Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
90 лет назад открылось сквозное движение поездов по железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск

30 декабря 1914 года вышло "Высочайшее повеление о скорейшем сооружении пути на Мурман", и менее чем через два года по новой дороге пошли поезда. Железная дорога от Петрозаводска до Мурманска была построена в рекордно короткие сроки - за один год и шесть месяцев. 16 ноября 1916 года на перегоне Боярская-Амбарный две партии рабочих - укладчиков, идя навстречу друг другу с севера и юга, на 537 версте от Петрозаводска завершили укладку последнего участка железной дороги. По старой традиции, здесь состоялась торжественная церемония забивки последнего, венчавшего дело серебряного костыля. Эта дата и считается официальным днем открытия.

Строительство Мурманской железной дороги являлось многонациональным. В Карелии трудились русские, карелы, финны. А также белорусы, армяне, черкесы, киргизы, татары и китайцы. Значительную часть контингента строителей составляли военнопленные немцы, мадьяры и австрийцы.

Значение этого события в истории России трудно переоценить. Строительство железной дороги обеспечило выход к незамерзающим гаваням Кольского полуострова, освоение природных богатств Севера, экономическое развитие края. Кроме того, страна получила единую трансконтинентальную транспортную систему от западных границ до берегов Тихого океана. Военно-стратегическое значение этого пути заключалось в том, что он проходил по внутренним районам империи и был практически неуязвим для противника.

В Первую мировую войну "Мурманка" сыграла решающую роль в перевозках военной техники и снаряжения от союзников. Поставки по морю в незамерзающий порт были самыми приемлемыми при слабом развитии наземных путей сообщения. Для фронта и для победы круглосуточно работала дорога в Великую Отечественную войну, обеспечивая перевозки ленд-лиза, продовольствия, техники и бойцов, формируя специальные санитарные и даже банные поезда.

Сегодня северный ход Октябрьской магистрали обслуживают два отделения. От станции Свирь до станции Лоухи - Петрозаводское отделение, далее на север - Мурманское отделение ОЖД.

В ближайшие выходные на отделениях пройдут праздничные мероприятия, посвященные открытию сквозного движения. В Карелии торжества начнутся с города Кемь. 18 ноября из Кеми в ретропоездку до исторического стыка на перегоне Боярская - Амбарный отправится электричка с журналистами, ветеранами, работниками кемского железнодорожного узла. У памятника строителям Мурманки состоится торжественный митинг. Далее праздник продолжится в кемском доме культуры.

В Петрозаводске праздничное мероприятие карельских железнодорожников с участием руководителей Октябрьской железной дороги, администрации Карелии и Петрозаводска состоится 24 ноября в 17 часов в Карельской государственной филармонии, где пройдут театрализованное представление и концерт, посвященные юбилею Мурманской железной дороги. Завершится празднование фейерверком.

Техническая поддержка портала
Создано 17 ноября 2006. Отредактировано 17 ноября 2006.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.