Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
"Образовательная политика Карелии на современном этапе"

Выступление Главы Республики Карелия С.Катанандова на республиканской педагогической конференции 27 августа 2002 года

Уважаемые работники образования Республики Карелия!
Уважаемые учителя!

Сегодня мы обсуждаем актуальную проблему: Как сформировать программу развития образования республики, согласованную с задачами социально-экономического и культурно-просветительского развития Карелии. Наше образование уже прошло стадию переустройства в начале 90-х годов, и это получило правовой статус в Законе "Об образовании" в 1992 году, но оно существенно отстает от современных требований. Год назад проблемы образования широко обсуждались в обществе, были рассмотрены на государственном совете. В результате были подготовлены поручения Президента в адрес Правительства, разработаны меры, принята программа модернизации до 2010 года. В настоящее время идет реализация решений, она не всегда. совпадает с позициями государственного совета, с ожиданиями профессионального сообщества. В связи с этим я обратился к Президенту России с предложением вернуться; к проблемам образования - подготовить специальный доклад в его адрес о ситуации, которая складывается в образовании и высказать ряд конкретных предложений по более приемлемым решениями в области восстановления конституционной ответственности государства за школу.

Альтернатива проста: либо образование будет фактором застоя, либо стимулом для экономического роста и благосостояния, конкурентоспособности и безопасности нашей страны и Карелии в том числе.

Да, мы привыкли к мысли, что у нас самое лучшее в мире образование, но, увы, даже самое лучшее имеет свойство устаревать. В оторванности образования от потребностей республики и России в целом и состоит основная проблема, которую призвана разрешить модернизация образования.

Что нуждается в изменении? Малоэффективное содержание общего образования, зачастую устаревшее и перегруженное, оторванное от реальных потребностей жизни. Недостаточно эффективно и профессиональное образование, порой несостыкованное как с реальными, так и с перспективными потребностями республики в кадрах, с требованием к их квалификации. Выпускники профессиональных учебных заведений всех уровней в значительной части оказываются неконкурентоспособными и невостребованными на рынке труда. Меня не устраивает устаревшая система социально-экономического обеспечения педагогических кадров, ставящая их на грань бедности, и зачастую неэффективная система подготовки этих кадров, в том числе и нашими образовательными учреждения: педколледжами, педуниверситета, госуниверситета. Не могу согласиться с тем, что наши педколледжи, давая неплохое образование своим ученикам, готовят их чаще всего в никуда, за счет республиканского бюджета: цифры - упрямая вещь.

В этом году педколледж № 1 подготовил 167 специалистов, в школы направлено 29,3%, педколледж № 2 - 130, в учреждения образования пошли 16%. Педуниверситет направил на работу в школы 34,5% своих выпускников, в ПетрГУ процент еще ниже - 6,5%. С этим мириться не буду. Требую немедленных ответственных предложений от руководителей учреждений образования, министерства образования. В том числе и от глав местного самоуправления, в частности, по их готовности делать заказ на кадры, создавать жизненное пространство и условия для работы молодых специалистов. Спрос будет строгий. Я Вас всех прошу определить "Вашу конкретную роль в этом наиважнейшем вопросе, которая во многом сдерживает позитивные изменения в школьном деле.

Центральная задача модернизации образования - обеспечение его современного качества, Я убежден, что фундаментальная задача - поддержать образование не только как важнейшую социальную сферу, но в прямом смысле важнейшую экономическую отрасль, так как именно образование играет все более решающую роль в накоплении и развитии человеческого капитала, на котором всегда держалось благосостояние России.

Ключевое условие реализации этой стратегии - возвращение государства в сферу образования и активизация общественного участия в ее развитии, ибо модернизация образования - это отнюдь не ведомственная, не отраслевая, а общенациональная задача.

Особенность образовательной политики состоит в том, что она выстраивается в органичном соединении четырех аспектов: политического, социального, экономического и собственно образовательного. Только при таком построении она выходит за ведомственно-отраслевые барьеры и приобретает свой подлинный смысл как сфера интеграции и реализации общенациональных интересов и приоритетов страны. Отсюда и честное прямое политическое заявление о необходимости возвращения государства в образование, что составляет первое ключевое условие его модернизации и уверенность в необходимости придания государственного статуса муниципальной общеобразовательной школе. К сожалению, пока, предложенные Правительством России решения, и в частности проект Закона "О применении порядка финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений" не в полной мере соответствует рекомендациям государственного совета. В связи с этим я высказал в письменном виде свои возражения и категорическое несогласие с редакцией статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании", т.к. предложенные изменения не устанавливают реальной ответственности государства, а еще больше закрепляют ответственность за обеспечение государственных гарантий на муниципальном уровне, это не делает школу сильной, не придает ей уверенности.

