Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Выступление Председателя Правительства Республики Карелия С.Л.Катанандова на республиканском хозяйственном активе

18 апреля 2002 года
Город Петрозаводск

Уважаемые товарищи!

Я не случайно так к вам обращаюсь. В этом зале все мы товарищи по совместной работе, каждый из нас на своем рабочем месте - своим трудом вносит весомый вклад в социально-экономическое развитие республики.

Это наша главная цель, для этого мы работаем. Я хотел бы поблагодарить всех вас за то, что мы совместными усилиями четвертый год подряд обеспечиваем устойчивый рост экономики и улучшение качества жизни людей.

Раскрутить застывший механизм экономики в 1998 г. было совсем не просто, но мы вместе сделали это. Добились значительного увеличения объемов производства, привлекли крупные инвестиции, подняли денежные доходы населения, решили ряд острых социальных проблем.

Другой вопрос - низкие темпы экономического роста не устраивают меня и, надеюсь, вас тоже. В докладе И.М.Шурупова, в выступлениях участников актива говорилось не только о том положительном, что нам удалось сделать в минувшем году, но главное - о нерешенных проблемах и вопросах, о том, что предстоит сделать.

Политика государственного регулирования экономики, которую мы проводили последние четыре года, активное участие Правительства республики в экономических и социальных процессах дало свои положительные результаты. Жизнь в республике изменилась к лучшему, но изменилась недостаточно. Всем нам предстоит здорово прибавить в работе уже в этом году. Успокаиваться на достигнутом и почивать на лаврах нельзя, того, кто стоит на месте и не идет вперед жизнь сносит. Многие руководители, сидящие в этом зале, убедились в этом, как говорится "на собственной шкуре".

Надо двигаться вперед и ставить перед собой большие цели, добиваясь их упорным трудом. В психологии есть хрестоматийный пример - стоит человеку подумать, что он споткнется, так обязательно споткнется и упадет. Вот пример того, как мы сами на себя влияем. Если будем ставить перед собой маленькие задачи - далеко не уйдем. Вот и в экономике - нам выдают прогноз на двух- трехпроцентный экономический рост в республике в текущем году. Вроде бы все правильно, учтены все факторы кроме одного - желания и возможностей людей сделать больше.

Меня такая постановка вопроса не устраивает, такой низкий темп развития экономики республики не позволяет реально улучшить уровень жизни людей. Объемы производства продукции и продаж необходимо увеличить уже в этом году минимум на пять процентов. Это и в интересах руководителей предприятий. Подумайте сами - постоянно растущие издержки производства не оставляют вам другого выхода кроме увеличения объемов продаж, снижения затрат, привлечения инвестиций для модернизации производства, выпуска новых видов конкурентоспособной продукции.

А следом за этим идет увеличение прибыли, рост зарплаты, увеличение налоговых поступлений в бюджет, рост платежеспособного спроса, увеличение бюджетных инвестиций в социальную сферу и производственную инфраструктуру. Словом то, что мы называем социально-ориентированной экономикой.

Еще раз повторю - мы вместе должны обеспечить экономический рост в республике ежегодно не меньше пяти процентов. Обратите внимание - в последнее время все более весомый вклад в социально-экономическое развитие республики вносит малый и средний бизнес. Так, в прошлом году индекс физического объема промышленного производства на крупных и средних предприятиях республики составил 97% к уровню 2000 года, а с учетом выпуска продукции по полному кругу предприятий --103,2%. Такая же тенденция и в I квартале т.г. - прирост физических объемов производства обеспечивают средние и малые предприятия республики.

В этой связи считаю очень важным заявить - необходимо формировать в республике уважительное отношение к предпринимателям, создающим рабочие места, добросовестно уплачивающих налоги в бюджет, вкладывающим средства в развитие производства, в социальную инфраструктуру, формирующих цивилизованный бизнес в Карелии. Без этого развития республики не будет.

