Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Выступление Главы РК С.Л.Катанандова
на расширенном заседании Правительства 10 марта 2006 года

Уважаемые участники заседания!

Третьего марта по представлению Президента Российской Федерации В.В. Путина депутаты Законодательного Собрания приняли решение о наделении меня полномочиями Главы республики на новый срок. Большое спасибо всем, кто меня поддерживал.

Нынешний состав Правительства в соответствии с законом сложил с себя полномочия. На 30 марта назначено утверждение новой структуры органов исполнительной власти в Законодательном Собрании.

Подготовлен проект Программы Главы республики, Правительства на 2006 - 2010 годы, будут вноситься соответствующие изменения в Концепцию социально-экономического развития республики до 2010 года.

Павел Викторович Чернов в своем докладе подробно рассказал о работе Правительства за прошедшие 4 года и задачах нового состава Правительства на предстоящие 5 лет. Нет необходимости подробно останавливаться на том, чего мы достигли совместными усилиями. Итоги социально-экономического развития республики говорят сами за себя. Согласен с конструктивной критикой, которая прозвучала сегодня в выступлениях участников заседания.

Карелия по многим показателям занимает достойное место в Северо-Западном федеральном округе и в целом в Российской Федерации. Курс Правительства на широкое привлечение инвестиций полностью оправдал себя. Экономика республики находится в стадии активного подъема.

Главная цель, которую мы ставим на предстоящие 5 лет, - обеспечить устойчивый рост экономики, достаточный не только для решения социальных проблем, но и для перехода на качественно новый уровень жизни населения.

Важнейшие социальные проблемы, которые необходимо решать в первую очередь, это - увеличение числа граждан, имеющих доходы выше прожиточного минимума, сокращение уровня безработицы в Пудожском, Калевальском, Беломорском, Лоухском районах, обеспечение людей доступным жильем, повышение уровня жизни сельского населения.

Для решения этих проблем и для достижения главной цели необходим более значительный, чем в предыдущие годы, рост валового регионального продукта. Необходимы огромные инвестиции, увеличение количества эффективных собственников, грамотный менеджмент, добросовестное отношение к работе, высокая производительность труда - это категория, о которой мы почти забыли за годы реформ.

Правительство будет всемерно поддерживать действующие предприятия и, в первую очередь, те, что уже показали свою состоятельность, конкурентоспособность, где идет развитие, техперевооружение, широко используются инновации.

Будем строить новые предприятия.

Только в ближайшие годы должны быть построены три крупных лесоперерабатывающих завода (в Костомукше, в Медвежьегорске и в поселке Соломенное) и два горноперерабатываюших комбината (в Пудожском районе и в Лахденпохья).

Ввод новых мощностей будет способствовать преодолению сырьевой направленности экономики республики. В настоящее время в Карелии около 80 % сырьевых производств, в России - около 60 %. У нас высокая степень зависимости от спроса и цен на продукцию лесного и горного комплексов на мировом рынке, структура экономики слабо диверсифицирована. Надо уменьшать эту зависимость.

Следует активнее привлекать инвестиции в туризм, в форелеводство, на село, в жилищно-коммунальное хозяйство, в строительство, в другие отрасли, где их сегодня недостаточно.

За 4 года республике удалось увеличить объем инвестиций более чем вдвое, реализовать десятки проектов, что позволило увеличить производство бумаги, бумажных мешков, щебня, окатышей, другой продукции, повысить их конкурентоспособность, сэкономить энергоресурсы. Вырос объем иностранных инвестиций.

Однако, по уровню инвестиционной привлекательности Карелия занимает лишь 62 место среди регионов Российской Федерации. Это говорит о том, что мы еще недостаточно используем инвестиционный потенциал республики. На задачу привлечения инвестиций должны работать не только министерство экономического развития, но и все органы исполнительной власти, местного самоуправления, руководители предприятий, общественные структуры.

Здесь широкое поле деятельности для малого и среднего бизнеса, в развитии которого в связи с реализацией 131 закона должно быть заинтересовано не только Правительство, но и органы местного самоуправления.

