.

Другая сторона, которую представлял ответственный секретарь Карельского комитета РКСМ Е.Черных, считала необходимым превращение яхт-клуба в пролетарскую спортивную организацию, отличную от яхт-клубов Запада, «воспитывающих буржуазную идеологию». При этом отмечалось, что большинство членов комсомола не имеют возможности платить взносы, ввиду того что они подростки и молодые рабочие, получающие небольшое жалованье. Комсомольцы требовали заменить индивидуальные взносы коллективными, предоставить им руководящие должности в клубе, исключить из него «нетрудовой» элемент.

Не было и единого взгляда на устав. Многие считали его не соответствующим своим представлениям о пролетарском спорте и быте. Этот протест нашел отражение в критике руководства клуба в газетах, в которых жаловались на покровительственное отношение в клубе к нэпманам и бывшим судовладельцам, и в спорах по поводу запрета нахождения в помещении в головных уборах: «Больно здорово от яхт-клуба антипролетарским духом пахнет. Входишь – барон приказывает шапку снять, не хочешь – приказывает выйти вон. Если это введено по уставу, комсомол должен сменить устав, а барона посадить туда, где его место и где он будет в своей среде без фуражек», – писал один из «изгнанных» членов клуба.

В конечном итоге противостояние было решено в пользу последних в связи с новой политикой государства в отношении спортивных обществ – существование вневедомственных спорторганизаций было запрещено. Остен-Сакен передал бразды правления Черных и уехал в Петроград, а яхт-клуб в сентябре 1923 года был преобразован в водную секцию общества «Спартак», впоследствии став водной станцией совета физкультуры.

В дальнейшем парусный и гребной спорт в Петрозаводске развивался под эгидой и военно-морского кружка Общества спасания на водах, и Осоавиахима. После Великой Отечественной войны водные станции с парусными судами были у многих спортивных обществ города. Яхтенный спорт развивается и сейчас.

Александр СОКОЛОВ главный специалист Национального архива

Содержание


В Карелии может пройти чемпионат Европы по авторалли

В 2013 году на территории Лахденпохского, Сортавальского и Питкярантского районов вновь пройдут всероссийские соревнования по автомобильным ралли.

25 января прошел этап чемпионата России по авторалли «Лахденпохья-2013». 1 и 2 марта зрителей ожидает этап Кубка России «Яккима-2013», который пройдет в Питкяранте и Сортавале, а в июне ведущих гонщиков страны примет этап чемпионата и Кубка России «Белые ночи-2013», трасса гонок пройдет по территории всех трех районов.

Для подготовки и проведения соревнований создан оргкомитет. 23 января в правительстве состоялось его заседание. Его провел председатель оргкомитета – первый заместитель Главы Республики по региональной политике Александр Чаженгин.

Уже сегодня карельские ралли готовы принять до ста и более экипажей, именно столько участников ожидается на соревнования в марте и июне. Остается только увязать проведение автогонок, традиционно проходящих на больших скоростях на грунтовых трассах, с рабочим графиком строительства и реконструкции автодорог.

В то же время, отметили участники оргкомитета, необходимо думать и о перспективах развития раллийного спорта в республике. Так, в Карелии вполне мог бы пройти чемпионат Европы по этому виду спорта. Для этого понадобятся большее число скоростных участков и включение в карту соревнований дополнительных территорий. Уже ведутся подбор и обкатка новых трасс для будущих гонок. Кроме того, предстоит обеспечить дополнительные требования по медицинскому обслуживанию и обеспечению безопасности спортсменов и зрителей.

– Такие перспективные проекты чрезвычайно важны для республики, как для развития спортивного туризма, так и для привлечения новых инвестиций, – сказал, Александр Чаженгин. – Мы готовы приложить все возможные усилия, в том числе в рамках подготовки к предстоящему празднованию столетия республики, которое будет отмечаться в 2020 году, для того чтобы чемпионат Европы состоялся на территории Карелии.

Справка

Самыми быстрыми гонщиками ралли «Лахденпохья-2013» оказались выходцы из Санкт-Петербурга. Именно они заняли первые места в трех дисциплинах из четырех, представленных на гонке.

Так, в абсолютном зачете победили Сергей Жидков и Денис Соколов на Subaru Impreza, в зачете «2000Н» высшую ступень пьедестала заняли Андрей Лапкин и Марианна Милютина на вазовской «восьмерке». Оба экипажа – представители питерской команды «Экстрим», которая и стала первой в общем зачете. В дисциплине «1600Н» верх взяли Сергей Никитин и Александра Докусова – тоже из Санкт-Петербурга. Только в зачете «Стандарт» золотую медаль удалось вырвать новгородцам Виталию и Андрею Старостиным на Subaru.

В целом на соревнования заявилось более семидесяти спортсменов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Великого Новгорода, Краснодара и других российских городов. Выходили на трассу и карельские гонщики. Состязания носят статус этапа российского чемпионата.

Содержание