Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
"Строим будущее вместе"
Доклад Главы Республики Карелия С.Л.Катанандова
в Законодательном Собрании РК 3 марта 2006 года

Уважаемый Илья Иосифович!
Уважаемый Николай Иванович!
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия!
Уважаемые наши гости,
Уважаемые участники заседания!

Завершились отчеты Правительства перед населением о работе за 2005 год и за четыре года, прошедшие с момента избрания Главы Республики Карелия.

Итоги социально-экономического развития республики за этот период убеждают в том, что нами в 2002 году был избран верный курс.

Это было время, когда республика только вышла из экономического кризиса и стала восстанавливать утраченные позиции на российском и мировом рынках. Время, когда перестали действовать постдефолтные факторы, и надо было переходить к новым, более интенсивным методам экономической политики, позволяющим обеспечить устойчивое развитие экономики, решение социальных проблем.

Главная цель, которую мы ставили - повышение уровня и качества жизни населения, снижение социального неравенства на основе эффективного использования потенциала республики.

Правительство Карелии объявило своим главным экономическим приоритетом привлечение инвестиций. На основе принципа "открытых дверей" была разработана "Инвестиционная политика на 2003-2006 годы", созданы новые механизмы привлечения инвестиций и их сопровождения. В их числе - льготное бюджетное кредитование инвестиционных проектов за счет средств облигационных займов республики, предоставление налоговых льгот.

Результатом стало удвоение инвестиций за 4 года. За это время в Карелии реализовано более сорока крупных и средних коммерческих проектов во всех сферах экономики. Среди них лесозаводы в Пяльме и Импилахте, завод по производству ДСП в Пиндушах, ввод десятой буммашины на ОАО "Кондопога", пять крупных проектов на Сегежском ЦБК, газопровод Петрозаводск-Кондопога, электрификация участков железной дороги Идель-Свирь и Сумпасад-Маленга, терминал аэропорта "Бесовец", международный пункт пропуска "Суоперя", семь крупных проектов строительства и техперевооружения в горном комплексе.

В результате реализации инвестиционных проектов, кроме экономического, получен и значительный социальный эффект - около 3 тысяч новых рабочих мест.

За 4 года в экономике республики произошли серьезные преобразования. Доля предприятий с частной формой собственности из преобладающей (64 %) перешла в подавляющую (более 72 %). Это говорит о нормальном рыночном базисе для дальнейшего роста экономики.

Количество малых предприятий по сравнению с 2002 годом возросло более чем на 1 тысячу, объем произведенной ими продукции увеличился более чем на 5 млрд. рублей.

Экспорт за последние годы также постоянно растет, что позволяет предприятиям-экспортерам активно развиваться, вести техперевооружение, осваивать новые виды продукции, повышать конкурентоспособность. В 2005 году экспорт достиг рекордного объема - более 1 млрд. долларов.

Рост промышленного производства и валового регионального продукта за 4 года составил соответственно 136 % и 123 %.

Выполняются задачи, поставленные в Концепции социально-экономического развития республики до 2010 года, в Посланиях Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию, в ежегодных докладах Главы республики в Законодательном Собрании.

Увеличивается вклад Карелии в экономику страны. Сегодня доля республики в общероссийском выпуске газетной бумаги составляет 35 %, бумажных мешков - более 59 %, железорудных окатышей - 24,6 %.

Среди районов республики лучших результатов за 4 года добились Костомукша, Петрозаводск, Сортавальский, Сегежский, Кемский и Питкярантский районы.

Экономическое развитие для нас не самоцель, а основа для роста доходов бюджетов и возможностей решения социальных проблем.

Если в 2002-2003 годах объем доходов консолидированного бюджета увеличивался на 9 - 12 %, то в последние 2 года - уже на 23 - 30 %.

Наибольшую долю в расходах консолидированного бюджета Республики Карелия составляют расходы, связанные с содержанием отраслей социально-культурной сферы, которые с каждым годом увеличиваются.

Так, если в 2001 году они составляли 48 процентов общего объема расходов консолидированного бюджета Республики Карелия или 3 миллиарда рублей, то в 2005 году -- уже 62 процента или 8,9 миллиарда рублей. Таким образом, расходы консолидированного бюджета на социальные нужды в 2005 году по сравнению с 2001 годом возросли на 6 миллиардов 688 миллионов рублей -- или более чем в 3 раза.

