Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   |Нормативные документы |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Выступление Главы Республики Карелия С.Л.Катанандова "Республика Карелия на пути к электронному правительству"
на Заседании президиума Государственного совета
  • Презентация к выступлению в формате *.pps (1 390 Kб)

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые члены Президиума Государственного Совета!

Рад приветствовать Вас в нашем уникальном крае - Республике Карелия.

Большая площадь территории Карелии, удаленность населенных пунктов от центра, близость стран ЕС, участие в совместных международных проектах, в частности, вхождение республики в Еврорегион "Карелия" наравне с тремя губерниями Финляндии способствовали нашему пониманию того факта, что информационно-коммуникационные технологии являются мощным инструментом для решения социально-экономических проблем республики и повышения качества жизни людей.

Карелия стала одним из первых регионов России, в котором благодаря международному сотрудничеству был организован доступ к сети Интернет. В 1991 году заработала электронная почта, которая сегодня стала привычным средством общения. Начало формированию информационного пространства республики положил созданный Петрозаводским университетом в 1995 году Web-сервер "Карелия". На сегодня в Web-пространстве РК около 2000 сайтов.

Информатизация в Карелии реализуется на принципах системности, преемственности, тиражируемости результатов. Эти принципы позволяют нам исключить дублирование работ, обеспечить максимальную функциональность получаемых решений при минимуме затрат. Все работы координируются Советом по информатизации при Главе Республики Карелия, в состав которого входят руководители органов исполнительной власти РК, представители КарНЦ РАН, ПетрГУ и других организаций.

Первым шагом и важным этапом в построении Электронного Правительства в республике стало открытие в 1998 году трехъязычного (на русском, английском, финском языках) официального портала органов государственной власти РК. В 2003 году для реализации идей электронного правительства мы сформулировали цели, на достижение которых было ориентировано развитие портала:

  • представление официальной информации о деятельности органов исполнительной и законодательной власти республики, а также информации об органах местного самоуправления республики;
  • развитие интерактивного взаимодействия органов власти с населением в сфере принятия значимых для республики решений;
  • обеспечение информационного взаимодействия республиканских органов власти с органами местного самоуправления, бизнесом, общественными организациями;
  • освещение процессов межрегионального и международного сотрудничества Карелии;
  • представление промышленного ресурсного, инвестиционного потенциала республики.

На первом этапе развития Электронного правительства необходимо было обеспечить открытость и доступность власти. На портале представлена информация о Главе РК, Правительстве РК, органах исполнительной власти РК, федеральных органах власти по РК и Северо-Западном федеральном округе, органах местного самоуправления республики.

Ежедневно публикуются республиканские новости пресс-служб Правительства РК, министерств и ведомств, информационных агентств. Организована подписка на ежедневную рассылку новостей сайта на трех языках, обеспечена возможность трансляции новостной информации в стандартном международном формате и экспорт официальных новостей Карелии на портал "Яндекс". Архив событий предоставляет возможность выборки интересующей информации по различным источникам, темам и датам.

Ежедневное обновление информации на портале дает возможность гражданам Карелии судить о деятельности структур власти, знакомиться с планами Правительства на текущий месяц.

Для бизнеса на портале представлены следующие информационные услуги:

  • сведения о застроенных земельных участках для возможного использования в реализации инвестиционных проектов;
  • информация о продаже объектов недвижимости, акций открытых акционерных обществ;
  • данные об уровне свободных розничных цен на основные продовольственные товары;
  • информация о ценах реализации бензина и дизтоплива по АЗС городов и районов; конъюнктуре и ценам зарубежных рынков основной продукции, экспортируемой из Республики Карелия;
  • среднеконтрактные цены на древесину, сложившиеся в Республике Карелия и пр.

Следующим этапом развития электронного правительства стала реализация интерактивного взаимодействия органов власти с населением и организациями.

Портал поддерживает использование следующих интерактивных форм взаимодействия:

  • электронная форма обращения в Правительство РК,
  • разделы "Вопрос - Ответ",
  • тематические опросы и голосования,
  • форумы,
  • Wap-версия портала для мобильных телефонов,
  • подписка на ежедневную рассылку новостей (на трех языках).

Ежегодно растет число обращений в электронной форме. Если в 2005 году было 89 обращений, Так, в 1 полугодии 2008 года только в Администрацию Главы РК поступило 264 обращения. Причем для всех категорий граждан это становится обыденным явлением.

Портал традиционно высоко оценивается как в республике, так и в Российской Федерации, постоянно занимая высшие строчки в рейтингах сайтов органов государственной власти, как по степени открытости, так и по индексу готовности к информационному обществу.

В сутки портал посещает от 2,5 до 3 тысяч российских и зарубежных пользователей. Общее число размещенных на портале информационных материалов - более 180 тысяч.

С 2007 года в рамках развития портала ведется отработка технологий предоставления населению и бизнесу электронных государственных услуг. В опытно-промышленной эксплуатации находится предоставление электронной государственной услуги по оформлению прав пользования имуществом и земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Карелия.

Пользователю предоставляется:

  • вся информация, необходимая для оформления прав пользования государственной собственностью РК, включая бланки документов и образцы их заполнения;
  • характеристики предлагаемых для передачи в пользование объектов, в том числе, автоматизированный расчет базового размера арендной платы;
  • возможность получить консультации специалистов через Интернет.

Сопровождение этой услуги обеспечивается Министерством природных ресурсов Республики Карелия.

