Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Выступление Председателя Правительства Республики Карелия С.Л.Катанандова на заседании Пленума учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации

12 ноября 2001 года
Город Петрозаводск
Карельский государственный педагогический университет, читальный зал

Уважаемый Геннадий Алексеевич!
Уважаемые члены учебно-методического объединения!

Рад приветствовать вас, руководителей крупнейших педагогических вузов России, на карельской земле. Позвольте выразить сердечную благодарность Председателю объединения Бордовскому Геннадию Алексеевичу за возможность проведения Пленума с обсуждением темы "Педагогические вузы: векторы развития в контексте программы модернизации российского образования" здесь, в Карелии, в дни празднования 70-летия старейшего вуза нашей республики. Действительно, роль педагогического образования в социально-экономическом развитии России и ее регионов неоценима, а учительство страны является одним из ее главных достояний.

В текущем году мне довелось близко соприкоснуться с проблемами образования. В апреле 2001 года на президиуме Государственного Совета Российской Федерации Президентом России мне было поручено возглавить рабочую группу по проблемам реформирования образования страны.

Давая поручение Госсовету РФ рассмотреть в ряду других острейших проблем реформирования страны вопросы образования, Президент, несомненно рассчитывал получить свежий, непредвзятый взгляд на состояние и болевые точки образования. Взгляд, свободный от отраслевых пристрастий и стереотипов различных ведомств, отражающий общенациональные, общегосударственные интересы.

Этот взгляд во многом совпал с позицией Правительства РФ. Главным было то, что Госсовет и правительство работали на взаимодополнение и взаимообогащение, на прояснение ряда спорных позиций.

Работа показала полное понимание ее участниками неотвратимости модернизации образования и выбор единого вектора движения по избранному пути.

Было ясно, что для осуществления модернизации мало только перечня мер. Нужна, прежде всего, целостная идеология, не только выработанная и признанная правительством, но и всеми, кто заинтересован в современном качественном образовании. А таких в России около 40 миллионов.

На заседании Госсовета, состоявшемся 29 августа 2001 года, был заслушан доклад рабочей группы об образовательной политике России на современном этапе. Основные положения документа были одобрены Президентом РФ и руководителями регионов.

Правительство РФ на своем заседании 25 октября в основном поддержало предложения рабочей группы. Даны поручения по доработке документов. Главный итог этой работы видится в том, что проблемы образования перестали быть отраслевыми и стали государственными. В новой Концепции образования учтены задачи первоочередные - до 2003 года, среднесрочные - до 2005 и долгосрочные - до 2010 года.

Подготовка материалов на заседание Госсовета привела нас к пониманию основных особенностей современной образовательной политики. Они выстраиваются в органичном соединении четырех аспектов - политического, социального, экономического и собственно образовательного. Только при таком построении она выходит за ведомственно-отраслевые барьеры и приобретает свой подлинный смысл - как сфера интеграции и реализации общенациональных интересов и приоритетов в образовании.

Особенность доклада рабочей группы состояла в том, что была сделана попытка целостно осмыслить и охватить задачи образовательной политики на современном этапе, целостно представить саму эту политику. Отсюда - его политическое и социальное звучание. Отсюда и честное, прямое политическое заявление о необходимости возвращения государства в образование; что составляет первое, ключевое условие его модернизации. Отсюда - уверенность в необходимости придания государственного статуса муниципальной общеобразовательной школе.

Доклад рабочей группы включал в себя и концептуальную и операционную составляющие, он детально раскрывал комплекс конкретных мер по каждому приоритетному направлению модернизации образования.

В нем были обозначены пять основных приоритетов;

  • обеспечение государственных гарантий доступности и бесплатности образования разных уровней в пределах, установленных законом, адресная социальная поддержка обучающихся;
  • достижение современного качества образования, соответствующего потребностям страны и мировым стандартам;
  • формирование эффективной экономики образования, эффективных нормативно-правовых актов и организационно-экономических механизмов в привлечении и использовании дополнительных ресурсов;
  • повышение социального статуса, профессионального уровня педагогических работников и усиление государственной поддержки;
  • реорганизация системы управления образованием

Да, мы привыкли к мысли о том, что система образования в России, - одна из лучших в мире. Но, увы, даже самое лучшее имеет свойство устаревать.

В оторванности образовательной отрасли от потребностей страны и состоит основная коллизия, которую призвана решить модернизация образования.

Альтернатива проста - либо образование будет стимулом застоя, либо фактором его экономического роста и благосостояния, фактором конкурентоспособности и национальной безопасности страны.

Фундаментальная задача модернизации поддержать образование не только как важнейшую социальную сферу, но в прямом смысле важнейшую экономическую отрасль.

