Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Доклад В.А.Шлямина, Министра внешних связей Республики Карелия,
Председателя Комитета по международной и внешнеэкономической деятельности
Ассоциации "Северо-Запад"

Международная конференция
"Сотрудничество Северных стран с Северо-Западом РФ"

г.Петрозаводск 15 июня 2001 г.

К вопросу о гармонизации интересов макрорегионов и субрегионов в "Северном измерении"

Уважаемые участники конференции!

Уже сам факт проведения столь представительной конференции в Республике Карелия является признаком растущего интереса к Северо-Западу России наших партнеров в странах Северной Европы. Одновременно мы хотели бы воспользоваться возможностью изложить наше видение перспектив "Северного измерения" и поделиться некоторыми предложениями по повышению эффективности сотрудничества России и Европейского Союза с использованием потенциала макрорегионов и субрегионов. Говоря о макрорегионах, я имею в виду Северо-Запад России в границах федерального округа, Балтийский и Баренцев регионы.

К субрегионам в принятом масштабе относятся, например, Республика Карелия, Республика Коми, Мурманская область, Архангельская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, другие территории Северо-Запада - субъекты Российской Федерации, а также территории губерний, союзов коммун Северной Европы. Хотел бы обратить Ваше внимание на то, что Карелия входит как в Балтийский, так и в Баренцев макрорегионы, занимая достаточно важное положение на 790-километровом участке внешней границы Российской Федерации и Евросоюза. (см.карты).

Несколько слов о том, как мы восприняли финляндскую инициативу "Северного измерения" 1997 года, которая в 1999 году стала официальной стратегией ЕС. Вы, вероятно, обратили внимание на то, что после того как в 1995 году Финляндия и Швеция вступили в ЕС, не только руководство России, но и Администрации всех приграничных российских субрегионов вступили в более активный чем прежде диалог с Евросоюзом, с лидерами субрегионов северных стран для того, чтобы прояснить - по какому сценарию будут развиваться события на Севере Европы, появилась ли у соседей мотивация активизировать экономическое и иное сотрудничество с Россией? Ведь для национальной и региональной элиты северных стран и России не являлись и не являются секретом различия в уровнях развития инфраструктуры транспорта, связи, наконец, сложившееся отличие в уровне жизни людей. Для нас, россиян, также немаловажно было и остается - каковы перспективы расширения НАТО на Восток? Нет ли здесь угрозы появления новых разделительных линий в Европе?

Иными словами, интеграционные процессы в Европе наряду с новыми небывалыми прежде возможностями, преимуществами и надеждами, сами по себе не исключают проблем, озабоченностей и даже угроз.

На этом фоне появление "Северного измерения", призванного сбалансировать интересы Юга и Севера Евросоюза после рождения Барселонской инициативы, вызвало большой интерес у России в целом (об этом свидетельствуют заявления политического руководства нашей страны) и особенно на Северо-Западе страны.

Для меня, как и многих других экспертов, не вызывает сомнения то, что перспективы развития Северных стран в условиях интегрирующейся Европы во многом связаны с Северо- Западом России. Ведь именно уникальный ресурсный потенциал Северо-Запада России, включая его экономическую, научную, культурную, экологическую, да и политическую составляющие делают "Северное измерение" реальным. (см.карты). С другой стороны, для России, ее Северо-Запада "Северное измерение" - это одновременно и вызов, и приглашение к более тесному взаимодействию на основе обоюдной выгоды, и возможность со временем, поэтапно сократить отставание в социальном и экономическом развитии.

У нас, в российском обществе, существуют различные подходы и оценки отношений с Европейским Союзом, странами Северной Европы. Кое-кто все еще полагает, что Россия - самодостаточная страна, которой незачем стремиться к конкурентоспособности своих товаров, услуг, стандартов образования и здравоохранения по сравнению со странами Европы и мира. Но таких у нас становится все меньше, потому что у людей, особенно у молодежи, есть понимание невозможности и ненужности возведения барьеров на границах страны. Ничего кроме изоляции и последующего отставания и разрушения страны это не принесет.

