Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Американские уроки

В начале года в Соединенных Штатах Америки проходила организованная министерством торговли США при участии ассоциации "РАДОР" по программе "САБИТ" стажировка по теме "Строительство автомобильных дорог". В ней приняла участие представительная делегация, состоящая из руководителей крупных строительных предприятий стран-участниц Содружества Независимых Государств.

Специальная программа деловых стажировок "САБИТ" действует с 1990 года. Ее миссия по развитию транспортной системы Содружества носит двоякий характер. Первоочередной целью является улучшение дорожной инфраструктуры СНГ через ознакомление с передовым американским опытом, западными концепциями финансового управления и обучение участников "САБИТ" применению полученных умений и навыков на своих предприятиях.

Вторая цель - дать компаниям США уникальную возможность быть непосредственно вовлеченными в переход стран СНГ к рыночной экономике путем поощрения их деловых связей с представителями отраслевых элит этих стран.

Групповая четырехнедельная стажировка состояла из практических и теоретических занятий по бизнесу и обмена опытом, посещений министерств, ведомств, научно-исследовательских лабораторий и институтов, подрядных организаций и финансовых компаний. Во время стажировки большое внимание уделялось ознакомлению с деловой практикой США, специализированной отраслевой подготовке, изучению культуры взаимоотношений и ее влияния на бизнес, деловой этике и социальной ответственности.

Финансирование дорожной отрасли США - фундамент ее успешного функционирования

Во главу угла успешного функционирования транспортной системы США. на всех уровнях (как федеральном, так и на уровне штатов) положены должным образом отлаженные финансовые отношения. Они являются предметом постоянного внимания федеральной дорожной администрации со штаб-квартирой в Вашингтоне.

Основной источник денежных поступлений а отрасль - налоги. Общий уровень поступающих денежных средств составляет (за счет налогов) 90 млрд долларов в год.

Основные виды включают акцизный налог с продажи нефтепродуктов, продажи автомобилей, налог от реализации покрышек. При приобретении и эксплуатации грузового автотранспорта платится единый налог - 1700 долларов в год с автомобиля.

Существенный источник пополнения финансовых средств - общегосударственный попечительский фонд шоссейных до-. рог, существующий с 1956 года. При этом в фонд уплачивается по 18 центов с каждого галлона проданного моторного топлива (или 4,8 цента с литра). Это ~ федеральный источник финансирования.

В США создана стройная вертикаль финансирования строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Так, федеральное правительство финансирует строительство автомобильных дорог в штатах в соотношении 1:4, то есть на 1 вложенный доллар из бюджета штата выделяется 4 доллара из федерального бюджета. Правительства штатов выделяют средства на дороги графства в соотношении 1:3. Следует отметить, что на содержание дорог графств значительные суммы поступают и за счет местного налога на недвижимость (около30%).

Наряду с названными источниками финансирования существуют и дополнительные. Это выпуск обладающих высокой котировкой облигаций при вводе в эксплуатацию платных дорог. Широко применяется практика новаторского финансирования - привлечение частных инвестиций. Все эти денежные потоки находятся под постоянным вниманием и контролем дорожкой ассоциации при конгрессе США.

В результате при общей протяженности автомобильных дорог страны в 62 млн км и общем объеме автомобильных перевозок в транспортной системе 26% сумма средств, осваиваемых дорожной отраслью США, составляет 180 млрд долларов в год. включая все виды финансирования.

Применение высокопроизводительной техники, внедрение новых технологий -
одно из главных условий высоких темпов строительства новых автомагистралей

Большое впечатление в рамках стажировки на членов делегации произвели мероприятия по использованию современных технологий при строительстве мостов, применении полимеров, мастик, новых материалов. В частности, за последние годы при проведении научно-изыскательских работ на одно из первых мест выходит решение проблемы температурной сегрегации (технология "Шаттл-Багги").

Достаточно сказать, что а 27 американских штатах до действующим стандартам при строительстве автомобильных дорог и мостов обязательно применяется технология "Шаттл-багги" при работе с асфальтобетонными покрытиями, Производя инфракрасное исследования температурного дифференциала внутри асфальтобетонной смеси в момент ее укладки, американские специалисты практически доказали, что одной из основных причин разрушения покрытия а процессе эксплуатации является разница температур при укладке.

