Культура
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Чтобы не последний романтик

Наконец-то нам показали «Последнего романтика» – фильм, над которым карельский режиссер Иван Кульнев трудился четыре года. Зал смеялся целый час. И потом в «Калевале» еще долго обсуждали, как сделать так, чтобы карельское кино вышло из режима одинокого титанического подвига группы энтузиастов, и стало если не обыденным делом, то хотя бы постоянным.
    Зал кинотеатра «Калевала» полон. Карельский зритель явно соскучился по местному кино. В воскресный день люди пришли на премьеру нарядные и в приподнятом настроении. И праздник получился: зал смеялся почти весь фильм. Люди радовались, когда видели на экране знакомые, почти родные лица, и сразу могли найти актеров на соседних креслах, а после премьеры поговорить, поблагодарить и сфотографироваться.
    Режиссер Иван Кульнев поприветствовал зрителей перед показом. Фото Олега Алексеева
    Про фильм
    История в жанре романтической комедии начитается так: в одном провинциальном городке живет Борис. Он мастер на все руки и единственный мужчина во всем доме, который может починить все что угодно. Конечно, все одинокие женщины пытаются обратить на себя его внимание. Но, увы, он абсолютно непроницаем к женским уловкам, и все их попытки обречены на провал. Но однажды в его дворе появляется таинственная незнакомка, которая не намерена так просто отступать.
    Про съемки
    Снимали фильм четыре года. Кульнев признался, что заканчивали картину уже через силу: не хватало средств, выматывали съемки по ночам. На режиссере была вся организаторская работа. Кульнев один делал все то, что обычно делает большая команда продюсеров, ассистентов, реквизиторов.
    – Многое приходилось делать самому. Обзвонил актеров, привез реквизит, купил еду, поставил свет, поставил камеру… И тут я понимаю, что мне еще снимать, а я уже очень устал, – поделился Иван.
    Снимали многие сцены «Последнего романтика» на территории бывшего Онежского тракторного завода. Старые цеха очень подошли для создания нужной атмосферы. Заканчивали съемки уже под грохот экскаваторов, сносивших стены ОТЗ. В фильме стены остались вместе с уникальными граффити.
    Оригинальная находка режиссера – графические вставки в фильм – на деле оказалась просто вынужденной мерой. Режиссер признался, что некоторые сцены не получилось снять по организационным и финансовым соображениям (например, сцену массового столкновения машин). Пришлось кое-что просто нарисовать.
    – Одно из моих правил: не давать актерам есть, пока не закончится съемочный процесс. Если актеры отвлекаются на чаепитие, их потом невозможно собрать. Они все время смеются, – говорит Кульнев.
    Иван Кульнев. Фото Виталия Голубева
    Про актеров
    Исполнительницу главной роли Юлию Куйкка Иван Кульнев выбрал практически сразу. Юлия – актриса Национального театра Карелии. Для нее это первый опыт работы в кино.
    – Сначала у меня никак не получалось. Иван все время говорил: «Стоп! Не то». Я не могла понять, чего он от меня хочет, – рассказала Юлия во время обсуждения фильма в клубе «Агрикалча». – Я же привыкла в театре, что надо четко артикулировать, работать с залом, доносить свои эмоции. А тут оказалось, ничего этого не нужно.
    Юлия Куйкка в роли Наташи
    – На камеру надо работать полутонами, – объяснил Кульнев. – Тут не надо театральной экспрессии. Все должно быть очень четко, до сантиметра, чтобы вписывалось в выстроенный кадр. Вот это для актера самое сложное – вовремя включиться и четко выполнить задачу режиссера.
    Актера на главную мужскую роль Кульнев в Карелии не нашел. Нужен был конкретный типаж. Пришлось искать в Петербурге.
    – Мы со сценаристом долго просматривали профайлы разных петербургских актеров. И, когда я увидел фото Андрея Некрасова, сразу сказал: «Это он!» Андрей Некрасов прочитал сценарий и ответил: «Хочу сниматься».
    Андрей Некрасов. Кадр из фильма «Последний романтик»
    Андрея Некрасова в Петрозаводске знают и любят не только как актера, но еще и как поэта. Он принимал участие в местном поэтическом фестивале «Мой поэт», читал свои стихи и сразу покорил сердца петрозаводской публики (особенно женской части).
    Благодаря актерам второго плана фильм стал настоящей комедией, а не просто мелодрамой. Фактурные соседки в исполнении Натальи Ермолиной, Александры Анискиной и Любови Копыловой заставляют главного героя проявлять чудеса изобретательности, трудолюбия и терпения. Все испытания, связанные с женщинами, Борис проходит с лицом брутального мученика.
    Людмила Исакова, актриса Нацтеатра Карелии, играет роль Наташиной подружки. Ей хочется на море, но приходится копаться в пыльных бумагах на работе. Актер и шоумен Леонид Прокофьев – элегантный и немножко чопорный продавец магазина одежды с загадочной ориентацией. Актриса театра «Творческая мастерская» Виктория Федорова – администратор гостиницы с типажом «не влезай, убьет!». Александр Довбня, народный артист Карелии, актер Театра кукол, сыграл сразу две роли – хозяина ломбарда и водителя автобуса. Троица хулиганов – Алексей Белов, Вячеслав Поляков, Сергей Скуратенок (он же сценарист). Уличный музыкант – Владимир Рудак (он же монтажер). Кстати, саундтрек у фильма появился тоже благодаря Владимиру Рудаку, в ленте звучат композиции группы «Кто как может».
    Съемочная группа заканчивала работу без сценариста Сергея Скуратенка, который, к сожалению, ушел из жизни в прошлом году.
    Про афтопати
    После показа Иван Кульнев и Юлия Куйкка ответили на вопросы зрителей в клубе «Агрикалча». Режиссер еще раз поблагодарил немногочисленных спонсоров съемок: компанию «Ситилинк» и проект «Петровская слобода».
    Не про себя ли снял кино Иван Кульнев? На этот вопрос режиссер ответил, что у героя есть реальный прототип, но это не он. Это друг Кульнева, в его жизни произошла похожая история с девушкой, и он закрылся от всех людей.
    – Но кому удается проникнуть под скорлупу, находят там прекрасного, великого человека, – рассказал режиссер.
    Премьера фильма «Последний романтик». Фото Олега Алексеева
    В конце встречи перешли на тему: есть ли будущее у карельского кино.
    Режиссер Алексей Бабенко, чей фильм «Ананас» презентовали в прошлом году, сказал, что если мы хотим делать в Карелии кино, то делать это надо вместе, предлагать свои идеи, сценарии, свои актерские таланты.
    – Вы здесь все фактурные, – обратился Бабенко к залу. – Так предлагайте себя, проявляйте инициативу! Может, вы всю жизнь мечтали сыграть старого деда или девочку-дауна.
    Алексей Бабенко заявил, что ждет теперь кинобума в республике. После «Ананаса» и «Последнего романтика», по его мнению, люди должны понять, что кино можно снимать. Прямо здесь и сейчас. В тех условиях, которые есть.
    И пусть эти фильмы не увидеть в большом прокате, с Голливудом соревноваться невозможно. Но наше кино уже показывают в карельских кинотеатрах и на кинофестивалях в разных городах страны. Скоро «Последний романтик» появится в Сети в свободном доступе, потому что кино снимают для того, чтобы его смотрели.

Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2011