Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
15.02.2001 - Пресс-служба Полномочного представителя Президента РФ в Северо-западном федеральном округе

Пресс-служба Полномочного представителя Президента РФ в Северо-западном федеральном округе

Международная научно-практическая конференция "Инвестиции-2001: новые реалии - новые возможности Северо-Запада России"

Сегодня (15 февраля) в Санкт-Петербурге начала работу Международная научно-практическая конференция "Инвестиции-2001: новые реалии - новые возможности Северо-Запада России", проводимая под эгидой Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Виктора Черкесова. В ней принимают участие более 700 представителей российского и зарубежного бизнеса, руководители федеральных министерств и ведомств, регионов Северо-Запада. В программе конференции - 14 круглых столов, тематика которых касается практически всех сфер инвестиционной деятельности. Одновременно с конференцией развернута выставка победителей конкурса инвестиционных проектов.

На первом пленарном заседании Виктор Черкесов выступил с докладом на тему "Состояние и перспективы развития инвестиционного процесса на Северо-Западе России". Далее приводится краткое изложение основных тезисов доклада.

Полпред отметил, что на Северо-Западе за последний год-два произошли значительные перемены, ставшие результатом экономического роста, результатом усилий руководства России. По мнению Черкесова, сейчас ситуация в России для инвесторов и инвестиций - будь то отечественный или зарубежный капитал - лучшая за все время реформ. На первое место среди положительных сдвигов Черкесов поставил существенное улучшение макроэкономической ситуации. Сегодняшняя Россия - еще не процветающая, но экономически вполне устойчивая страна. Инвесторы могут осуществлять в России не только краткосрочные, портфельные, но и долгосрочные стратегические инвестиционные проекты.

Другой весьма значимый позитивный фактор российской действительности - политическая стабильность. Возросшее доверие населения к власти позволило восстановить вертикаль исполнительной власти, авторитет и силу федерального центра, федеральных законов, укрепить единство страны. Важная роль в решении этих задач отведена Полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах. Во многом в результате их деятельности из перечня рисков, с которым еще недавно должен был считаться инвестор, можно исключить вероятность распада России, разнобой в толковании и применении федеральных законов, проведение регионами политики, не отвечающей курсу государства. Это нашло отражение в оживлении инвестиционной деятельности - за 2000 год объем иностранных капиталовложений в России увеличился на 18% и превысил 80 миллиардов рублей.

Однако достигнутые объемы и темпы роста не отвечают долгосрочным интересам нашей страны, как не устраивает и перспектива закрепления за Россией в мировом хозяйстве топливно-энергетической специализации. Нашей целью является не просто экономический рост, а рост, основанный на инновациях. Для этого потребуется качественное обновление реального сектора экономики и гигантские капиталовложения. Этого не добиться без кардинального улучшения инвестиционного климата.

Далее полпред остановился на наиболее актуальных путях решения этой задачи:

Первое. Формирование оптимальной модели государственного регулирования экономики, искоренение методов управления, несовместимых с рыночной системой, энергичная борьба с коррупцией. В числе необходимых для этого мер - реформа государственной службы.

Второе. Совершенствование механизма защиты интересов и прав инвесторов. С решением этой задачи мы затянули. Не случайно международные фондовые организации направляют в Россию не более 1,5% своих активов. Страна нуждается в системе корпоративного управления, отвечающей современным требованиям, которая ставит менеджмент под контроль собственников капитала, отвечает интересам как зарубежных, так и отечественных инвесторов. В этом вопросе есть и политическая сторона. Инвестор не может чувствовать себя спокойно в стране, где время от времени возникают разговоры об отмене результатов приватизации. В этой связи полпред заверил, что подобные разговоры не имеют под собой реальной почвы. Ни Президент, ни Правительство не вынашивают подобных планов. Позиция государства, которую не раз излагал президент Путин, состоит в том, что ни о каком тотальном пересмотре итогов приватизации не может быть и речи.

Третье. Создание системы законов, которые будут сохраняться неизменными на протяжении многих лет, в ключевых для инвестора сферах.

Четвертое. По указанию Президента активизирована работа по завершению судебной реформы.

Пятое. Острой проблемой является усложненность процедуры получения разрешительной документации. 1 февраля на заседании Правительства принято решение об устранении барьеров при получении инвесторами разрешительных документов.

Шестое. Важно тщательным образом продумать механизмы как стимулирования капиталовложений, так и их использования. В частности, следует отказаться от ставки на особо крупные проекты. Должен быть создан инвестиционный климат, который привлекал бы всех инвесторов.

Вторая часть доклада была посвящена новым возможностям, открывающимся перед инвесторами в Северо-Западном регионе. Виктор Черкесов отметил ряд черт, делающих его привлекательными для инвесторов, в их числе: богатые природные минеральные и биологические ресурсы; наличие крупнейшего центра образования, культуры, науки, современных технологий - Санкт-Петербурга; наличие развитых транспортных коммуникаций всех видов, международных транспортных коридоров; мощный кадровый потенциал; достаточно развитая правовая и институциональная инфраструктура инвестиционной деятельности, предпринимательства в целом. Все это определяет высокий на общероссийском фоне уровень инвестиционной активности на Северо-Западе. Тем не менее ситуация пока далека от благополучия. Величина зарубежных инвестиций, особенно прямых, значительно ниже потенциальной емкости региона, несовершенна их структура.

Виктор Черкесов отметил недостатки в работе с инвесторами, исправление которых требует усилий в первую очередь самих регионов.

На первом месте находится формирование долгосрочной инвестиционной политики субъектов федерации, соответствующей инвестиционной стратегии в масштабах всего Сверо-Запада. Наиболее актуальная проблема для Северо-Запада сейчас - инвестиции в наукоемкие отрасли промышленности. Другое приоритетное направление - модернизация агропромышленного комплекса. Инвестициям в проекты, связанные с реализацией этих приоритетов, могут быть предоставлены существенные льготы.

Другое направление - разработка и реализация проектов, единых для всего Северо-Запада. Особенно актуальна в этом плане задача развития и модернизации транспортных коммуникаций.

Еще один перспективный проект - строительство современного предприятия по переработка судов, отслуживших свой срок или затонувших во время Второй мировой войны.

Мы также заинтересованы в инвестициях в проекты, связанные с празднованием 300-летия Санкт-Петербурга. Их координацию Президент возложил на своего Полномочного представителя в Северо-Западном округе.

Нуждается в развитии институциональная система инвестиционной деятельности. В частности, необходимо развивать службу консалтинга, перестраивать работу банковского сектора, страховых организаций. Стоит подумать о создании в рамках Северо-Западного федерального округа комиссии по защите прав инвесторов. Заслуживает также внимание предложение о создании в округе координационного совета по инвестициям. Оба эти органа должны иметь свои отделения в субъектах федерации.

Многих потенциальных инвесторов сдерживает недостаточно эффективное управление предприятиями, в том числе теми, где имеется пакет акций, находящийся в собственности государства. Полномочное представительство Президента внимательно и конструктивно изучает возможность создания агентства, которое возьмет на себя функцию отслеживания экономической ситуации и осуществления практических мер, направленных на предотвращение кризисных ситуаций на предприятиях, расположенных на территории округа, выведение их из кризиса.

Завершая выступление, полпред еще раз подчеркнул глубокую заинтересованность в притоке инвестиций в нашу страну, в ее экономику, социальную сферу.

Техническая поддержка портала
Создано 15 февраля 2001. Отредактировано 15 февраля 2001.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.