Вместе с тем, нельзя впадать и в другую крайность - безоглядно и без подготовки открыть Россию для ВТО и зарубежных товаров. Подчеркну - Россия стремится к участию в интеграционных европейских процессах, что отражено в среднесрочной стратегии РФ по отношению к ЕС (1999г.), а еще до этого в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (1994 г.), в реальных действиях политического руководства и представителей деловых кругов. Достаточно сказать, что в структуре внешнего товарооборота Республики Карелия (более 700 млн. долларов США в год) доля Евросоюза составляет в последние годы 60-63% (в России - около 40%), а доля Северных стран - превышает 30%. Экспорт карельских товаров по заказам фирм пяти Северных стран, по нашим оценкам, позволяет сохранять в республике не менее 12 тысяч рабочих мест.

"Северное измерение", судя по тем документам Евросоюза и Финляндии, которыми мы располагаем, предполагает повышение инвестиционной привлекательности Северных стран и, собственно, приток самих инвестиций прежде всего в инфраструктурные проекты транспорта, телекоммуникаций, охраны окружающей среды.

При этом Евросоюз использует такие общеизвестные финансовые инструменты как программы Интеррег, ТАСИС, полагая, что эти программы будут дополняться национальным финансированием и, конечно, частными инвестициями. Роль последних год от года должна возрастать. Поскольку программы Интеррег и ТАСИС по своему масштабу (речь идет о нескольких сотнях миллионов евро ежегодно) ограничены для достижения целей, которые ставят перед собой страны Северной Европы, то приходится позаботиться о весьма убедительной мотивации для привлечения сюда частных инвестиций, которые придут только путем демонстрации конкурентных преимуществ по сравнению с другими районами мира. К слову, мимо нашего внимания не прошли оценки финских экспертов, которые осуществили около 4-х лет назад неофициальную прикидку потребности в средствах для реализации "Северного измерения" - как минимум 82 млрд. евро на 2000-2020 гг. Мы приветствуем расширение Евросоюза, которое ожидается, возможно, уже в 2006 г. и, вместе с тем предвидим, что после включения в него таких стран как Польша, Латвия, Литва, Эстония, Чехия, Венгрия вектор политических интересов и инвестиционных потоков сместится в направлении южного берега Балтийского моря и, вероятно, еще южнее. Возникает вопрос - сохранится ли привлекательность "Северного измерения" с точки зрения инвесторов?

На мой взгляд, только подключение российского Северо-Запада к трансграничным проектам в энергетике, транспорте, телекоммуникациях, в области информационных технологий, лесопромышленном комплексе и туризме позволит Северной Европе успешно конкурировать на рынке инвестиций.

Конечно, при этом возникает масса вопросов - каким образом осуществить сближение инвестиционного законодательства, предоставить достаточные гарантии от рисков и условия безопасности для совместного предпринимательства. Территориальный фактор в целом для России и для ее Северо-Запада в частности в настоящее время уже скорее сдерживающий развитие, чем стимулирующий его. Богатая природными ресурсами, но малонаселенная территория (с плотностью населения 8,6 чел. на 1 кв. километр) с разбросанными и удаленными друг от друга промышленными центрами, Северо-Запад требует к себе вдумчивого и комплексного подхода как единое экономическое пространство. К большому сожалению долгое время такого подхода не было, каждый субрегион Северо-Запада РФ автономно видел стратегию своего развития, что не придавало Северо-Западу должной инвестиционной привлекательности. В 2000 году, после создания федеральных округов, ситуация изменилась в лучшую сторону. Наконец-то государство ставит задачу разработать стратегию развития федеральных округов, в т.ч. Северо-Запада, на 20-25 лет, возродив само понятие стратегического планирования. 1 июня т.г. началась апробация доктрины развития Северо-Запада РФ в субрегионах. Это документ, разработанный Фондом "Центр Стратегических Разработок" (Санкт-Петербург) при участии администраций территорий и ученых, является I-м этапом на пути к стратегии Северо-Запада. Для нас важно то, что наряду с другими задачами будет сделана попытка выработать общие для Северо-Запада приоритеты в сфере внешнеэкономической и международной деятельности. Как мне представляется, Северо-Запад будет стремиться к созданию евразийского транспортного и телекоммуникационного моста, одновременно модернизируя жизненно-важные отрасли промышленности и реализуя экономические программы. По моим подсчетам, на эти цели Северо-Западу потребуется никак не меньше 70 млрд. долларов США, в том числе Республике Карелия - около 3 млрд. долларов, если принимать во внимание требования европейских стандартов. Понятно, что только за счет собственных источников эту цель не достигнуть. А для того, чтобы привлечь внешние инвестиции, должна появиться не только долгосрочная и среднесрочная стратегия развития Северо-Запада и субрегионов, его составляющих, но и согласованная стратегия развития в рамках Балтийского и особенно Баренцева макрорегионов. Иными словами, если мы хотели бы быть привлекательными для ЕИБ, ЕБРР, СИБ, других инвестиционных институтов, то в первую очередь придется озаботиться подбором конкурентоспособных совместных трансграничных проектов. Среди них могут быть Северный морской путь, Северный транспортный коридор (от Норвегии до Урала), Северо-Европейский газопровод (берущий начало от Штокмановского месторождения природного газа) с прокладкой по территории Мурманской области, Республики Карелия, Ленинградской области с возможными ответвлениями на Финляндию и Восточную Швецию.