Не случайно на заседании Экономического совета при Председателе Правительства, а затем и на заседании Правительства в марте т.г. приняты конкретные решения по снятию административных барьеров на пути развития бизнеса. Будет сформирована специальная комиссия, в республике уже введен журнал учета проверок. Что греха таить - за последние годы в республике расплодилось столько проверяющих, что пора уже этот процесс вводить в жесткие рамки. Будем шаг за шагом снимать бюрократические барьеры.

Создавать условия для развития экономики - это самая главная задача Правительств республики. Ведь только на базе экономического роста можно решать социальные проблемы в республике, поднимать уровень жизни людей.

Что мы должны для этого сделать? Решить следующие задачи:

- В лесопромышленном комплексе - перейти на долгосрочную аренду лесфонда по конкурсу. Лес будет передаваться эффективным собственникам, способным обеспечить его углубленную переработку. Я не исключаю, что в конкурсной аренде будут принимать участие не только лесозаготовители, но и деревообработчики, целлюлозно-бумажные комбинаты. Так, в этом году ОАО "Кондопога" и ОАО "Сегежский ЦБК" уже подставили плечо лесозаготовителям Пудожа. Будут предприняты меры по консолидации экспорта лесопродукции для повышения экспортных цен.

Назревшим вопросом является строительство ЦБК на мягколиственном сырье, которое у нас в республике не перерабатывается, поэтому березовые и осиновые балансы экспортируются в Финляндию.

Правительство еще в прошлом году поставило эту задачу целлюлозно-бумажным комбинатам республики. Откликнулся Сегежский ЦБК и сейчас на предприятии просчитываются варианты модернизации с выходом на переработку 1,7 млн.куб.м лиственного сырья в год. Мы поддержим реальные шаги предприятия по запуску этого производства.

Для развития предприятий Правительство республики последовательно добивается либо отмены вывозных таможенных пошлин на продукцию лесопромышленного комплекса, черной и цветной металлургии, либо гибкого изменения их ставок в зависимости от конъюнктурных цен на мировых рынках. Об этом я говорил на встрече с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным две недели назад. Президент поддержал нашу позицию и дал соответствующие поручения Правительству Российской Федерации.

В горнопромышленном комплексе необходимо серьезно прибавить в освоении минерально-сырьевой базы республики. Ведущее предприятие отрасли ОАО "Карельский окатыш" уже в этом году увеличивает объемы производства и должен выйти на безубыточный режим работы.

Несколько десятков миллионов долларов будет инвестировано в камнедобычу и камнеобработку в ближайшее время. Серьезно ускорить этот процесс может снятие излишних административных ограничений на пути развития горного бизнеса. Сейчас, к примеру, только на проектирование и различного рода согласование для производства щебенки надо потратить два года и заплатить немалые деньги и только потом начать выпускать продукцию. Мы обратились в Правительство Российской Федерации с предложением провести в Карелии эксперимент по упрощенному порядку проведения таких согласований для развития малого горного бизнеса.

Для развития горнопромышленного комплекса в республике не хватает подготовленных кадров. Мы эту проблему решаем. Петрозаводский госуниверситет по нашей заявке открыл новую специальность - горное дело, что позволит в республике готовить таких специалистов.

Важнейшей задачей, которую мы должны решить в республике является развитие жилищного строительства, которое влечет за собой развитие промышленности строительных материалов, повышает спрос населения на потребительские товары, стимулирует людей эффективно и производительно трудиться.

Источник для развития этого процесса у республики один - ипотечное кредитование строительства жилья, но есть проблема - многим семьям кредиты не по карману. Чтобы решить ее сейчас прорабатываем с предприятиями вопрос о гарантиях предприятия по ипотечному кредиту для работников. Для ипотечного кредитования привлечем республиканский банк "Онего". Отрабатывается первый этап, обкатаем механизмы кредитования и строительства, а затем будем решать этот вопрос и по работникам бюджетной сферы. Для этого надо добиться удешевления стоимости жилья, чтобы оно было людям по карману. Понятно, что строительство жилья через ипотечное кредитование - это государственная задача. Будем добиваться в Правительстве Российской Федерации решения этого вопроса через снижение процента по этим кредитам до 7-10%, чтобы государство выступало гарантом по ипотечным кредитам. Только тогда можно развернуть массовое строительство, куда будут инвестированы средства населения, которые пока лежат на счетах банков и в "кубышках", а мы говорим о нехватке инвестиций для экономики страны. Так, только в Карелии за прошлый год вклады населения в банки возросли на 53,5% при росте реальных денежных доходов населения на 24% . Эти деньги должны работать.