За 4 года построены 4 новые школы, 4 лечебных учреждения, 3 спортивных объекта, 5 учреждений культуры, 3900 квартир.

Обеспечивается своевременно и в полном объеме индексация заработной платы работников бюджетной сферы. Средства на эти цели в основном изыскиваются на месте. В последние годы Карелия почти не имеет просроченных долгов по заработной плате бюджетникам.

Объем средств из бюджета республики на реализацию мер социальной поддержки за 4 года увеличился в среднем в 10 раз по каждому виду льготополучателей.

Мы ежемесячно на 100 % выполняем свои обязательства по оказанию финансовой помощи местным бюджетам. Объем этой помощи в 2005 году по сравнению с 2000 годом увеличился почти в 7 раз.

С 2000 года численность органов исполнительной власти сокращена на 800 человек, что привело к реальной экономии бюджетных средств.

Благодаря активной деятельности депутатов Законодательного Собрания в 2005 году принято 105 законов Республики Карелия.

По многим показателям Карелия занимает достойное место среди регионов Российской Федерации: по уровню социально-экономического развития -- 26, по качеству жизни - 31, по использованию информационных технологий - 10.

За активное участие в международном сотрудничестве Карелия первая среди российских регионов получила почетное звание "Европейский регион 2003 года".

В 2003 году республика была отнесена к группе 20 российских регионов с наиболее эффективно работающим аппаратом управления в сфере привлечения инвестиций.

Все это говорит о том, что республика стабильно развивается, последовательно решает социальные проблемы.

Сегодня Карелия, как это и было предусмотрено Концепцией развития, вышла на принципиально новый тип экономического развития - инвестиционный.

На предстоящие пять лет мы ставим перед собой цель - обеспечить устойчивый рост экономики, достаточный не только для решения социальных проблем, но и для перехода на качественно новый уровень жизни населения.

Известно, что обеспечить быстрый и стабильный рост экономики можно за счет вкладов в человеческий и социальный капитал.

Республиканский бюджет 2005 года признан самым социально ориентированным за последние годы - 62 процент бюджета Карелии было направлено на финансовое обеспечение социальной сферы. В 2006 году на эти цели будет направлено уже 67 процентов бюджета.

В 2006-2010 годах мы в первую очередь будем решать следующие социальные проблемы, а именно:

Увеличивать число граждан Карелии, имеющих доходы выше прожиточного минимума.

На сегодня примерно каждый пятый житель республики имеет доход ниже прожиточного минимума.

В ближайшие 5 лет реальные доходы населения возрастут на 20%, а доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится до 15%. Добиваться этого будем путем:

  • последовательного повышения заработной платы в бюджетной сфере за счет ежегодного роста экономики на 7-8 процентов;
  • усиления государственной поддержки малоимущих пенсионеров, многодетных семей, безработных;
  • увеличения финансирования социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта);
  • обеспечения всеобщей доступности и высокого качества социальных услуг для населения;
  • всесторонней поддержки молодых семей (республиканские доплаты к стипендиям, гранты, субсидии на приобретение жилья, дополнительные выплаты при рождении детей);
  • важнейшим направлением социальной политики в республике является реализация программы "Здоровый образ жизни", разработанной с участием общественности.

Распространение идеологии здорового образа жизни, преодоление пьянства, наркомании, организация полезного досуга, развитие физкультуры и спорта будет способствовать решению демографических проблем.

Будем сокращать уровень безработицы.

Несмотря на то, что за последние шесть лет нам удалось вдвое снизить уровень безработицы и сегодня во многих городах и районах республики он ниже среднероссийского, в отдельных районах (в Пудожском, Калевальском, Беломорском, Лоухском) число людей, не имеющих постоянной работы, еще велико.

Решать эту проблему необходимо за счет создания новых рабочих мест и развития малого бизнеса.

За пять лет будет создано более 9 тысяч новых рабочих мест. Из них более 7 тысяч - за счет реализации коммерческих проектов, в первую очередь - в сфере развития промышленного производства.