Перспективно выглядит возможность совместно осваивать леса Фенно-Скандии и восстанавливать их, углублять переработку древесины на основе самых современных технологий. Я не исключал бы создания своеобразного энергетического кольца с участием приграничных субрегионов России, Финляндии, Швеции и Норвегии. Без всяких сомнений, в Карелии и соседних территориях Северо-Запада получит распространение опыт Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии по энергосбережению, использованию биотоплива и др. Мы располагаем перечнем конкретных проектов, которые предлагают субрегионы Северо-Запада РФ для реализации в рамках "Северного измерения". Однако возникает вопрос - где те заинтересованные эксперты России и Евросоюза, которые готовы рассмотреть проектные инициативы с востока и запада, совместить их, отобрать наиболее перспективные? Вывод из наших наблюдений неутешительный - таких заинтересованных экспертов нет.

До сих пор План действий по "Северному измерению", принятый Евросоюзом в июне 2000 г. в португальском городе Фейра, в котором поименованы, между прочим, практически все территории Северо-Запада России, включая Карелию, не сопрягается с российскими проектами на Севере Европы. Можно было бы ожидать от Советов государств Балтийского и Баренцева морей организации поиска таких взаимовыгодных и кредитоспособных проектов. Однако эти надежды пока не оправдываются. Вообще говоря, за 8 лет существования Баренцева сотрудничества можно было бы общими усилиями не только наметить конкретные трансграничные проекты, но и найти механизмы их реализации. К сожалению, этого не произошло, хотя политический фон для сотрудничества создан благоприятный. Таким образом, можно констатировать, что период романтизма - возвышенных ожиданий от СГБМ и СБЕАР с точки зрения придания импульса экономическому сотрудничеству (включая его инвестиционную составляющую) между Евросоюзом и Россией - явно затянулся.

Выход видится в пересмотре подходов к стратегическому планированию. В этот процесс, на мой взгляд, необходимо наряду с государствами смелее подключать макрорегионы и субрегионы стран Северной Европы и России.

В стратегическом планировании существует такое направление как пространственное планирование, получившее развитие в Балтийском макрорегионе. Я думаю, что к настоящему времени, как никогда прежде, вызрели предпосылки для совместного пространственного планирования Северных стран и России как на макро, так и на микроуровне. Мы - Республика Карелия, наши соседние финские регионы - Северная Карелия, Северная Остерботния, Кайнуу, - в 2000 году создали еврорегион "Карелия как раз как проект субрегионального простра6нственного планирования с целью привлечения дополнительного финансирования в основном малых и средних совместных проектов. Еврорегион "Карелия" основывается на Программе приграничного сотрудничества Правительства РК на 2001-2006 гг., программах "Интеррег-IIIА-Карелия" на 2000-2006 гг. и "Наша общая граница на 2001-2006гг." совместно с финскими Союзами коммун. На 2001 год мы наметили к осуществлению 9 совместных проектов и работаем над каждым из них.

Наш опыт показывает, что важным условием успешного международного экономического сотрудничества является взаимопонимание администраций, законодательных органов власти, бизнес-партнеров, ученых, правоохранительных структур, журналистов. Прозрачность и предсказуемость региональной и государственной власти - это еще и признак стабильности региона и страны, а значит и готовности к инвестициям. Вот почему среди приоритетных проектов карельско-финляндского приграничного сотрудничества 2001-2002 гг. - проекты, направленные на содействие становлению гражданского общества и одновременно формированию общего информационного пространства. Таково наше понимание "Северного измерения".

Техническая поддержка портала
Создано 15 июня 2001. Отредактировано 15 июня 2001.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.