Вывод из сказанного очевиден: комплексная, глубокая модернизация образования - обязательное требование всей политики России на современном этапе, ее главное стратегическое направление. Еще раз акцентирую внимание на возвращение государства в сферу образования и активизацию общественного участия в его развитии, ибо модернизация образования - это отнюдь не ведомственная, не отраслевая, а общенациональная задача.

Необходимо отметить, что при решении проблемы доступности и бесплатности образования мы выделили три главных момента.

Первый. Необходимость обеспечения конституционных гарантий бесплатного общего образования, а также введение адресных целевых выплат, сверх федеральных нормативов финансирования для малообеспеченных семей.

Второй. Необходимость передачи школ в ведение субъектов Федерации с приданием им государственного статуса. Возможность делегирования части полномочий на муниципальный уровень. Введение в образование государственных минимальных социальных стандартов, в сфере дошкольного образования - постепенный переход к долевому финансированию образовательных учреждений.

Третий. Для обеспечения равных возможностей необходимо осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена. Мы считаем, что его введение может быть осуществлено только после экспериментальной апробации различных моделей единого экзамена и тщательной подготовки условий для реализации принятой модели. Кстати, с такой позицией согласилось и Правительство РФ. Экзамен будет введен с 2004 года.

Говоря о государственных, именных финансовых обязательствах, рабочая группа предложила свой взгляд на эту проблему и не исключила проверенную мировым опытом практику образовательного кредитования с личными формами погашения кредита. Очевидно, что этим решается не только вопрос расширения возможностей детям из малообеспеченных семей получать высшее образование, но и в значительной мере не менее актуальный вопрoc трудоустройства и закрепления кадров.

Рабочая группа предложила использовать также образовательное кредитование для конкурсного отбора на специальности, имеющие особо важное значение для реализации государственных программ экономического и социального развития.

Достижение нового качества общего образования - первостепенная задача модернизации. В общегосударственном плане - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане - это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

В докладе рабочей группы подробно развернут комплекс мер по кардинальному обновлению содержания школьного образования и школьных программ, по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе.

Отражая явно назревшую потребность в усилении воспитательных задач школы, мы внесли предложение выделить их как первостепенный приоритет в образовании.

Меня настораживает то, что учитель все меньше выполняет воспитательную роль наставника и педагога, работает от звонка до звонка, излагает материал и все. А он должен учить воспитывая. Если сегодня мы не обратим внимания на воспитание, то завтра получим серьезные системные проблемы, школа должна учить патриотизму, этике и культуре взаимоотношений, воспитывать любовь к родине, своему краю, своим ближним. Ведь эти качества в более старшем возрасте воспитать уже порой просто невозможно.

Понятно, что мешает нищенское содержание, нависают огромная нагрузка, усталость, обиды. Есть и много других вопросов, которые накопились в школе и которые мы будем решать и уже решаем, но - не вымещать же все на детях!

Учителя будут получать вдвое больше и это процесс необратимый, хотя и этих денег недостаточно. В целом повышение, которое мы ожидаем в конце текущего года, приведет к следующему: педагоги будут получать в среднем две трети того, что имеет сегодня среднестатистический рабочий промышленных областей. Через несколько лет эти показатели могут сравняться. Мы должны тратить на образование не менее четырех с половиной процентов валового внутреннего продукта. А не как сейчас, три с половиной процента. Кстати, это не предполагает, что следует продолжать родительские поборы. У нас ведь сейчас 90 % семей помогают школе из своего кошелька. А все потому. Что сегодня школа оснащена лишь наполовину своих потребностей.

Не менее серьезное значение имеют предложения о предстоящей реструктуризации сельских школ. Предложение группы - поддержать малокомплектную школу и обеспечить в каждом населенном пункте условия для реализации программ дошкольного, начального образования детей и образования взрослого населения.

Анализ, проведенный в ходе подготовки вопроса на заседание Госсовета, подтвердил очевидные диспропорции, явную неадекватность структуры профессионального образования. Структура кадрового потенциала не соответствует структуре реальных и потенциальных потребностей отечественного производства, связанных с возрастающей востребованностью высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.

По мнению рабочей группы необходимо существенное изменение содержания и структуры профессионального образования, достижение его конкурентоспособности, устранение в нем диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров, оптимизация перечней профессий и специальностей, и - главное - преодоление отрыва профессионального от потребностей федерального и регионального рынков труда, что приводит к серьезным нарушениям в системе спроса и предложения на кадры.

По нашему мнению, назрело время

  • приоритетной поддержки ведущих вузов, имеющих сложившиеся научные школы мирового уровня, способных осуществить образовательный и научно технический прорыв и обеспечить его соответствующими кадрами. Таких вузов в стране наберется не более 2 - 3 десятков из 1017 вузов, среди которых 607 государственных.
  • переаттестации вузов и, особенно, многочисленных филиалов вузов, а также отдельных программ высшего образования, в частности в области экономики, права, менеджмента.