Высокие темпы роста производства в 2004-2005 годах в Карелии во многом объясняются значительным ростом инвестиций в промышленность. Их доля в общем объеме инвестиций превысила 60 процентов, что позволяет прогнозировать дальнейший рост экономики.

В инвестиционном портфеле Правительства сегодня около 130 проектов, планируемых к реализации на территории Республики Карелия в 2006-2010 годах. Это строительство, реконструкция, техническое перевооружение с использованием инноваций в лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, металлургии и машиностроении, горнопромышленном комплексе, производстве строительных материалов, электроэнергетике, пищевой промышленности, транспорте.

В настоящее время вклад малого бизнеса в республиканский бюджет составляет 11 процентов - на уровне среднероссийского показателя. Доля малого бизнеса в общих объемах произведенной в республике продукции - около 10%. При этом 92 процента малых предприятий прибыльны - это самый высокий показатель в Северо-Западном федеральном округе.

Мы намерены увеличивать вклад этого сектора экономики в республиканский и местные бюджеты. Доля малого бизнеса в общем объеме продукции возрастет до 20%. Развивать малый бизнес будем в первую очередь в муниципальных образованиях, что расширит возможности для сокращения безработицы, увеличения доходов жителей и поступлений в местные бюджеты. Будем повышать эффективность государственной поддержки малого бизнеса, устранять административные барьеры.

Необходимо продолжать решать жилищную проблему.

В Республике Карелия 3,6 процента ветхого и аварийного жилья, благоустроенного жилья - около 90 процентов. Примерно 40 тысяч семей нуждаются в улучшении жилищных условий. По вводу жилья в эксплуатацию республика пока на одном из последних мест в Северо-Западном федеральном округе.

В последние годы положение медленно, но стало поправляться. Только благодаря ипотечным кредитам в 2005 году 444 семьи получили новые квартиры (в 2002 году - 21 семья).

Мы определили задачу так: за пять лет удвоить объемы жилищного строительства и увеличить объемы доступного жилья за счет:

  • создания в отрасли конкурентной среды, приглашения строителей из-за пределов республики;
  • частичного вложения государственных средств и средств предприятий в строительство инженерных сетей, подготовку строительных площадок;
  • развития ипотечного строительства (сегодня банки Карелии дают ипотечные кредиты под 16 процентов, из них 6 компенсируется республиканским бюджетом).
  • создания системы государственного страхования ипотечных кредитов;
  • развития базы производства местных строительных материалов и конструкций.

Серьезный шаг в экономическом и социальном развитии, в повышении качества жизни позволяют сделать национальные проекты "Образование", "Здравоохранение", "Развитие агропромышленного комплекса", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Реализация этих проектов - один из главных приоритетов в деятельности Правительства. Мы предусматриваем в дополнение к федеральным мероприятиям ряд собственных инициатив в области образования, здравоохранения, физической культуры и спорта (за счет средств республиканского бюджета).

В этих целях Координационный Совет при Главе Республики Карелия стремится объединить усилия республиканских органов исполнительной власти, федеральных структур на территории республики, органов местного самоуправления, бизнеса, общественности.

Задачи по реализации национальных проектов обсуждались на совместном заседании Координационного Совета и Совета республики, неоднократно - на совещаниях различного уровня. На сегодняшний день проведена вся необходимая организационная работа, утверждены мероприятия, графики, ведется ежедневный мониторинг реализации проектов. Национальные проекты дополнены инициативами республики в области образования, здравоохранения и спорта.

В рамках национального проекта "Здоровье" предстоит не только увеличить заработную плату врачам и медицинским работникам, но и за счет республиканского бюджета переобучить около четырехсот медицинских работников. В результате должно возрасти качество их работы по обслуживанию населения. За пять лет в республике будет завершено строительство двух районных больниц, ремонт трех районных поликлиник. Планируется построить 10 врачебных амбулаторий в отдаленных населенных пунктах, дооснастить современным медицинским и диагностическим оборудованием поликлиники и больницы, укомплектовать автомобилями службы скорой медицинской помощи. Планируется построить 15 домов для сельских медицинских работников.

По предварительным расчетам, для реализации национального проекта "Здоровье" Карелии потребуется 1млрд. 432 млн. рублей. При этом республика примет активное участие в финансировании проекта.