Инвестиции должны обеспечивать не только рост экономики, но и ее структурную перестройку, инновационное развитие. Многие предприятия неконкурентоспособны из-за значительного износа основных фондов. Чтобы привести техперевооружение, требуются не только финансовые средства, но и инновационные идеи. У нас богатый научный потенциал, в то же время мы мало занимаемся конкретными инновационными проектами.

В республике разработан проект закона о государственной поддержке инновационной деятельности. В 2006 году должна появиться соответствующая программа, надо, чтобы в ее разработке вместе с правительством поучаствовали предприниматели, ученые, общественные структуры. Только переведя экономику на инновационный путь развития, мы сможем выполнить задачу, поставленную Президентом России В.В. Путиным, - повысить конкурентоспособность товаров и услуг.

То, о чем я говорю, очень важно для лесопромышленного комплекса - ведущего в республике. Карелия одной из первых в России предприняла практические шаги по гарантированному обеспечению лесосырьевыми ресурсами лесопользователей и древесным сырьем - деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий. Республика сделала упор на конкурсную передачу лесфонда, переориентировала часть поставок сырья с внешнего на внутренний рынок, увеличила долю переработки.

Политика Правительства по управлению ЛПК, реализация ряда крупных инвестиционных проектов, передача лесов в аренду и контроль за выполнением арендаторами бизнес-планов привели к некоторым положительным переменам в отрасли.

Процент освоения расчетной лесосеки в Карелии значительно выше среднего по России. По динамике производства деловой древесины, целлюлозы, бумаги в Карелии лучшие показатели в Северо-Западном Федеральном Округе. Темпы роста производства промышленной продукции отраслей ЛПК у нас также значительно выше, чем у соседних республик и областей.

В то же время, несмотря на все усилия, мы не смогли решить всех проблем лесопромышленного комплекса. По итогам 2005 года доля убыточных предприятий в отрасли - около 70 %. При этом доля убыточных лесозаготовительных предприятий за год увеличилась с 62,5% - до 80,6%. Это опасная тенденция.

Значительная часть техники в ЛПК физически и морально устарела и обновляется очень медленно. Это сдерживает переход на сортиментную заготовку древесины, доля которой увеличивается, но не достаточно быстро. Не решается проблема использования низкосортной и лиственной древесины. Почти не строятся лесовозные дороги.

2006 год должен стать переломным в работе лесопромышленного комплекса. Ситуацию в Пудожском, в других районах, где лесная отрасль - ведущая и от ее работы зависит и развитие района, и жизнь в лесных поселках, надо кардинально менять. В ближайшее время будет пересмотрена стратегия развития отрасли. Ее судьбу во многом определяют эффективные собственники.

Регионам в соответствии с разграничением полномочий переданы многие права в области использования, охраны и воспроизводства лесных ресурсов. С учетом этого необходимо проанализировать эффективность использования лесного фонда, в том числе, на условиях аренды, безвозмездного и краткосрочного пользования, откорректировать программы в области государственного управления лесами.

Начиная с 2003 года, Правительство совместно с органами местного самоуправления много занимались решением проблем жилищно-коммунального хозяйства. Построили ряд новых котельных, заменили и отремонтировали сети. Одним из главных результатов стало почти двукратное сокращение убытков в отрасли. Появилась реальная возможность перехода ЖКХ на безубыточную работу, что позволит снижать затраты и сдерживать рост тарифов.

Однако, сегодня у жителей республики много справедливых претензий к коммунальщикам. В первую очередь, это касается качества обслуживания и неоправданно высоких тарифов в некоторых населенных пунктах. В отрасли еще очень высоки затраты и главная из них - цена топлива, которая достигает 60 % затрат.

Необходимо вести планомерную техническую политику, внедрять современные ресурсосберегающие технологии, активнее осваивать местные виды топлива. Пока мы не сократим затраты, не сделаем тарифы реальными, будут жалобы населения, письма в различные инстанции.

