Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Выступление главы местного самоуправления города Костомукша М.Юринова
на расширенном заседании Правительства 10 марта 2006 года

Опора на "точки роста"

Итоги работы Костомукши за прошедшие годы подтверждают правильность выбранного курса: переход от моноотраслевой специализации (черная металлургия) территории -- к развитию других перспективных отраслей (машиностроительной, химической, лесной, производству строительных материалов, разведке и освоению месторождений нерудных материалов, созданию новой природоохранной территории, в том числе и для развития на ее базе природного туризма).

Этот процесс, являясь одним из основных стратегических направлений развития муниципального образования, обеспечивает занятость населения, стабильные налоговые поступления, снижает риски для жизнеобеспечения города.

В течение последних лет динамично развивались предприятия черной металлургии (увеличение объема производства в 4,4 раза), машиностроения (объем производства отрасли увеличился в 7,1 раза), в химической промышленности объем производства вырос в 1,5 раза.

На территории округа выпускается разноплановая конкурентоспособная продукция: железорудные окатыши, металлоконструкции для предприятий Евросоюза, стеновые панели, автомобильные жгуты, электронные платы для телефонных станций, мебель, статоры для электродвигателей и многое другое.

Была продолжена работа по комплексному освоению природных ресурсов территории. Завершены исследовательские работы международного проекта "Kosstone" по оценке рудопроявлений талько-хлоритового (карбонатного) камня, финансируемые европейской программой TACIS, доказана перспективность организации камнеобработки этого сырья в Костомукше.

Разведано 5 проявлений гранитов, пригодных для производства высокопрочного щебня и других строительных материалов.

Доля Костомукши в структуре промышленного производства Республики Карелия увеличилась с 16% -- до 20,4%. При этом на территории округа проживает 2% населения Карелии, округ занимает 4% территории республики.

Инвестиции в экономику города в течение последних четырех лет имеют устойчивую тенденцию к росту. Результат -- появление и развитие на территории города новых предприятий, новых отраслей экономики, выпуск новых видов продукции.

Администрация города активно участвовала в семи международных экономических программах и проектах Европейского Союза, что позволило Костомукше повысить инвестиционный рейтинг, укрепить имидж. В результате проведенной работы общий объем инвестиций вырос с 521 млн. рублей в 2002 году - до 2,0 млрд. рублей в 2005 году (по предварительным данным).

Можно говорить об увеличении за эти годы объемов строительства, реформировании жилищно-коммунального хозяйства и выводе его, как и всех действующих муниципальных предприятий, на рельсы рентабельности, развитии социальной сферы, в том числе реконструкции старых и строительстве новых спортивных сооружений, оснащении школ и детских садов.

Работа, которая проводится на территории, не могла быть успешной без согласованности действий с правительством Республики Карелия, активной поддержки наших начинаний главой республики С.Л.Катанандовым.

Однако хочу остановиться на тех проблемах, которые требуют решения. Сегодня складывается ситуация, когда территории не заинтересованы в дальнейшем развитии, эффективной работе предприятий, привлечении инвестиций, так как практически все основные налоговые поступления с территории идут в бюджет республики или федерации.

Если в 2002 году на территории оставалось 18%, в 2003 -- 27% объемов налоговых поступлений, то в 2005 -- только 6%. При этом объем поступлений в республиканский бюджет увеличился в 5 раз (более 2,3 млрд. рублей), в федеральный -- в 4 раза (более 2 млрд. рублей), а в местный -- всего на 3% (269 млн. рублей).

Костомукша выступила инициатором заключения четырехсторонних договоров с ведущим предприятием территории ОАО "Карельский окатыш" и за счет реализации договора привлекла дополнительные ресурсы на развитие. А как быть с заинтересованностью других предприятий, если условия договора в силу различных субъективных причин не будут выполнены? Нужна твердая законодательная база.

1. Предлагаем внести изменения в Бюджетный кодекс и закрепить за территорией -- 20% налога на прибыль, 50% -- налога с дохода физических лиц.

2. В силу интенсивного процесса развития отдельных территорий, таких как Костомукша, Питкяранта, Петрозаводск, значительного отставания соседних районов и, как следствие, оттока квалифицированных рабочих кадров, старения населения, не достигает эффекта работа правительства по выводу из кризиса отдельных территорий. Яркий тому пример -- очередная попытка вывести из кризиса экономику Калевальского района.

Предлагаем при сохранении административного деления на территории Республики Карелия создать 4-5 экономических районов по количеству точек роста, что позволит комплексно планировать экономическое развитие районов с учетом имеющейся инфраструктуры, наличия трудовых ресурсов. Размещение новых производств, разработка новых месторождений полезных ископаемых должны отвечать интересам экономического района, а не отдельного населенного пункта.

3. В рамках реализации проекта "Электронная Карелия" предлагаем обеспечить переход на проведение видеоконференций Правительства республики с администрациями районов по текущим вопросам.

Практика поездок на 1,5--2 часа на очередное совещание на расстояние 500 км себя полностью изжила. Неоднократные предложения в течение трех лет скоординировать работу глав администраций, специалистов в министерствах результата не дали.

4. Один из приоритетов в работе Правительства и органов местного самоуправления -- реализация национальных проектов. Проект строительства доступного и комфортного жилья в Карелии, очевидно, следует начинать со строительства и реконструкции инженерной инфраструктуры. Здесь необходима финансовая помощь государства. Надо планировать строительство инженерных сетей за счет бюджета.

Абсолютно уверен в том, что поставленные перед территорией на ближайшие годы задачи по реализации национальных проектов выполнимы при условии совместной работы с Правительством и оперативном реагировании на допускаемые ошибки и просчеты.

Техническая поддержка портала
Создано 30 марта 2006. Отредактировано 30 марта 2006.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.