Обеспечение государственных гарантий доступности и бесплатности образования разных уровней в пределах, установленных законом, адресная социальная поддержка обучающихся это то, что должно обеспечивать государство;

Достижение современного качества образования, соответствующего потребностям страны и мировым стандартам - означает, что требуется государственный стандарт, государственный учитель, учебник, государственный и региональный заказ;

Формирование эффективной экономики образования, эффективных нормативно-правовых актов и организационно-экономических механизмов в привлечении и использовании дополнительных ресурсов - решение этих задач требует больших совместных усилий. Я знаю, что очень многие директора берут на себя сверх задачи по поиску дополнительных ресурсов, привлечению серьезных средств, в том числе частных вкладов родителей. Выражаю Вам искреннее признание за такую важную работу и хочу предостеречь от двух бед - присутствие теневых денег, т.е. неоформленных, незафиксированных, неподотчетных - быть не должно. Я подобные допуски отношу к безнравственным поступкам педагогов, даже, если эти действия носят остро вынужденный характер.

И второе - прошу Вас понять, что далеко не все дети, а вернее более 60% семей не могут внести в Ваш банк ни одной копейки. Поэтому прошу останавливать активные родительские и общественные структуры по сбору взносов со всех, т.к. в итоге ответственность несете Вы, ответственность непростительную;

Повышение социального статуса, профессионального уровня педагогических работников и усиление государственной поддержки; Вопрос очень серьезный, для решения в отсутствии достаточных средств, но я удовлетворен тем, что мы сумели поднять заработную плату педагогам Карелии уже с 1/XII, что постепенно погашаем муниципальный долг за книжную продукцию, на 28% уменьшили и продолжаем эту работу. Хорошо обучающиеся студенты получают именные стипендии, ежегодно молодые специалисты, едущие на село, получают республиканский грант в размере 5-6 тыс. рублей. Этого явно недостаточно, и мы думаем и о дальнейших шагах:

  • совсем скоро будет открыт интернет-центр для учителей Карелии,
  • рассматриваем вопрос о покупке вторичного жилья для учителей села за счет республиканского бюджета,
  • будем на уровне России отстаивать право учителя, в том числе на более достойную заработную плату.

Уважаемые коллеги!

Настало время, вернее мы уже опоздали с развернутой деятельностью по чрезвычайным мерам по борьбе с беспризорностью, негативным поведением детей и молодежи, социальным сиротством, что в настоящее время приобрело огромные масштабы. Здесь я бы хотел выразить надежду на Ваши педагогические и управленческие возможности. Понимаю, что решения этой проблемы возможно всем миром. Но на первой стадии это во многом зависит от вашей добросовестной работы, особенно с детьми дошкольного возраста, начальной школы, где очень важным является образование не только ребенка, но и его семьи.

Явно назрела потребность в усилении воспитательных задач школы, предлагаю выделить их как первостепенный приоритет в образовании. Сегодня уже невозможно обойтись без серьезной модернизации экономики образования.

Знаю, что существует реальное недофинансирование образовательных учреждений. В ближайшие три-четыре года мы намерены ежегодно увеличивать финансирование образовательной отрасли. По крайней мере, в 2003 году бюджет образования возрастет. Это и будет реальным подтверждением возвращения государства в образование.

Надо очень много сделать муниципальному образованию, самим учреждениям. Для увеличения ресурсной привлекательности системы образования и для обеспечения хозяйственно-экономической самостоятельности образовательных учреждений. У нас есть хорошие образцы в том числе и среди школ, которые самостоятельно выводят свои учреждения на Европейский уровень не только по содержанию образования, но и по учебно-технологическому оборудованию, дизайну.

Жду от Министерства образования инициативы, жду серьезной республиканской программы "Педагогические кадры Карелии". Уважаемые коллеги! Я обращаюсь к Вам за поддержкой и содействием, так как Ваше педагогическое влияние и моя политическая воля - это и есть возможность объединить цель в интересах наших детей, нашей республики.

Уважаемые участники республиканского педагогического совета! Сегодня 27 августа. В канун нового учебного года хотел бы поздравить всех Вас с новым стартом и выразить надежду, что этот год будет годом прочных знаний, движением вперед по пути модернизации образования. Благодарю за внимание.

Техническая поддержка портала
Создано 27 августа 2002. Отредактировано 27 августа 2002.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.