Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Встреча Главы Республики Карелия С.Л. Катанандова с финно-угорской общественностью

В Петрозаводске 2 сентября в финно-угорской школе Глава республики Сергей Катанандов встретился с представителями Комитета по национальной политике, общественностью Карелии.

Главной темой для обсуждения стали проблемы, связанные с сохранением в республике национальной культуры, самобытности и языка.

- Нельзя закрывать глаза на тенденцию, появившуюся в Карелии в последние годы, - обратился к присутствующим С. Катанандов, - это миграция в республику разных народов. Уже созданы и активно развиваются различные общества: украинское, белорусское, татарское, еврейское, чеченские. Приходится решать вопросы, связанные со взаимоотношениями народностей.

Парадокс заключается в том, что представители этих организаций изначально намного активнее ведут работу по сохранению своей культуры, языка, нежели представители нашей карельской диаспоры. Обидно, но факт.

О причинах сложившейся ситуации недоумевают все, но по-прежнему гражданская позиция карел остается низкой, люди не видят смысла в изучении национальных языков, с трудом вовлекаются в общественную жизнь республики.

Бесспорно, среди карел, вепсов, финнов есть люди грамотные, умные, личности инициативные и деятельные. Тому примером может служить праздник, прошедший в Ведлозерской школе по поводу ее 165-летия. Все мероприятие прошло на карельском языке. Учащиеся вместе с преподавателями пели, танцевали, и было видно, что они этим живут, духом самобытности пропитана вся школа.

И как антипример - школа в Пряже, заметьте, национальном районе республики, где родной язык вообще не преподается. Почему? Вопрос открыт, как и в другом национальном районе - Калевальском, где, к великому стыду, карельский язык также не включен в расписание средней школы. Хочется узнать, почему это выпустили из виду делегаты IV съезда карелов, вепсов и финнов, прошедшего в 2001 году в п. Калевала. Обсуждали организационные вопросы, "слона" при этом не приметив…

Здесь возникает вопрос о нашей системе образования. В частности, о выпускниках наших высших учебных заведений, которые на соответствующих факультетах приобретают знания о родной культуре, традициях, языках и … уходят работать в совершенно другие отрасли, а то и вообще уезжают из страны. Можно ли их винить в этом? Вопрос не однозначен.

Хотя, судя по заявкам, приходящим из районов, школы тоже не горят желанием пригласить молодого специалиста со знанием языка. Так, со слов зав. кафедрой карельского и вепсского языков Петра Зайкова, в этом году пришла заявка только из Костомукши. "А раз в обществе нет потребности на людей, знающих язык, - подчеркнул глава правительства, - это как индикатор, как показатель того, что мы "в ступе воду толчем".

Не секрет, что на протяжении нескольких лет правительство выделяет немалые деньги на решение национальных вопросов и проблем. И что же, как в "бездонную бочку"? Что называется, "не в коня корм"?

На сегодняшний день огромные средства вложены в финно-угорскую школу. За десять лет ее существования произошло немало положительных изменений, но, по словам С. Катанандова, "не хватает динамики развития". Ведь когда открылась школа первостепенная задача заключалась в том, чтобы учить детей на родном языке на максимуме предметов. Самого родного языка в расписании на неделю - четыре. Достаточно ли для национальной школы?

В недалекой перспективе - аттестация этого учреждения, именно школы с углубленным изучением национальных языков. Будем надеятся, что процесс пройдет успешно, ведь в противном случае встанет вопрос о существовании финно-угорской школы вообще. В этом году первые выпускники школы по предложению главы республики покажут свои знания, умения и навыки на общественном совете. Вообще, сегодня пришло время отвечать. И вопрос ставится ребром:

- Период эйфории прошел, - сказал Сергей Катанандов, - обстановка складывается так, что нужно менять тактику поведения: если раньше мы приглашали людей из Калевалы и Олонца в столицу, то теперь надо сделать так, чтобы ребята закончили школу, университет и поехали работать в районы.

Не ждите инициативы от государства, - подчеркнул глава правительства, - общественности надо смелее и активнее действовать по системному продвижению национальных школ. Особенно в районах республики, где проживает большая часть коренного населения. Профессор Петр Зайков в своем выступлении отметил положительные сдвиги в развитии карельской культуры и языка за последние годы:

- Нельзя за 10 лет повернуть историю вспять, все равно как голову выкрутить на 180?. Процесс идет медленно, но, с другой стороны, разве много таких республик, где за такой период времени написаны учебники, грамматические пособия, ими в республике обеспечено все среднее звено школы.

В ходе обсуждения был затронут вопрос о национальных изданиях, выходящих в Карелии. На данный момент их шесть. К великому сожалению подписка, особенно на газеты, выходящие на карельском и вепсском языках, - невелика. Но о чем можно говорить вообще, если, к примеру, в Калевальской районной библиотеке газету на "калевальском диалекте" не выписывали.

Проблем много. Очевидно, что нельзя говорить о языке и только как о проблеме нашего общества. Совершенно резонно отметила министр образования Галина Разбивная:

- Когда в школу придут и культура, и образ жизни, глубинные исторические процессы, затем мы можем говорить о языке. Иначе мы теряем саму идею сохранения самобытности республики.

…Цыплят, как известно, по осени считают. Правда, они у нас такие хилые и беспомощные, хорошо, что вообще вылупились. И если каждый из нас не даст им по зернышку - вряд ли выживут.

Арина Тимонен

Техническая поддержка портала
Создано 4 сентября 2002. Отредактировано 4 сентября 2002.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.