В рамках реализации национального проекта "Образование" с 1 января этого года 3862 учителя уже получают вознаграждение за классное руководство. Исходя из федеральной квоты в республике, предполагается поддержать 14 инновационных школ и 47 учителей. Правительство Карелии намерено дополнительно на таких же конкурсных условиях премировать еще 8 школ и 13 учителей. Кроме того, принято решение учредить три региональные премии общеобразовательным учреждениям, достигшим высоких результатов в физическом воспитании, сохранении и укреплении здоровья учащихся. Вводятся ежемесячные надбавки учителям физкультуры.

В рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" готовится новая редакция республиканской целевой программы "Жилище" до 2010 года, которая будет утверждена в ближайшее время.

Серьезное значение для республики имеет также национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса". В сельскохозяйственном производстве в республике в последние годы произошли положительные изменения, однако отрасль продолжает оставаться одной из отстающих. Мы рассчитываем поднять престиж сельского труженика, создать ему лучшие условия для работы, для выпуска конкурентоспособной продукции в том числе за счет реализации этого проекта.

На мой взгляд, большинство ведомств еще только начинают осознавать всю глубину проблем, которые предстоит решать в ходе реализации национальных проектов. Нам необходимо сделать серьезный шаг, по сути, рывок в развитии. Это требует особой ответственности, слаженности действий.

Я предложил руководителям еще раз внимательно изучить ситуацию, составить подробные планы действий и обязательно скоординировать свою работу с органами местного самоуправления. Они должны стать не простыми получателями средств, а непосредственными участниками реализации проектов. Это не проекты отдельных министерств и ведомств, а общенациональные проекты и результат от их реализации должно получить общество. Мы рассчитываем на изменения не только в заработной плате, но и в труде.

Реализация национальных проектов - это не раздача денег, как некоторые думают, а общая совместная работа, работа не легкая. Нам предстоит решать проблемы, копившиеся в стране не один год. Не случайно Президент выделил эти направления в качестве приоритетных.

Предстоит переход на качественно новый уровень жизни населения, который потребует поиска новых резервов и возможностей экономического роста. Важнейшим из них, на наш взгляд, являются инновации.

По уровню валового регионального продукта на душу населения, по данным Росстата, Карелия занимает 26 место. По разным причинам в последние годы вклад промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства в валовой региональный продукт снизился. Многие предприятия не выдерживают конкуренции с зарубежными производителями. Причины - значительный износ основных фондов, в первую очередь, в лесопромышленном комплексе, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в социальной сфере, не достаточно эффективное использование природных ресурсов, слабый менеджмент на ряде предприятий, отсутствие инновационных идей, технологий, недостаток финансовых средств.

Активная реализация инвестиционной политики, позволившая республике набрать темпы инвестиционного роста, а также достаточно высокий научный потенциал, создают реальные условия для инновационного развития Карелии.

Мы намерены повернуть фундаментальную науку и предприятия лицом друг к другу, увеличить финансирование инновационных разработок, всячески поддерживать инновационную деятельность, в первую очередь, способствующую эффективному использованию лесных ресурсов.

Впервые задача обеспечить перевод экономики республики на инновационный путь развития была поставлена в 2005 году в ежегодном докладе Главы республики Законодательному Собранию. Это было продиктовано остротой стоящих перед республикой проблем.

Тем самым был дан старт формированию принципиально новых отношений государства, науки и бизнеса. Мы ориентировались, в том числе, на опыт Финляндии, которая, переведя экономику на инновационный путь развития, вышла на первое место в мире по конкурентоспособности выпускаемой продукции.

К настоящему времени завершена разработка проекта закона "О государственной поддержке инновационной деятельности в Республике Карелия". На нынешний год запланирована разработка целевой республиканской программы государственной поддержки инноваций. На прикладные научные исследования и разработки в бюджете республики предусмотрено 6 млн. рублей - это почти на 4 млн. рублей больше, чем в 2005 году.

Представителям малого бизнеса, участвующим в реализации инновационных инвестиционных проектов, будет компенсироваться часть платы за аренду помещений в бизнес-инкубаторах. Им также будет субсидироваться часть процентной ставки по инвестиционным кредитам.

