Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Посчитать и не прослезиться

Когда в кармане стольник, нет смысла брать такси и ехать в загородный клуб. Нормальная житейская логика, доступная, казалось бы, каждому разумному человеку. То же самое справедливо и для бюджетных денег, только для них – вдвойне: ведь бюджет наполняется вскладчину, и каждый налогоплательщик имеет право знать, что его деньги тратятся рачительно и с максимальной пользой.

О том, что выполнение доходной части бюджета РК в этом году идет крайне напряженно, написано и сказано уже много. Но с прошлых лет, когда картина была совсем другой, у руководства многих министерств и ведомств сохранилось представление: закон о бюджете – это документ первоначальный и приблизительный, и в процессе исполнения денег обязательно добавят…

Увы, 2007 год грозит стать исключением из приятного правила. О причинах рассказывает заместитель министра финансов РК Валентина Загуменнова.

- В прошлые годы, когда перевыполнялся план по доходам в бюджет республики, Минфин всегда вносил в Законодательное Собрание поправки в бюджет, касающиеся увеличения расходной части. Вот и сейчас министерства и ведомства, ожидая внесения таких поправок, по привычке подают в Минфин заявки на увеличение расходов. Таких заявок набралось уже более чем на миллиард рублей.

Но, к сожалению, не всегда перевыполнение плана по доходам говорит об общем благополучии. Бюджет-2007 был принят с предельным дефицитом. Мало того, и размер госдолга приближается к предельно допустимому размеру, определенному для Карелии в 3 миллиарда рублей. А сейчас наш государственный долг составляет 2,8 миллиарда, включая недавно зарегистрированный выпуск государственных облигаций.

Все доходы, которые мы получаем сверх плана, идут на финансирование дефицита бюджета. Изначально мы рассчитывали его покрыть с помощью продажи собственности, но вместо 450 миллионов рублей пока получили только 5.

Кроме того, предполагалось, что Минфин России выделит республике бюджетный кредит в размере 500 миллионов рублей, а выделено всего лишь 300. Так что выпадающие доходы тоже надо чем-то покрывать.

- Так все-таки, чего у нас сейчас больше – выпадающих доходов или сверхплановых?

- Дело в том, что львиная доля дополнительных доходов, которые нам удалось получить в первом квартале, получена за счет налога на прибыль. Оценить же исполнение этого источника можно будет только в 2008 году, по итогам декларирования предприятий. Экономическая ситуация, в которой находятся плательщики, постоянно меняется, и у нас нет оснований считать, что поступления от налога на прибыль сохранятся в том же объеме до конца года. Более того – я почти уверена, что этого не будет – ведь целый ряд крупнейших плательщиков этого налога («Карельский окатыш», ОАО «Кондопога», Октябрьская железная дорога и ряд других) пошли навстречу Минфину и перечислили свои платежи досрочно.

По этому источнику есть еще один существенный нюанс. Хотя по данным на начало апреля налог на прибыль и поступил сверх плана, но по итогам прошлого года целый ряд довольно крупных предприятий заявил сумму к возврату платежей. Так что дополнительные суммы, поступившие от налога, нивелировались этими заявками, и в итоге дополнительных поступлений по налогу на прибыль с учетом итогов декларирования за 2006 год практически нет. В общем, апрель показал, что поступления от налога на прибыль достигли только плановых показателей.

- А как обстоят дела с другими доходными источниками?

- Крайне сложная ситуация сложилась с поступлением акцизов. По информации из неофициальных источников, в целом по России произошли возвраты платежей нефтеперерабатывающим предприятиям, что не могло не отразиться на Карелии. По итогам марта мы недополучили 4 миллиона рублей. В апреле поступления от акцизов еще сократились: если в марте за аналогичный период поступило 20 миллионов рублей, то в апреле – только 6.

Очень напряженные показатели по формированию бюджета были приняты по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Принимая их, мы рассчитывали, что налоговые органы активизируют работу по сбору сложившейся задолженности, которая по данным Госкомстата составляет 320 миллионов рублей, в том числе 122 миллиона – с уже выплаченной зарплаты. Но чуда не произошло. По итогам первого квартала по этому источнику бюджет недополучил более 20 миллионов рублей. А учитывая, что значительная доля этого налога зачисляется в местные бюджеты, неблагополучная ситуация с доходами сложилось также в большинстве городских округов и муниципальных образований. По итогам квартала план по доходам не выполнили 10 районных бюджетов из 16, а по итогам марта – уже 12.

Более или менее благополучное положение с налогом на имущество, но и это результат того, что Минфин обратился к ряду предприятий с просьбой перечислить апрельские платежи в марте.

Стабильно не выполняется план поступлений по транспортному налогу. Несмотря на то, что в законе о бюджете этот источник заложен в объеме несколько ниже сложившейся налоговой базы, фактическое поступление от него более чем на 6 миллионов ниже прогноза. И это при том, что все сроки его уплаты уже прошли. По мнению Минфина, это также является следствием серьезной недоработки налоговых органов.

Той же причиной объясняют специалисты Минфина и провал со сбором земельного налога: за 2 месяца собрано лишь две трети от прогнозных показателей. Это еще более усугубило финансовое положение районов, и теперь мы вынуждены искать источники для оказания финансовой помощи большинству территорий. Помимо социальной значимости этой работы, от этого напрямую зависит и финансовое положение республики. Дело в том, что Карелия заключила договор с Минфином России о реструктуризации задолженности по бюджетным ссудам. Минфин РФ спишет нам почти 150 миллионов задолженности, но только при условии, что республика обеспечит своевременную и в полном объеме выплату зарплаты работникам бюджетной сферы. Республика сейчас не в том положении, когда можно позволить себе терять такие суммы.

- Мы пока что говорили об итогах первого квартала. Можно ли рассчитывать, что до конца года положение изменится к лучшему?

- Предварительная оценка доходных источников показывает, что для выполнения плана потребуется большая напряженная работа всех участников бюджетного процесса. Прежде всего – налоговых органов и ряда министерств и ведомств, которые ответственны за конкретные доходные источники. Придется поработать и администрациям городских округов и муниципальных районов.

Говорить же о каких то резервах для увеличения расходной части бюджета сейчас не приходится. При составлении бюджета на 2007 год в нем уже была заложена мобилизация дополнительных доходов в сумме 500 миллионов рублей, которые не подтверждались на тот момент никакими конкретными прогнозами. Так что теперь все ведомства должны вскрывать все имеющиеся резервы, чтобы обеспечить поступление этих средств.

Неблагоприятно складываются и внешние факторы. Об акцизах я уже говорила, а есть еще изменения федерального законодательства по игорному бизнесу, в результате которых республика по самым скромным подсчетам потеряет 50 миллионов рублей.

А ведь мы еще оставили за скобками тот факт, что предприятия, уплатившие налог на прибыль, вправе изменить декларацию за предшествующие годы, что также означает возврат платежей из бюджета; по итогам декларирования за 2006 год в апреле нам уже предъявлено к возврату более 60 миллионов рублей.

Так что в данный момент главная задача – выполнить прогнозные показатели по доходам. Ожидать дополнительных поступлений в этом году пока, увы, не приходится.

Беседовала Тамара Спектор

Техническая поддержка портала
Создано 24 апреля 2007. Отредактировано 24 апреля 2007.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.