Медицина
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Надо подлечиться


Илья Прохоров


Федеральные инспекторы раскритиковали организацию медобслуживания в Карелии. Теперь, чтобы навести порядок в сфере здравоохранения, в республике будет действовать рабочая группа под эгидой прокуратуры.
    Главный федеральный инспектор по Карелии Иван Сивин и его коллега Александр Воробьев дали оценку организации медобслуживания в республике. Это произошло 27 октября на очередном заседании региональной рабочей группы в Пет-
    розаводске.
    Сперва Иван Сивин сообщил, что майскими указами президента установлены семь целевых показателей качества жизни, связанных со сферой здравоохранения. Карелия по итогам первого полугодия 2017 года из этих семи исполнила только один.
    – Такое положение дел нельзя назвать удовлетворительным. Президент дал целый ряд поручений, касающихся сферы здравоохранения. Они направлены на повышение качества и доступности медпомощи населению, – заявил во вступительном слове Главный федеральный инспектор по Карелии.
    Неэффективная организация
    Существенное влияние на эту ситуацию, по словам Сивина, оказывает крайне слабая организация медобслуживания, в том числе ненадлежащее использование мед-
    оборудования, купленного за счет бюджета.
    Комиссия заслушала доклады главврача петрозаводской поликлиники № 3 Сергея Шостака-Крицкого и исполняющего обязанности главврача республиканского онкодиспансера Александры Ястребовой. Шостак-Крицкий отметил, что в его поликлинике часто выходит из строя рентгеновский комплекс и маммограф, а из двух аппаратов УЗИ работает фактически только один, второй часто ломается из-за большого срока эксплуатации. Также главврач горполиклиники подтвердил, что очереди к специалистам часто превышают установленный нормативом срок в две недели.
    Александра Ястребова в свою очередь заявила, что сейчас модернизация технической базы онкодиспансера не приведет к улучшению ситуации. Все потому, что работа первичного звена (поликлиник) не устроена должным образом – они должны лучше заниматься формированием групп риска, ранней диагностикой и вторичной профилактикой онкологических заболеваний.
    Федеральные инспекторы заслушали доклады только двух руководителей карельских медучреждений. Именно в Республиканском онкодиспансере и петрозаводской поликлинике № 3 на минувшей неделе они провели проверку. Выводы, к которым пришли федеральные инспекторы, оказались неутешительными.
    – Если к качеству медицинской помощи в Карелии у населения нет претензий, то его организация вызывает только негативные эмоции. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы граждан, в том числе в адрес Президента России, – отметил Александр Воробьев.
    Техника без техника
    Анализ медуслуг в онкодиспансере Карелии и петрозаводской поликлинике № 3 выявил ряд системных нарушений и недостатков. Одно из них касается использования медоборудования.
    – Медучреждения не организовали должным образом плановое обслуживание высокотехнологичной техники. Так, в одном из них обслуживанием занимается только один техник, а во втором вообще никто. На наш взгляд, сложная медтехника должна обслуживаться узкоспециализированными сервисными службами, – пояснил федеральный инспектор.
    Необоснованные тарифы
    Формированием тарифной политики платных медуслуг федеральные инспекторы также остались недовольны. По их мнению, при расчете тарифов на платные услуги с использованием медоборудования не учитываются траты, необходимые на покупку дорогих расходных материалов и запчастей. В качестве примера они привели излучатели для томографов, которые стоят несколько миллионов рублей.
    При этом в калькуляцию расходов включаются, например, траты на мягкий инвентарь (медицинский халат и прочее). Таким образом, закупка дорогостоящих частей оборудования целиком возложена на бюджет.
    Также федеральные инспекторы не поняли принцип формирования цен на платные медуслуги. На некоторые из них, по словам Александра Воробьева, рентабельность достигает 200 процентов.
    – Тарифы на платные медуслуги носят произвольный, экономически не обоснованный характер. Фактически при применении разумных и справедливых размеров рентабельности медуслуги должны стоить дешевле, – заявил федеральный чиновник.
    Отдельно Александр Воробьев остановился на организации платных приемов. По действующим нормативам они должны оказываться вне рабочего времени. Однако на деле платный прием идет в основное рабочее время. Это является препятствием для получения бесплатной медпомощи.
    В качестве примера Александр Воробьев привел ситуацию в поликлинике № 3. Там кабинет флюорографии принимает платных пациентов во время приема бесплатных. Аналогичная ситуация есть и в кабинете УЗИ.
    – Фактически специалисты осуществляют платную работу в основное рабочее время, за которое они и так получают деньги. Необходимо также отметить, что все оборудование приобреталось за бюджетные деньги, но фактически используется в коммерческих целях. При этом руководство лечебных учреждений не принимает достаточных мер для сокращения очередей по оказанию бесплатной медпомощи, – заявил федеральный инспектор.
    Это вынуждает пациентов воспользоваться платными услугами при наличии права на бесплатную медпомощь. Воробьев отметил, что медоборудование необходимо использовать в две, а то и в три смены, это позволит сократить очереди и улучшит доступность медпомощи.
    Маленькая
    зарплата
    Федеральные чиновники отметили, что согласно майским указам президента зарплата медработников должна быть на достойном уровне. В карельских медучреждениях это достигается, но за счет переработок и оказания платных медуслуг.
    – Иными словами, медики, возможно, недополучают зарплату, – пояснил Воробьев.
    Федеральные инспекторы убеждены, что в ситуации, сложившейся в сфере здравоохранения Карелии, виновен региональный Минздрав: министерство по их оценке не контролирует подведомственные учреждения.
    – Складывается впечатление, что Минздрав Карелии фактически отстранился от участия в организации медобслуживания в республике, в том числе в части оказания платных услуг. Министерство не создало единообразный подход для их организации. Сейчас каждое медучреждение функционирует по собственным, отличным от других правилам, – прокомментировал Александр Воробьев.
    Контроль
    усилить
    Федеральные инспекторы
    предложили создать межведомственную рабочую группу под эгидой прокуратуры, в которую войдут Росздравнадзор, Роспотребнадзор, ФОМС, республиканское правительство и другие заинтересованные ведомства.
    – Рабочей группе целесообразно разработать план комплексных проверок всех медучреждений Карелии. Объем работы колоссальный, но без этого мы не сможем решить всех задач, стоящих перед системой здравоохранения в республике, – заявил Иван Сивин.
    Первыми вновь созданная рабочая группа проверит те же Республиканский онкодиспансер и петрозаводскую поликлинику
    № 3. Результаты этой проверки обсудят на заседании региональной контрольной группы в декабре.
    И. о. министра здравоохранения Карелии Марина Швец согласилась с заявлениями федеральных чиновников о том, что республике нужны единые правила по созданию экономически обоснованных тарифов на платные медуслуги. Правила должны минимизировать расходы регионального бюджета и рационализировать работу оборудования, чтобы сократить очереди на
    бесплатную медпомощь.

Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2011