Учитывая необходимость осуществления неразрывной связи профессионального образования с производством и многократные обращения деловых кругов о расширении их роли в решении этого вопроса, предлагается в короткое время разработать нормативно-правовое обеспечение активного участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе: в выработке его стандартов, в формировании заказа, в контрактной подготовке специалистов.

Уважаемые коллеги! Формирование современного педагогическою корпуса, повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических кадров, усиление государственной поддержки является одной из главнейших целей государства.

На рассмотрение Госсовета было внесено предложение о разработке федеральной программы "Педагогические кадры России". По нашему мнению, Программа должна включать такие меры, как переход на оплату труда работников общего образования из бюджетов субъектов Федерации, повышение минимальной ставки оплаты труда педагогических работников до уровня не ниже прожиточного минимума, отказ от единой тарифной сетки в сфере образования и переход на отраслевую систему оплаты труда, что позволит государству опережающими темпами повышать учительскую зарплату, введение надбавок молодым специалистам и за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, а также надбавок за наиболее высокие результаты педагогической деятельности, предоставление отсрочки от призыва в армию молодым специалистам-педагогам.

В качестве ключевой задачи в материалах Государственного Совета выделено решительное и всестороннее реформирование педагогического образования - его организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной практикой. В этой связи требуется кардинальная перестройка организации педагогической науки, изменение изживших себя принципов финансирования, когда средства выделяются не на научные исследования, а на содержание научных учреждений.

В связи с этим представляется исключительно актуальной тема сегодняшнего пленума вашего учебно-методического объединения.

Рабочая группа обратила особое внимание Правительства и президента РФ на серьезное недофинансирование системы образования и на необходимость резкого увеличения ассигнований в этой сфере.

Для увеличения ресурсной привлекательности системы образования и для обеспечения хозяйственно-экономической самостоятельности образовательных учреждений было предложено внести поправки в Гражданский, Бюджетный и Налоговый Кодексы Российской Федерации, налоговое стимулирование юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку.

Центральной идеей, коренным образом меняющей облик управления образованием в стране могло бы явиться создание целостной системы управления российским образованием на уровне Федерации и ее субъектов, с передачей всех ведомственных гражданских учебных заведений в ведение Министерства образования (при сохранении участия соответствующих федеральных ведомств в управлении передаваемыми учебными заведениями в качестве соучредителей)

Суть этого предложения состояла в создании целостных региональных образовательных систем, тесно связанных с потребностями регионов, в интеграции образовательного потенциала субъектов Федерации.

Уважаемые коллеги!

Меня как руководителя региона искренне радует, что многие самые прогрессивные идеи образования успешно реализуются в нашем северном краю. Например, в Петрозаводском государственном университете, по инициативе правительства, два года работала межфакультетская группа наиболее успешных и инициативных студентов, им впервые вручены сертификаты об окончании учебы, они успешно освоили, помимо основной специальности, дисциплины государственного управления. Сегодня начались занятия второй группы . Мы серьезно думаем о подготовке современной, квалифицированной смены руководителей в самых разных отраслях деятельности.

Должен отметить, что развитие образования находится в центре внимания Правительства республики и органов муниципальной власти. Началась реализация Федеральной программы "Компьютеризации сельских школ" 15 октября установлено 270 компьютеров, республиканский бюджет финансирует реконструкцию финно-угорской школы, главной методической площадки национальных школ республики, в двух основных вузах созданы факультеты по изучению языков финно-угорской группы, не первый год мы выделяем 80 стипендий Республики Карелия для учащихся и студентов, 63 выпускника, отправившихся на работу в сельскую местность получили финансовую поддержку от Правительства Республики Карелия в размере 5 тыс. рулей - вот лишь некоторые направления нашей заботы об этой сфере.

В республике стала хорошей традицией поддержка учреждений профессионального образования. С 1999 года действует Республиканская целевая программа развития нашего крупнейшего вуза - Петрозаводского государственного университета. По этой программе из республиканского бюджета на подготовку кадров ежегодно выделяется до 15 млн. рублей. Сегодня на заседании Правительства мы рассмотрим Программу развития Карельского государственного педагогического университета на ближайшие годы. Надеюсь, что Программа найдет поддержку у членов Правительства.

В заключение хотелось бы поздравить вас с юбилеем Карельского государственного педагогического университета и пожелать успешной, плодотворной работы участникам пленума.

Благодарю за внимание!

Техническая поддержка портала
Создано 12 ноября 2001. Отредактировано 12 ноября 2001.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.