Мы по-прежнему будем жестко спрашивать с руководителей предприятий за своевременную выплату зарплаты и за увеличение зарплаты работников. Конечно, зарплата должна платиться по труду, за конечный результат. Увеличение оплаты труда выгодно работодателям и работникам. Это и стимулирование труда, и рост уровня жизни и соответственно - повышение доходов бюджета. Кроме того - высокие доходы населения увеличивают объем платежеспособного спроса, что в свою очередь приводит к увеличению объемов продаж для предприятий республики.

Все мы, кому доверено руководство на предприятиях, в учреждениях, органах власти в республике должны существенно прибавить в работе, каждый на своем месте и прежде всего в работе с людьми. Я подчеркиваю, с людьми, а не с кадрами. Многие люди просто потерялись, не сумели найти себя, свое место в изменившейся жизни. Некоторые просто спиваются и тащат вниз за собой семью и детей, а руководители предприятий за этим равнодушно наблюдают. Вместо воспитательной работы с такими людьми - просто выставляют их за ворота предприятий и платят за это двойную цену. Этим людям и их семьям надо платить пособия и охрану на предприятиях удваивать особенно в лесных поселках и деревнях, где уволенным некуда податься. Нельзя бросать людей и их семьи, которые особенно страдают. Необходимо вместе с товарищами по работе заниматься воспитанием таких людей. Эту форму работы мы совершенно забросили.

Развитие здравоохранения, образования, культуры, спорта осуществляется в республике в основном за счет бюджетных средств. Инвестиции бюджета в развитие социальной инфраструктуры позволяют решить многие социальные проблемы и мы по-прежнему будет строить и реконструировать школы, больницы, объекты культуры в городах и районах республики. Понятно, что средств в бюджете у нас маловато с учетом выплаты повышенной зарплаты бюджетникам, но В.В.Путин обещал поддержку республике в этом вопросе.

Немаловажно и то, что бюджет республики на этот год мы сформировали в соответствии с социальными нормативами.

Суть их в том, что любой житель республики независимо от места проживания в Петрозаводске или Муезерке получал социальные услуги здравоохранения, образования по определенным стандартам - нормативам.

От этого я не отступлюсь. Бюджет республики был, есть и будет механизмом бюджетного выравнивания, перераспределения средств от городов-доноров - слабым в финансовом отношении районам для предоставления стандартных по качеству социальных услуг всем жителям республики. Конечно, такая ситуация не должна существовать долго. По отстающим районам будут подготовлены программы развития для увеличения доходов местных бюджетов, помощь мы в этом окажем, но и будем жестко требовать с тех людей, кому народ доверит руководство района.

Практика централизации финансов в республиканском бюджете для решения насущных проблем городов и районов себя оправдала. Так у нас нет острых проблем с отоплением городов и поселков за счет централизованного закупа топлива, но многие районы по своим деньгам обязательства по закупу топлива не выполняют. Поэтому в бюджете республики возможно будут централизованы средств для реконструкции и ремонта дорог в населенных пунктах республики, по решению проблем жилищно-коммунального хозяйства.

Задачи мы сегодня перед собой ставим сложные. Как бы раньше сказали - берем на себя повышенные обязательства - вместе, совместным трудом добиваться процветания республики, улучшение жизни людей, роста их благосостояния, но для этого мы и работаем. Люди оценивают нас не по словам, а по делам. Сделано много, предстоит сделать еще больше, а иначе нельзя, если мы хотим жить лучше на нашей прекрасной карельской земле.

Техническая поддержка портала
Создано 18 апреля 2002. Отредактировано 18 апреля 2002.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.