Несмотря на некоторые положительные перемены, сложной остается ситуация в сельском хозяйстве. В Карелии в сельской местности проживает более 200 тысяч человек. Село играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности, в сохранении народных обычаев, традиций. Все это определяет отношение к развитию сельскохозяйственного производства, к подъему села, как к одному из приоритетов государственной политики. Мы строим эту политику с учетом задач, поставленных Президентом В.В. Путиным в национальном проекте "Развитие агропромышленного комплекса".

Этот и другие национальные проекты - "Образование", "Здравоохранение", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - по сути, инвестиции в человека, в повышение качества жизни граждан, в развитие страны и республики. Поэтому мы уделяем реализации национальных проектов самое пристальное внимание, предусматривая в дополнение к федеральным мероприятиям ряд собственных инициатив в области образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.

Реализация национальных проектов требует особой ответственности, слаженности действий органов власти и местного самоуправления. Я уже говорил и еще раз повторю: национальные проекты - это не раздача денег, а общая совместная работа, работа не легкая. Нам предстоит решать проблемы, копившиеся не один год. Мы рассчитываем на изменение не только в заработной плате, но и в отношении к труду. Результат от реализации национальных проектов должно получить все общество.

Пожалуй, наиболее сложный проект - обеспечение граждан доступным жильем. Строительная отрасль пережила серьезный спад в годы реформ и только еще начинает набирать темпы. Карелия занимает по вводу жилья одно из последних мест в Северо-Западном федеральном округе. Много претензий к качеству жилья.

Я не намерен мириться с низкими темпами строительства, с неудовлетворительным качеством. Чтобы удвоить объемы строительства жилья, сделать его действительно доступным для населения, будем не только серьезно развивать производство местных строительных материалов и конструкций, но и приглашать строителей из-за пределов республики, создавать в отрасли конкурентную среду. Спрос будет не только с министерства строительства, с Правительства, но и с глав районов.

Надо серьезно укреплять местное самоуправление. Пока оно не способно решать многие вопросы, которые ставит население.

Развитие местного самоуправления происходит в условиях становления новой региональной политики. Значительная часть полномочий передается из федерального центра - на уровень регионов. В ходе административной реформы будут возрастать требования к Правительству, к Администрации Главы республики. Повышается роль Главы республики в координации деятельности территориальных федеральных структур.

Цели административной реформы, как вы знаете, - обеспечить доступность и качество услуг для населения, повысить эффективность государственного управления, при этом устранить административные барьеры, предотвратить коррупцию в органах государственной власти.

Сейчас мы проводим анализ и оценку потенциала муниципальных образований республики. На этой основе будут разрабатываться программы социально-экономического развития муниципальных образований, направленные на повышение доходной части бюджетов, темпов экономического роста, решение острых социальных проблем.

Как показывает мировой опыт, одним из важнейших ресурсов развития территории, решения социально-экономических проблем является развитие малого предпринимательства.

Просим глав местного самоуправления районов, глав муниципальных образований разработать собственные программы поддержки инвестиционных проектов предпринимателей в дополнение к общереспубликанским программам.

В 2006 году завершится формирование районного уровня власти, состоятся выборы нового состава Законодательного Собрания республики. Надеюсь, что выборы будут способствовать консолидации всех здоровых сил в обществе.

На прошлогоднем хозяйственном активе я говорил о том, что наш лозунг - ответственность каждого за свою работу. Этот лозунг актуален и сегодня. Он касается каждого, а не только государственных служащих.

Третьего марта я представил в Законодательном Собрании проект программы на предстоящие пять лет. Он открыт для обсуждения. Мы ждем предложений, замечаний жителей республики.

В Карелии за последние годы накоплен большой опыт взаимодействия власти и общества, который одобрен на общероссийском уровне. Считаю это одним из важнейших ресурсов социально-экономического развития республики.

Нам надо развивать и углублять этот опыт и дальше. Власть, бизнес, гражданское общество - мы все ответственны за то, какими будут страна, республика через несколько лет и спустя десятилетия.

Республика набрала достаточно высокие темпы развития. Нам надо не отстать, а приумножить наши достижения. Будьте оптимистами, верьте в свои силы, ведите за собой людей!

Техническая поддержка портала
Создано 13 марта 2006. Отредактировано 13 марта 2006.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.