Культура
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Айвазовский в море людей

На открытие выставки «И. Айвазовский и традиции русского пейзажа XIX века» в Музее изобразительных искусств пришли две сотни человек. Возможно, внимание к выставке привлек также перформанс, организованный карельской природой, – накануне открытия юбилейной выставки знаменитого мариниста серьезно затопило фондохранилище музея.
    Идея сделать выставку к 200-летнему юбилею Ивана Константиновича Айвазовского могла бы показаться авантюрой – в нашем музее всего четыре живописные работы мастера: «Морской берег (Крымское побережье у Ай-Петри)», «Морской залив», «Приезд Петра I на Неву» и «Феодосия. Восход солнца». Плюс одна графическая. Между тем экспозиция занимает все выставочное пространство на первом этаже музея.
    По словам заместителя директора Музея изобразительных искусств Ирины Куспак, четыре живописные работы Айвазовского попали к нам из Аничкова дворца, одна – из Александровского дворца Царского Села. Графику в свое время передал в Карелию Русский музей.
    Говорят, что Айвазовский был одним из любимых художников императора Александра III, который старался регулярно пополнять свою коллекцию полотнами мастера.
    Искусствоведы настаивают на том, что Айвазовский никогда не писал с натуры и практически не делал эскизов. Поверить в это трудно.
    В первом выставочном зале крымские пейзажи Айвазовского. Искусствоведы объясняют, что эффекта прозрачности воды, волн моря художник достигал, используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга.
    Во втором зале тема Петра I и Петербурга. Иван Константинович был профессором петербургской Академии художеств. Как и многие, он считал фигуру Петра I одной из ключевых в русской истории, поэтому нередко изображал императора на своих полотнах. В прошлом году люди долго стояли в очереди в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть полотно «Петр I при Красной Горке».
    В третьем зале представлены работы художников XIX века – маринистов и пейзажистов. В их числе «Балтийское море» Константина Крыжицкого, работа, ставшая центром этого раздела выставки. Жизнь художника закончилась трагически. Из-за обвинений в плагиате и травле со стороны недоброжелателей он повесился в своем кабинете. В газетах писали, что художник выставил картину, похожую на ранее нарисованную картину Якова Бровара. На самом деле Крыжицкий писал по фотографии, сделанной в Беловежской пуще. Говорят, что этой же фотографией мог воспользоваться Бровар. Идентичность картин была только в одном дереве.
    Кроме того, в открытой экспозиции представлены акварели Владимира Лобанова, Натальи Кошелевой, Маргариты Пермяковой и Георгия Иванова на «водные» темы.
    Для детей или для тех, кому захочется почувствовать себя Айвазовским, придумано развлечение. Можно вырезать свой кораблик или чайку и пристроить на картину Айвазовского.
    Анна Гриневич
    Фото Николая Смирнова

Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2011