Разработанные и апробированные в рамках данного проекта программно-технические решения станут основой для создания на официальном портале органов власти РК системы справочно-информационной и консультативной поддержки населения, организаций, бизнеса по вопросам получения государственных услуг. Ведется работа по созданию портала государственных услуг, ввод в опытную эксплуатацию планируется в первом квартале 2009 года.

Электронные государственные услуги предоставляются также на базе других подсистем Электронного правительства. С 2002 года в промышленную эксплуатацию введена автоматизированная система "Бюджет", обеспечивающая автоматизацию управления бюджетным процессом, вплоть до бюджетов поселений.

В 2005 году в промышленную эксплуатацию введена АИС "Государственный заказ РК" Услуги, предоставляемые этой системой во взаимодействии с АС "Бюджет", обеспечивают информирование бизнеса о проведении открытых конкурсов и котировок на поставку товаров, работ (услуг) для государственных нужд, а также возможность участия в электронных торгах (электронных аукционах) в режиме реального времени. В ближайшие годы предусмотрено расширение ее на муниципальный уровень и создание единой системы бюджетного заказа РК.

В различных секторах экономики министерствами и ведомствами предоставляются государственные услуги с использованием ИКТ.

Так, Министерством труда и занятости предоставляется населению в электронном виде доступ к информации о Межтерриториальном банке вакансий, банке вакансий по республике, базе данных по переобучению безработных граждан, справочная информация о работе органов занятости и порядке регистрации в службе занятости населения в каждом районе, справочная информация для работодателей, юридическая информация по профилю работы службы занятости. Информационные киоски вакансий (26) установлены во всех районах республики. За первое полугодие 2008 года к информационным киоскам обратилось 37243 человека, получено 41262 консультаций в электронном виде по банку вакансий.

В условиях, когда все образовательные учреждения республики обеспечены компьютерной техникой и программными средствами и все школы в рамках Национального проекта "Образование" подключены к сети Интернет, реализуется услуга по предоставлению как учителям, так и ученикам доступа к хранилищу цифровых образовательных ресурсов. Организовано Интернет-обучение. На базе 18 межшкольных методических центров, созданных в рамках проекта "Информатизация системы образования", проводится тестирование по уровню ИКТ - компетенции, обучение и консультирование не только учителей, но и специалистов органов местного самоуправления, а также жителей районов. Для эффективного использования ресурсов Интернет создан образовательный портал Республики Карелия для всех уровней образования.

Развиваются электронные услуги в области культуры. В республике создана уникальная электронная библиотечная сеть, в рамках которой 30 библиотек различных систем и ведомств Республики Карелия работают с единым электронным каталогом с общим объемом более 2 млн 640 тыс. записей. Читателям предоставляются различные электронные сервисы, в том числе организация доставки документов по месту жительства, электронные версии книг.

В Интернет-пространстве Карелии сегодня представлены все музеи республики, электронные каталоги музейных фондов, архитектурных памятников, объектов культурного наследия, учреждения культуры и многие творческие коллективы.

В области здравоохранения ведутся работы по предоставлению телемедицинских консультаций специалистам различных профилей центральных районных больниц, дистанционного консультирования населения районов. В 2007 году проведено 186 телемедицинских консультаций, в 2008 году более 80. Цифровое оборудование, поставленное в районные больницы в рамках Национального проекта "Здоровье", позволяет повысить качество оказания телемедицинских услуг населению районов.

Электронные услуги в сфере социальной защиты населения включают оказание адресной социальной помощи льготным категориям населения, организацию своевременных и полных выплат детских пособий и др.

Механизмом реализации идеи Электронного Правительства стали республиканские целевые программы "Информатизация Республики Карелия на 2004-2007 годы" и "Информатизация Республики Карелия на 2008 - 2012 годы".

Программа "Информатизация Республики Карелия на 2008 - 2012 годы" предусматривает последовательное построение и ввод в промышленную эксплуатацию 23 подсистем электронного правительства Республики Карелия.. Она согласована с такими стратегическими документами территориального развития, как "Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года", "Концепция социально-экономического развития до 2012 года".

Создание подсистем электронного правительства требует развития инфраструктуры доступа к информационным ресурсам и информационным услугам, в т.ч. увеличения количества точек доступа к сети Интернет.

На сегодняшний день население республики имеет возможность открытого доступа в Интернет в 135 отделениях почты, библиотеках, школах, межшкольных методических центрах - это около 1000 общедоступных мест. Всего же на территории Карелии около 70 тысяч точек доступа к сети Интернет, каждая из которых обслуживает от одного до нескольких десятков пользователей. Учитывая значительную протяженность территории Карелии, дальнейшее развитие информационных услуг населению должно предусматривать, в том числе, и развития цифрового телевидения, однако оно сдерживается отсутствием нормативно-правовой базы на федеральном уровне.

В качестве проблем, которые необходимо решать в ближайшее время, должен обозначить следующие:

  • развитие оптоволоконных каналов связи с обеспечением населению подключений к высокоскоростному Интернет на всей территории республики;
  • развитие системы центров очного и очно- дистанционного обучения населения и специалистов органов власти, ИТ- компетенциям;
  • развитие электронных услуг, предоставляемых гражданам с использованием ЭЦП или предусмотренных федеральным законодательством ее аналогов;
  • решение вопросов сопровождения подсистем электронного правительства, содержащих информацию ограниченного доступа Республика готова совместно с федеральными органами власти решать существующие проблемы.

Убежден, что успешная реализация поставленных задач должна позволить создать к 2012 году необходимые основы для последовательного развития в Республике информационного общества.

Благодарю за внимание!

Техническая поддержка портала
Создано 18 июля 2008. Отредактировано 18 июля 2008.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2016
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.