Образование
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Мелодия для метрономов


Анастасия Крыжановская


Музыкой может стать что угодно, даже стук приборов, отсчитывающих ритм. Это доказал один талантливый венгр, написав целое произведение, которое играют на метрономах. Дьёрдь Лигети завещал исполнить это сочинение на собственных похоронах. А недавно оно впервые прозвучало в Петрозаводске.
    – Андрей, изобразите метроном!
    Улыбчивый мужчина в костюме начинает ритмично цокать в микрофон. На сцене музыкальной школы имени Синисало готовятся к репетиции «Симфонической поэмы для 100 метрономов».
    Это произведение венгерского композитора Дьёрдя Лигети в Петрозаводске исполнили впервые. Автор был мало того что талантливым, но еще и весьма экстравагантным: придумал пьесу, которую играют на приборах, отсчитывающих ритм.
    – Партитура представляет собой аннотацию, где Лигети предлагает собрать сто метрономов и одновременно их запустить, – говорит декан исполнительского факультета консерватории Андрей Дикоев, тот самый, который участвовал в настройке микрофона. – Постепенно их завод иссякает, они останавливаются один за другим. В конце концов остается один-единственный метроном, звук которого в какой-то момент становится просто оглушающим.
    «Симфоническую поэму» сыграли на концерте в честь 50-летия Петрозаводской государственной консерватории. Студенты подготовили небольшой перформанс: метрономы в полной тишине выносят на сцену, все участники одеты в черное, атмосфера торжественная.
    Приборов на сцене не сто, а около шестидесяти: механический метроном сегодня вещь редкая. Когда Лигети писал свое сочинение, они были в обиходе, а сейчас музыканты предпочитают соответствующее приложение на смартфоне.
    Для исполнения симфонической поэмы гаджеты не годятся: метрономы должны останавливаться в случайном порядке. Поэтому приборы начали собирать по школам и музыкантам – знакомым и незнакомым.
    – Мы сделали объявление в соцсети, после этого сбор метрономов у нас превратился во флешмоб. Мне пошли звонки, письма, сообщения: «Вот я знаю, что у друга моего друга есть метроном, я ему позвоню», «Я готова одолжить метроном, приезжайте на Кукковку, забирайте». Это были вещи удивительные, какая-то цепная реакция.
    Наконец на сцене все готово, Андрей Дикоев дает команду, и метрономы запускают. Зал наполняется мерным шумом и стрекотом. Какой-то из приборов солирует – не стучит, а мелодично позвякивает. Метрономы звучат вразнобой – такая вот своеобразная музыка.
    Вообще-то, большая часть сочинений Дьёрдя Лигети вполне традиционна. «Симфоническая поэма» была экспериментом, попыткой перехода от забавного к серьезному, и даже трагическому. Эту пьесу композитор завещал исполнить на собственных похоронах.
    – XX век вообще стал веком музыкальных открытий, порой совершенно переходящих грани как бы дозволенного и как бы благополучного, – говорит Андрей Дикоев. – Сотни композиторов по всему миру искали способы выражения содержания в звуке. XX век поставил такой вопрос: может ли являться музыкой стук метронома? А сегодня ответ совершенно очевиден: все, что ни звучит, то и есть музыка.
    Собственно, музыкой может быть даже тишина. Это доказал американский композитор Джон Кейдж, который придумал произведение «Четыре тридцать три». Его суть в том, что в течение четырех минут и тридцати трех секунд исполнители сидят молча и не играют на инструментах.
    – Как-то на «Умной пятнице» в арт-пространстве Agriculture я предложил слушателям вместе исполнить это сочинение, – с задумчивой улыбкой говорит Андерй Дикоев. – Таких оваций я не слышал никогда.
    Метрономы стучат минут десять. Наконец один за другим останавливаются. В зале на несколько мгновений повисает тишина.
    В версии петрозаводской консерватории «Симфоническая поэма» звучит около 10 минут. Рекорд – 29 минут в исполнении московской консерватории.

Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2011