При всем при этом в стороне не остается экологический аспект всего комплекса работ по внедрению в -практику наиболее совершенных технологий дорожного строительства. Например, существует специальная программа конгресса США (I) по такой, казалось бы. узкой проблеме, как переработка автомобильных покрышек и использование полученного материала при устройстве нового дорожного полотна. В результате автоматически снимается вопрос утилизации использованных покрышек, а вновь укладываемое покрытие приобретает более высокие эксплуатационные качества. В США каждый штат (в зависимости от .географического положения, климатических условий, насыщенности автотранспортом, дорожной инфраструктуры и других факторов) имеет свои автодорожные нормы и стандарты, которые соблюдаются неукоснительно.

Контроль за качеством асфальтобетонных покрытий - гарантия их долголетием службы

В Соединенных Штатах при проектировании и строительстве новых автодорог один из основных приоритетов -увеличение межремонтных сроков при их обслуживании и эксплуатации. Уже на стадии проектирования а документацию закладываются обязательные к применению технические решения, определяющие межремонтный срок в 12-14 лет.

Совершенно ясно (и это подчеркивалось во время практических занятий в рамках стажировки), что подобные строгие временные рамки невозможны без надлежащего теоретического и исследовательского обоснования. Поэтому по проблеме улучшения дорожных покрытий, в частности асфальтобетона, проводятся серьезные лабораторные изыскания. Например, качество вновь уложенного асфальтобетонного покрытия изучается путем всестороннего исследования образцов через 7 пет.

Результат, как говорится, налицо. На межштатных дорогах (а это более 300 тыс. км) не существует проблем, связанных с сезонностью (весенняя и осенняя распутица, зимние снежные заносы и гололед на севере и т.д.).

При выполнении всего комплекса работ подрядчик обязан проводить лабораторный анализ образцов, геологические исследования. Эти данные в обязательном порядке предоставляются в лаборатории геологии и природы штатов, которые осуществляют контроль па трехступенчатой методике. Данные лаборатории оснащены самым современным оборудованием, позволяющим в самые сжатые сроки провести всесторонние испытания образцов и материалов, включая статические, и динамические испытания. Широкое распространение получил экспресс-анализ -радиоизотопный метод контроля качества асфальтобетонного покрытия. Это особенно важно при возведении моего", где широко применяется технология укладки плотного бетона без применения гидроизоляции.

При этом обязательно учитывается региональные стандарты строительства автодорог и дорожных сооружений, которые могут значительно отличаться а разных штатах.

Подобные же функции выполняет федеральные научно-исследовательские институты. Особый акцент в их деятельности - получение новых прочных материалов и отработка технологии при освоении их применения.

Наглядно это проявилось при разработке новых видов термопластиков для дорожной разметки, которые в последние год" широко применяются в США при дорожном строительстве.

Совершенная система финансирования, применение новых технологий,
постоянный контроль качества оправдывают себя только при надлежащем содержании автомобильных дорог

Во время стажировки большое внимание ее участники уделили знакомству с успешно применяемой а большинстве американских штатов полностью автоматизированной системой управления.

Она основана на широком использовании компьютерной техники. Повсеместно размещенные, на автодорогах видеокамеры позволяют постоянно иметь в режиме реального времени представление о состоянии сети автомобильных дорог штата, интенсивности движения, предупреждать аварийные ситуации. при необходимости оперативно задействовать аварийные службы, полицию и медиков.

На дорожно-эксплуатационных участках, выполняющих основные функции по содержанию автомобильных дорог, применяются высокопроизводительная техника и оборудование, в частности, используются автомобили, оснащенные компьютерным управлением. При борьбе с гололедом в соляно-песчаную смесь добавляется кукурузная мука для нейтрализации вредного воздействия натрий хлора на асфальтобетонное покрытие и металл автомобилей.

Не удивительно, что и уровень финансирования работ по содержанию автодорог составляет внушительную сумму - приблизительно 1500 долларов на милю.

Американские уроки - на пользу общему делу

По окончании стажировки ее участники отметили, что полученные знания, опыт работы по мировым стандартам, предоставленные материалы, несомненно, внесут свой вклад а решение отраслевых задач, в формирование благоприятного инвестиционного климата в дорожных отраслях стран-участниц СНГ.

Программа "САБИТ" предоставила уникальную возможность установить и поддерживать деловые связи с коллегами из США осуществлять техническое и финансовое взаимодействие. Целенаправленное сотрудничество с зарубежными партнерами позволит более эффективно раскрыть потенциал дорожно-строительного комплекса Республики Карелия и России в целом.

Владимир Корниенко
председатель Госкомитета РК по строительству,
эксплуатации и содержанию автомобильных дорог
(Журнал "Автомобильные дороги", №7, 2002 г.)

Техническая поддержка портала
Создано 14 ноября 2002. Отредактировано 14 ноября 2002.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.