В этом году нам необходимо активизировать разработку региональной инновационной системы, нормативно-правовой базы.

Правительство Карелии совместно с администрацией Петрозаводска и Петрозаводским государственным университетом провели Дни инноватики, которые наглядно продемонстрировали, что в республике есть необходимый научный, кадровый потенциал, только надо его эффективно использовать.

Пока, к сожаленью, инновационные продукты для карельских предприятий и строящихся объектов закупаются за пределами республики. Задача состоит в том, чтобы создавать их в Карелии.

Требуется повысить экономический и налоговый потенциал муниципальных образований с целью выравнивания различий в социально-экономическом развитии районов республики, сокращения социального расслоения в обществе.

Сегодня в России происходит становление новой региональной политики, цель которой - активно содействовать всестороннему развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Это соответствует задачам, которые ставит Президент нашей страны: повышение благосостояния и качества жизни населения, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, усиление конкурентных позиций России в мире.

Учитывая, что значительная часть полномочий передается на места, возрастает роль и ответственность региональных властей, местного самоуправления за развитие территорий.

В настоящее время республика зарабатывает около 73 процентов необходимых ей средств - это выше, чем в среднем по России, но не достаточно для эффективного развития.

Правительство республики намерено в 2006-2010 годах обеспечить ежегодный прирост налоговых доходов бюджета в среднем на 1 млрд. 150 млн. рублей. Это позволит увеличить собственные средства бюджета и снизить уровень дотационности, как мы планируем, до 15 %.

Рост валового регионального продукта и налоговых отчислений будет обеспечиваться, в первую очередь, за счет привлечения инвестиций и модернизации экономики, повышения эффективности использования потенциала республики, действенной поддержки малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства.

Сейчас мы проводим анализ и оценку ресурсного, промышленного, кадрового потенциала муниципальных образований республики. На этой основе будут разрабатываться программы социально-экономического развития муниципальных образований, направленные на повышение доходной части бюджетов, темпов экономического роста, решение острых социальных проблем.

В настоящее время инвестиции и другие экономические ресурсы сосредоточены в основном в Петрозаводске, Костомукше, Кондопоге, Сегеже. Удельный вес этих городов в бюджете республики составляет более 76 %.

В то же время за пределами этих крупных и относительно благополучных городов проживают более 300 тысяч граждан Карелии. Это обстоятельство в значительной степени определяет уровень благосостояния многих из них, качество их жизни.

Наша задача - обустроить, сделать привлекательными для жизни и небольшие районные центры, лесные поселки, села. Понятно, что ни за один год, ни даже за пять лет эту задачу не решить. Но мы обязаны приблизить ее решение, способствуя скорейшей реализации закона "Об общих принципах организации местного самоуправления…", продвигая инвестиционные проекты и в другие города и районы республики, в муниципальные образования.

Эффективным ресурсом развития территорий муниципальных образований, повышения их налогового потенциала, способом решения острых социальных проблем является малый и средний бизнес, в том числе, семейный.

Природные ресурсы, пустующие земли, прекрасные памятники культуры, национальное своеобразие - все это дает неисчерпаемые возможности для самореализации граждан, для развития малых форм бизнеса. Правительство будет всячески поддерживать полезные инициативы.

Таким образом, у нас есть все предпосылки для достижения главной цели -- обеспечения устойчивого роста экономики, достаточного не только для решения социальных проблем, но и для перехода на качественно новый уровень жизни населения.

В их числе - наличие Концепции и программ развития республики до 2010 года, законодательная база, из года в год развивающееся экономическое сотрудничество в Северо-Западном федеральном округе, в Российской Федерации и на Севере Европы, положительный имидж республики, слаженная конструктивная работа региональных и федеральных органов власти на территории, депутатов всех уровней, органов местного самоуправления, бизнеса, общественности.

Особенностью представленной вам Программы Главы республики на предстоящие пять лет является участие общественности в разработке и реализации отдельных направлений. Это - один из важных ресурсов социально-экономического развития.

Власть, бизнес, гражданское общество - мы строим будущее вместе.

Спасибо за внимание!

Техническая поддержка портала
Создано 10 марта 2006. Отредактировано 13 марта 2006.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.